Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:41, курсовая работа
Агроэкотуризм - относительно новый для Беларуси вид отдыха. Сегодня гостей принимают более чем в 700 усадьбах, расположенных в самых живописных уголках страны, с такими атрибутами как вкусная, экологически чистая пища, свежий воздух и искреннее радушие хозяев. Молодое направление в туристическом бизнесе – сельский туризм (агротуризм, зеленый туризм) предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и участия в сельскохозяйственных работах.
2)
сохранение естественной
3)
поддержание традиционного
И еще хотелось бы обратить внимание на один момент. В русском языке есть прилагательное "экологический", которое по отношению к туризму означает его ориентацию на экологические ресурсы, и есть слово "экологичный", т.е. экологически безопасный, или устойчивый.
Изначальной причиной обращения к агротуризму в странах Западной Европы, пионерах этого направления, был кризис европейской модели сельского хозяйства, проигрывавшей активно наступавшим американским конкурентам. Агротуризм сразу стал рассматриваться в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики.
В
европейской практике агротуризм стал
компонентом крупной социально-
Одним из важных факторов мотивации привлечения потенциальных хозяев средств размещения в агротуристический сектор является рост цен на недвижимость. Качественная недвижимость в живописных местностях в странах Европы является не только комфортным местом проживания, но и совершенным инструментом сохранения и приумножения личного и семейного капитала. Это прямо относится к капиталовложениям в переобустройство и дооборудование домов и нежилых строений для приема туристов и ведения малого гостиничного хозяйства. При этом три фактора, плюсуясь, давали кумулятивный эффект, а именно: организованная государством система льготного кредитования (или дотирования) при весьма льготном налогообложении хозяев агротуристических объектов; двойной эффект от роста цен на рынке недвижимости – как страховка капитала и как прибыль, не требующая дополнительных усилий, а также реальные текущие доходы непосредственно от агротуристического бизнеса. Все это делало вхождение в агротуристический бизнес привлекательным для домохозяев. К сожалению, пока эти факторы не включены в Беларуси.
Как показывает мировая практика, помимо господдержки, успех агротуризма как сектора туриндустрии обеспечивают многие позитивные факторы - от внутриотраслевых до общесоциальных:
1. Высокая экономическая эффективность модели на микроэкономическом уровне. Высокоэффективная структура затрат при производстве турпродукта обеспечивает низкую себестоимость и, следовательно, его высокую конкурентоспособность по сравнению с другими, более затратными и, следовательно, более дорогими, видами турпродуктов. При этом позволяет варьировать пакет туруслуг от VIP до самых простых запросов клиентов.
2. Высокая
конкурентоспособность турпродукта по
показателю цена-
качество, заложенная в его микроэкономической
модели.
3. Современная организация агротуристического бизнеса позволяет удерживать конкурентоспособные цены по сравнению с другими секторами туриндустрии (стоимость размещения в агротуристическом секторе ниже, чем в гостиничном).
Модель
удовлетворяет запросы широкого
социального слоя - среднего класса
(учитывает специфику его
Концепция
агротуризма учитывает
Ключевым фактором превращения агротуризма в сектор в туриндустрии является политическая поддержка региональных и центральных властей, что доказывает международный опыт.
Необходимым
фактором успешного функционирования
агротуристического сектора является
применение современных информационных
технологий, создание электронных баз
данных и интерактивных агротуристических
порталов.
Появление в деревнях туристических объектов заставляет сельчан внимательнее присматриваться к новым соседям и активно сотрудничать: предлагать свой локальный продукт - от домашнего молока и сметаны до возрождения забытых ремесел и традиций. Выгода такого взаимодействия очевидна, и, судя по всему, это может помочь вытащить некоторые деревни из трясины вымирания, привлечь инвестиции в село, создать новые рабочие места и пополнить местный бюджет.
Многие усадьбы в Беларуси сегодня превратились в настоящие культурные центры, мини-музеи, при этом некоторые из них имеют государственный статус. Здесь собраны уникальные экспонаты сельского быта белорусов, произведения местных ремесленников и мастеров, возрождаются старинные обряды, праздники, национальные рецепты и технологии приготовления блюд, традиционные ремесла.
