Взаимосвязь моральной и правовой стороны общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

В работе предпринята попытка выявить тесную взаимосвязь всех видов социальных норм. Особенно это касается права и морали, этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Понятие общественного порядка…………………………………… 4-5
2. Правовая сторона регулирования общественных отношений… 6-7
3. Мораль и её место в общественных отношениях……………… 8-9
4.Взаимосвязь моральной и правовой стороны регулирования
общественного порядка…………………………………………….. 10-15
Заключение………………………………………………………….. 16-17
Список использованной литературы………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

контрольная 1.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Но, несмотря на то, что право и мораль наравне выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал, у них есть существенные различия.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество – его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.

По–другому формируется мораль. Ее нормы не формируются государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения – классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

2.Правовая и моральная стороны обеспечения общественного порядка различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права – не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах принудить, заставить.

Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный характер, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельная норма относится ко всем. Речь идет о принципе – о том, что в праве заложен принудительный характер, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органом. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

3.Право и мораль отличаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы, регулирующие общественный порядок, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей.

Но моральные нормы – это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.

Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов. Тем не менее, в отличие от права, которое представляет логически стройную и структурированную систему; мораль – относительно свободное, внутренне не систематизированное образование.

4.Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия
на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного – неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

5.Право и мораль различаются по характеру и порядку ответствен­ности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юриди­ческую ответственность, причем порядок ее возложения строго регла­ментирован законом – он носит процессуальный характер. Его соблю­дение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юриди­ческой ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.[7]

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это – ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.             

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важ­ные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, то­варищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.л. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу сво­бодных и добровольных душевных движений.

8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы, Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь в определённой ступени социальной эволюции. 

                      

 

 

 

 

 

                                  Заключение

Данная контрольная работа была посвящена теме: «Взаимосвязь моральной и правовой стороны общественного порядка». Этот вопрос всегда был, и будет актуален так как с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности  и общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения “Все, что не запрещено законом – разрешено” в регулировании общественного порядка.  Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, исправляют его правовое поведение.

 

Право  должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

В заключении хочется выразить надежду, что Россия встанет на путь где будет являться правовым государством на деле, а не на словах, где государство, право и мораль будут находиться в тесном взаимодействии и в котором высшей ценностью станет человек и его права.

 

 

 

 

           

 

            Список использованной литературы

                     Нормативно- правовые акты

1.      Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.

      Учебная, научная, монографическая литература, материалы                                                         периодической печати

1.      Р.Г.Апресян. Мораль // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. Этическая энциклопедия

2.      Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. Учебник./ М.: «Эксмо». 2005.

3.      Григорьева М.А.Гражданский правопорядок: Проблемы понимания/                   М.А.Григорьева.// Закон и право. 2008. №8

4.      Кропоткин. П.А. Этика/М. 2000.

5.      Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - 2-е изд./  М.: Юристъ.2001.

6.      Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права./ М. 2001.

7.      Ожегов С.И. Словарь русского языка/ М.1987.

8.      Современная универсальная Российская энциклопедия/М. 2000.

9.      Спиридонов Л. И. Теория государства и права/ М.: «Проспект».2001

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Университетский учебник/М.: Омега- Л», 2006.

11. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник./ Под редакцией д.ф.н.  Г.В.Дубова./М.: «Щит-М».2003.



[1] Григорьева М.А.Гражданский правопорядок: Проблемы понимания/                   М.А.Григорьева.// Закон и право. 2008. №8. С. 64.

 

[2] Григорьева М.А.Гражданский правопорядок: Проблемы понимания/                   М.А.Григорьева.// Закон и право. 2008. №8. С.65.

 

[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Университетский учебник/М.: Омега- Л», 2006.С.138.

 

[4] Р.Г.Апресян. Мораль // ЭТИКА: образовательный ресурсный центр. Этическая энциклопедия

 

[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - 2-е изд./  М.: Юристъ.2001.С292.

 

[6] Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник./ Под редакцией д.ф.н.  Г.В.Дубова./М.: «Щит-М».2003.С.83-84.

 

[7] Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права./ М. 2001. С.237.

 


Информация о работе Взаимосвязь моральной и правовой стороны общественного порядка