Агротуризм в системе национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Агроэкотуризм - относительно новый для Беларуси вид отдыха. Сегодня гостей принимают более чем в 700 усадьбах, расположенных в самых живописных уголках страны, с такими атрибутами как вкусная, экологически чистая пища, свежий воздух и искреннее радушие хозяев. Молодое направление в туристическом бизнесе – сельский туризм (агротуризм, зеленый туризм) предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и участия в сельскохозяйственных работах.

Работа содержит 1 файл

Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы его развития.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

      

 

3. Направления и  перспективы развития агротуризма в Беларуси

 

     Власти  считают, что агротуризм должен «вытянуть» въездной туризм. Поэтому даже доводится  план по количеству усадеб в каждой области. Однако как бы плановое развитее сельского туризма не погубило это хорошее начинание. Ведь каждый регион имеет свою специфику. Есть традиционно курортные зоны, есть крепкие сельскохозяйственные территории. И пусть бы каждая развивалась в соответствии со своими способностями и возможностями. В одном районе и двух агроусадеб достаточно, а где-то может быть хоть двадцать в одной деревне.

     Кроме того, пока у нас не будет нормальной инфраструктуры, придорожного сервиса  глупо надеяться, что избалованные комфортом западноевропейские туристы хлынут в Беларусь.

     В настоящее время, по данным хозяев агроусадеб, более 90% отдыхающих — граждане Беларуси. Официальной статистики нет, но говорят, что в минувшем году в агроусадьбах отдохнуло 70 тысяч туристов. Между тем, иностранцам выгодно отдыхать в усадьбах, ведь в отличие от санаториев, в них один прейскурант для граждан любой страны.

     Рассматривая  перспективы агротуризма, хотелось бы отметить прежде всего потенциально экономические положительные эффекты:

     · источник дохода, рабочих мест для сельского населения

     · встраивание в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, 
предполагающий применение ИТ, современную организацию работы отрасли 
(производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта) предполагает 
качественное развитие таких факторов производства как трудовые ресурсы и 
технологии применительно к конкретной территории

     · повышение рыночной стоимости земли и недвижимости на данной территории, качественное улучшение инфраструктуры, жилищного и гостиничного фонда (собственных домов и личных подворий в случае микрогостиниц)

     · использование преимущественно незатратных/небюджетных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия

     В 2006 году стартовала кредитная программа для агроусадеб от Белагропромбанк, который с 2012 года финансирует только те проекты, которые соответствуют высоким экологическим критериям. Теплоизоляция и энергосбережение, экологические строительные материалы, наличие устойчивой и экологически продуманной концепции развития становятся необходимыми условиями, чтобы получить кредит. Государство поддерживает эти начинания посредством особой программы.

     В долгосрочной перспективе новое  направление кредитной программы  оправдывает себя и приносит колоссальные экономические результаты для банка. Получатели кредитов экономят в последующие годы большие объемы тепловой и электроэнергии благодаря современному оборудованию своих усадеб, что помогает им погашать кредиты Белагропромбанка.

     Можно предложить основные направления работы по развитию агротуризма в Беларуси:

     - частные агроусадьбы во всех регионах Беларуси в 2015 году есть,

     - различные варианты размещения– апартаменты, комнаты, деревянные домики семейные отели, а также небольшие площадки для кемпинга.

     - упростить процедуру получения виз для  иностранных граждан: виза может быть получена на любом пограничном переходе страны путем несложной процедуры, число иностранных туристов существенно возросло.

     - развитие экологического водного туризма. Будет возможность получить информацию о лучших водных маршрутах, действующих в стране, нормах законодательства об охране природы и агротуристических усадьбах, расположенных неподалеку от рек и озер можно.

     - развитие  велотуризма.

     - издание путеводителей, которые используются в рекламных целях на туристических выставках за границей, раздаются бесплатно или по запросу высылаются заинтересованным туристам белорусскими посольствами за рубежом.

     - проводить обучающие мероприятия  для хозяев усадеб

     - правительство Беларуси при поддержке международных программ Европейского Союза разработать проект по распространению иностранных языков для белорусов.

     - при финансовой поддержке государства транспортной инспекции разработать графики движения и справочной информации на нескольких языках.

     - авиакомпаниям, ж/д транспорту предлагать продажу билетов в режиме online через Интернет, с оплатой кредитными картами.

     - сохранять благоприятный инвестиционный климат

      

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

     В европейских странах, где жилищный фонд в сельских районах в целом изначально имеет достаточно высокий уровень комфортности, концепция агротуризма основывается в первую очередь на использовании ресурсов домашних хозяйств в качестве средств размещения и на туристических ресурсах местных сообществ в целом. Таким образом, господствующая в Европе концепция агротуризма ориентирована на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях.

     Эту модель с середины 90-х годов не раз пытались реализовать во многих регионах России, Украины организуя локальные гостевые сети при поддержке региональных властей и зарубежных спонсоров. Только масштабный рынок, где встречаются спрос и предложение, будет устойчиво функционировать и даст хорошую финансовую отдачу как на уровне хозяйств, так на уровне отрасли. Итак, остановимся чуть подробнее на этих условиях.

     В число необходимых условий реализации данной модели входит:

     а) наличие свободного или условно свободного жилого фонда в сельской местности, включая малые города;

     б) достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние этого фонда (как правило, это частные дома с автономной системой обеспечения);

     в) системная государственная поддержка агротуристических хозяйств: 
принятие политического решения о развитии агротуризма как важном 
направлении социально-экономической политики;

     г) нормативно-правовое обеспечение (принятие соответствующих законов и госпрограмм)

     д) внедрение ИТ, позволяющее создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме;

     е) организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, включение механизмов межмуниципального сотрудничества и пр.