Могилевский регион при более креативном подходе местных властей и самих хозяев агроусадеб способен создать вполне конкурентоспособный туристический продукт. Но для того чтобы окончательно развеять миф о бесперспективности региона, нужно активно поработать. Ведь некоторые чиновники на местах и "специалисты" до сих пор думают, что в Могилевской области в сфере туризма практически нет ничего привлекательного, а в сельских районах тем более. Но им и невдомек, что иностранца может привлечь в золотом осеннем убранстве березовая рощица, родник с кристально чистой водой, заросший мхом седой валун на старом городище и даже процесс доения буренки - живой мини-фабрики по производству молока. А чем не туристический объект картофельная грядка? Можно ведь подойти к этому вопросу творчески, например, посадить какие-нибудь редкие сорта картофеля, поставить рядом стенд с наглядным материалом, рассказать об особенностях выращивания корнеплода и завершить демонстрацию совместным приготовлением оригинального и многими любимого блюда - печеной "бульбачкі" на углях и т.п.
На
первом этапе можно сделать скидку
на то, что сельский туризм - достаточно
молодое направление в Беларуси, а те,
кто первыми шагнули на этот путь, очень
смелые люди, поскольку пока подобный
вид отдыха не так у нас популярен, как
за рубежом. В то же время интерес к нему
обусловлен небольшими затратами и близостью
к природе. Жители шумных городов стремятся
найти место для отдыха поближе к прекрасным
уголкам девственной природы, где есть
реальная возможность смены обстановки.
Поэтому многие выбирают уют скромных
деревенских домов и спокойную, размеренную
сельскую жизнь. И ряды белорусских горожан,
предпочитающих зарубежным курортам отдых
в деревне, пополнятся, когда в сельских
усадьбах будет предоставляться не только
ночлег и вкусная домашняя еда, но и широкие
возможности для активного и познавательного
времяпровождения [12, с. 45].
Рисунок - Динамика численности населения Республики Беларусь в городах и сельской местности
Примечание – Источник: 6.
В Беларуси с 1994 г. происходит уменьшение общей численности населения. Значительно замедлился рост численности городских жителей (рис. 1). Наибольшим он был в 1981–1985 г., когда среднегодовой прирост городских жителей составил 182,7 тыс. чел., в 1991–1995 гг. он уменьшился до 25,9 тыс. чел., а в 2001–2005 гг. – до 9,1 тыс. чел.
В каждой усадьбе должен быть свой бренд, своя, только присущая ей изюминка. К примеру, усадьба под Бобруйском "Изабелла" построена на развалинах дома древнего княжеского рода Забелло. Здесь действительно созданы прекрасные условия для отдыха, но эта агроусадьба стала бы еще привлекательнее для гостей, если бы в полной мере использовала исторический потенциал. Например, можно обустроить одну из комнат в стиле средневековья, превратив ее в мини-музей княжеского рода, с представителями которого связано множество легенд, организовать целый туристический маршрут в усадьбу магнатов, где в старинном парке сохранилась их усыпальница и т.д., причем к проекту можно было бы попробовать подключить и самих потомков князей.
Благодаря программе поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, работе Белорусского общественного объединения "Отдых в деревне" (создано в 2002 году) удалось многого достичь в плане организации сельского туристического бизнеса, направив его в нужное русло. С этой целью проводятся семинары, конференции, консультации, практикумы и др. Но все это будет гораздо эффективнее, когда в работу активно включатся местные историки, краеведы, географы, экологи, народные мастера, когда перспективность начатого дела осознают местные чиновники и появятся целевые программы и финансирование, направленные на реализацию проектов по развитию отдельно взятых территорий и туристических продуктов.
В настоящее время в различных регионах Беларуси созданы уникальные экологические и мемориальные маршруты, разработаны концепции, действуют центры и общественные советы по развитию агроэкотуризма, проводятся агрофестивали, но этого крайне мало, чтобы достойно продвигать белорусский турпродукт на международном рынке. Крайне не хватает в Европе положительной информации о Беларуси и ее привлекательности для туристов. Серьезным сдерживающим фактором кроме визовой политики является отсутствие сопутствующей инфраструктуры, в том числе обычных унифицированных дорожных указателей, подробных автомобильных карт и т.д. И здесь необходимо, чтобы свое плечо подставило государство. Хотя надо отдать ему должное: по поддержке сферы агроэкотуризма прилагается немало усилий. Благодаря разработанной и принятой за сравнительно короткое время законодательной базе в Беларуси созданы одни из самых благоприятных на постсоветском пространстве условий для развития сельского туризма.
Созданный в стране благоприятный климат в сфере агроэкотуризма привел в последнее время к настоящему буму: усадьбы стали расти как грибы, теперь их уже 722 (на 1 января 2009 года насчитывалось 474). И можно не сомневаться, что за два, а то и за год республика без особых трудностей достигнет заветной цифры в 1000 агроусадеб и вплотную приблизится по их количеству к европейским соседям. Такой значительный прирост новых хозяев создаст здоровую конкуренцию на этом развивающемся рынке туруслуг, повысит их качество.
Агроэкотуризм сегодня - это в основном туры выходного дня для граждан Беларуси и составляющая часть общего тура по стране для иностранцев. Не менее важно научиться показать и продвигать свой туристический продукт. В Европе есть даже целые города-музеи, и у нас наверняка есть о чем рассказать практически каждому населенному пункту. Главное - позиционировать свое дело как туристический объект и активно продвигать его, привлекая потенциальных партнеров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм - это продажа новых впечатлений и положительных эмоций [5, с.78]
За прошедшие 16 лет популярность сельского отдыха в стране значительно увеличилась. Если в 1990г. Беларусь принимала всего16 тыс. агротуристов, то в прошлом году этот показатель достиг отметки 51 тыс. чел. и, по прогнозам Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Беларуси, к концу 2010г. перешагнет 100 тыс. рубеж. Доля зарубежных гостей за тот же период возросла с 10 до 18%. Финансовый оборот в отрасли по сравнению с серединой 1990-х гг. увеличился в 7 раз - с 1,5 млн. до 10,5 млн. белорусских рублей). Особое внимание власти уделяют развитию инфраструктуры агротуризма в экономически менее развитых районах, где чрезвычайно остро стоит проблема занятости сельского населения.
По данным БГУ статистики, к концу 1998 года в Беларуси было зарегистрировано 1200 хозяйства, предоставляющих деревенский отдых, что на 14,7% больше, чем в 1997 году. 45% этих хозяйств находятся на юго-востоке Беларуси, в основном, в областях г. Брета(27,6%). В центральных районах Беларуси сосредоточено 24% объектов для деревенского туризма, большая часть которых сконцентрирована в Минской области(15%). Менее всего распространен деревенский туризм на севере Беларуси. В настоящее время число крестьянских дворов в Беларуси, оборудованных для приема туристов приближается к 1 тыс.
Так же, как и в других странах, предназначенные для приема туристов белорусские сельские дворы имеют единую систему классификации, обозначающую "цветками" уровень предоставляемых услуг. Большинство агрохозяйств в стране (85%) относятся к категории 2-3 "цветка". Стоимость проживания в них варьируется от 25 до 200 тыс. бел.рублей ($12-$90). Стоимость проживания в сельских домах также зависит от сезона. Каждое агрохозяйство, в зависимости от спроса, выделяет несколько периодов: от "А", когда действуют базовые цены, до "D" - пики сезона. Продолжительность этих периодов и цены размещения значительно варьируются в зависимости от района страны., например, базовые цены на проживание, как правило, действуют с конца февраля по начало апреля, и с конца октября до середины декабря. Период "В" здесь приходится на начало апреля - середину мая и середину сентября - конец октября. Цены в период "В" составляют около 125% от базовых. Период "С" длится с конца мая до конца сентября (140%), а наибольший спрос на услуги агрохозяйств в Бресте наблюдается в конце декабря - начале января - в периоды рождественских и новогодних праздников (155%). На севере страны ситуация несколько иная. Притом, что базовые цены на проживание здесь на 7-10% ниже, чем в заподной Беларуси, часто выделяют только два периода - "А" (середина января - начало апреля, середина апреля - начало мая и начало октября - середина декабря) и "В", когда цены вырастают на 10-15%.
Информация о работе Агротуризм в системе национальной экономики