     ж) создание объединений субъектов агротуризма, в функции которых входит работа по категоризации, стандартизации и пр., что призвано обеспечить 
качество услуг в секторе, рекламно-информационное обеспечение, система 
централизованного бронирования в режиме реального времени через 
общеевропейские порталы и др. функции;

     ж) рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного 
национального и региональных агротуристических продуктов;

     з) многоканальная финансовая поддержка: не только льготное кредитование или прямое дотирование агротуристических хозяйств при льготном налогообложении, но и вливания в материально-техническую инфраструктуру территории – дороги, канализация, водо-, газо-, энергоснабжение, связь и пр [20, c. 12].

     Таким образом, формирование отраслевого  комплекса аграрного туризма  может стать одним из перспективных направлений развития сельской экономики Беларуси будет способствовать:

    • Повышению уровня доходов сельского населения
    • Обеспечению занятости населения
    • Развитию экономики,  социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности
    • Сбыту продукции личных подсобных хозяйств
    • Преодолению процесса деградации сельских регионов
    • Сохранению, воссозданию культурного наследия, национальной самобытности регионов и традиций.

     Министерства  спорта и туризма Беларуси готовит  проект указа, в котором предлагается до конца 2020 года продлить упрощенное налогообложение в размере одной базовой величины для владельцев агроусадеб, при этом не требуя от них регистрации ни в качестве индивидуальных предпринимателей, ни в качестве юридического лица. Преференции будут распространяться как на владельцев агроусадеб, имеющих до 10 спальных мест (ранее действовало ограничение до 5 спальных мест), так и на агротуристические комплексы, действующие при сельхозпредприятиях. Белагропромбанк также планирует продолжить свою программу по льготному кредитованию агротуризма. Все эти меры позволят стабильно работать сельскому туризму и, следовательно, будут способствовать развитию сельских территорий.

     Среди выявленных в ходе Программы содействия развитию туризма в Беларуси недостатков, на сегодня более всего беспокоит следующее:

     1.   Опыт стратегического планирования показывает, что на данном этапе на муниципальном уровне недостаточно кадров для проведения правильной оценки турпотенциала и перевода его в реальные турресурсы для создания полноценного и конкурентоспособного на внешнем рынке турпродукта. Это еще раз говорит о необходимости координации агротуристической деятельности на уровне регионов и о поддержке межмуниципальной кооперации в деле создания агротуристических маршрутов, агротуристических дестинаций и агротуристических регионов.

     2.   Приоритет тактики в ущерб стратегии. Недостаточно осознана необходимость комплексного подхода при оценке турпотенциала, столь важный социокультурный аспект на практике нередко уходит на последний план. При отборе проектов необходимо подходить не с позиций быстро меняющейся моды и из прочих тактических соображений, а с учетом историко-культурных, социокультурных, экологических и пр. уникальных для территории аспектов, на которых в результате и строится наиболее экономически перспективная в туризме стратегическая линия. Принятие решений в угоду неграмотным инвесторам чревато разрушением исторически сложившейся социокультурной среды, таких ценных в стратегическом плане факторов формирования турпродукта, как ландшафтная, историко-архитектурная среда и пр. Подытоживая сказанное, отметим, что для последовательной реализации необходимых условий создания масштабного эко-агротуристического рынка и формирования в республике эффективно работающего и доходного эко-агротуристического сектора на базе ресурсов сельских территорий и малых городов, применения современных методов организации работы отраслей и ИТ необходима разработка национальной концепции развития эко-агротуризма в республике. Прогнозируемый эффект - создание динамичного и доходного сектора туриндустрии, повышение уровня и качества жизни в провинции, формирование нового отвечающего вызовам времени социокультурного пространства. 
 
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1. Указ Президента Республики Беларусь  от  2 июня 2006 г. № 372 «О мерах  по развитию агроэкотуризма в  Республике Беларусь»

     2. М. Загорская «Туризм-2015: В агроусадьбах  улучшилось качество санузлов  и кроватей, а визы больше не  нужны», Народная газета, 26.02.2010 

     3.  С. Кулягин «Возвращение к истокам», БЕЛТА, 20.10.2009

     4. Лащенко Н.С. научный сотрудник  РИК «К вопросу о разработке концепции развития сельского туризма (агротуризма) в российской провинции: экономический, социальный и социокультурный аспекты»,  Москва

  1. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. - М.: Агропромиздат, 2005. - 310 с.
  2. Высотенко В. Н. Организационные и правовые вопросы развития агроэко-туризма в Республике Беларусь //   Эко- и агротуризм: Перспективы развития  на локальных территориях: Тезисы докладов 2 международной Научно-практической конференции. РБ.: РИО БарГУ, 2010
  3. Герасименко В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье, 1997.
  4. Горбылева З. М. Экономика туризма. Мн.: БГЭУ, 2004.
  5. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности, М. 1996г.
  6. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. //Известия РАН. Серия географическая. - 2008. - №4 с.92-94
  7. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме, Мн. 2006г.
  8. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме, М. 1994г.
  9. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма, Мн. БГЭУ 2004г.
  10. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. - М.: Мысль, 2009. - 238 с.
  11. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - 207 с.
  12. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Мн., 2001.
  13. Панов И.Н. Агротуризм. //География. - 2007. - №45. - с. 11.
  14. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 209
  15. Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве, Мн. 1996г.
  16. Решетников Д. Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2008. № 2.
  17. Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых. - 2009. - №21
  18. Шаршавицкий В.М. Неотложные задачи совершенствования отраслевого управления туристским сектором Республики Беларусь в условиях современных интеграционных процессов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. М.: РМАТ, 2006.

Информация о работе Агротуризм в системе национальной экономики