Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:03, контрольная работа
В работе предпринята попытка выявить тесную взаимосвязь всех видов социальных норм. Особенно это касается права и морали, этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Введение…………………………………………………………………... 3
1. Понятие общественного порядка…………………………………… 4-5
2. Правовая сторона регулирования общественных отношений… 6-7
3. Мораль и её место в общественных отношениях……………… 8-9
4.Взаимосвязь моральной и правовой стороны регулирования
общественного порядка…………………………………………….. 10-15
Заключение………………………………………………………….. 16-17
Список использованной литературы………………………………. 18
2
НОУ «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»
Псковский филиал
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Профессиональная этика
Тема: «Взаимосвязь моральной и правовой стороны
общественного порядка»
Проверил: Выполнил:
к.ф.н. Глухов В.А. Иванов Александр
2010
Введение…………………………………………………………
1. Понятие общественного порядка…………………………………… 4-5
2. Правовая сторона регулирования общественных отношений… 6-7
3. Мораль и её место в общественных отношениях……………… 8-9
4.Взаимосвязь моральной и правовой стороны регулирования
общественного порядка…………………………………………….. 10-15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………. 18
Общество-это сложный организм, целая система разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочивании, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, религиозные нормы и нормы права.
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Очень важно выявить тесную взаимосвязь всех видов социальных норм. Особенно это касается права и морали, представляющих наиболее важный интерес.
Я выбрал данную тему для написания контрольной работы, потому что считаю, ее очень актуальной. Ведь юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям.
Понятие общественного порядка
Прежде всего, нам следует понять, что же является общественным порядком, а после этого определить взаимосвязь моральной и правовой стороны его, найти сходства и различия.
Так что же такое «общественный порядок? Совершенно ясно, что это нечто организованное, систематичное, правильное. В толковых словарях русского языка он определяется как «состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего-нибудь». В философии под порядком понимается «ясная и чёткая организация какой-либо сферы деятельности», «устойчивость и организованность общественной жизни».
В наше время всё больше внимания уделяют такой разновидности порядка как правопорядок. В современной литературе в отношении правопорядка широко представлены позиции, которые его определяют как упорядоченную систему общественных отношений, основанных на правовых предписаниях, устанавливаемую в обществе в результате соблюдения требований правовых норм.
Так, например, Н.Г. Александров указывал, что правопорядок представляет собой «такой порядок в волевых общественных отношениях, регулируемых правовыми нормами, который устанавливается посредством обеспечения точного исполнения законов и выражается в неуклонном выполнении юридических обязанностей участниками правоотношений и в реально гарантированном осуществлении их субъективных прав».[1]
По мнению С.С. Алексеева, правопорядок- это « состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности».
В.Я. Любашиц и А.Ю.Мордовцев полагают, что правопорядок – это «система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм».[2]
Но это, что касается именно правопорядка который понимается как некий эталон поведения субъектов, закреплённый в законе.
А что касается самого порядка в целом, то можно его определить как сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм внеправовых обычаев, традиций и ритуалов.
Итак, после того как мы выяснили, что такое порядок и то, что важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: как нормы права, так и моральные нормы, которые обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития, следует узнать какое именно место любые из этих норм занимают в процессе регулирования общественного порядка.
Правовая сторона регулирования общественных
Для того чтобы в полной мере разобраться в правовой стороне общественного регулирования лучше начать с основного, с понятия права. Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. А особенно значимо то, что право является одним из важнейших (если и не самым важным) регуляторов общественных отношений, т.е. назначение права состоит в определении поведения людей, в их объединении, а также в том, чтобы дать направление их развитию и упорядочить их поведение. Например, В.Н. Хропанюк, автор учебника по теории государства и права, видит задачу правового регулирования, прежде всего в обеспечении общественного порядка, интересов и свобод граждан.[3]
В нормах права действительно моделируются те или иные общественные отношения, предусматриваются права и обязанности участников отношений и меры обеспечения этих прав и обязанностей.
Статья вторая Конституции Российской Федерации говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Но вместе с тем, осуществляя свои права и свободы человек не должен при этом нарушать права и свободы других людей. Это также нашло закрепление в Конституции, в статье 17 пункта 3 – «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Из всего этого можно сделать вывод, что действия граждан по осуществлению своих законных возможностей не должны нарушать права и обязанности других лиц, что и является одной из важнейших составляющих правомерного поведения. Все эти действия должны регулироваться правом, так как без правового регулирования люди не смогут сосуществовать вместе, а право в свою очередь зависит от человеческого общества.
Ещё социальная школа возникновения права называла его главной целью – урегулирование общественных конфликтов, именно поэтому право указывает человеку на один из вариантов возможного поведения, которое является должным или допустимым. А человек в свою очередь, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение, учитывая предъявляемые к нему требования и сообразовывая свои поступки с существующими правилами, тем самым он избегает каких- либо предпосылок возникновения разногласий. Ведь и окружающие, и общество, и государство, в свою очередь, соответствующим образом реагируют на различные варианты поведения – одобряют, поощряют, наказывают. Следует помнить что, поведение человека, не совпадающее с нормами установленными государством, считается преступлением и карается со всей строгостью закона, невзирая на мнение человека.
Воздействию права подвергаются многочисленные переплетающиеся между собой отношения и их отдельные стороны. Из этого, однако, нельзя делать вывода, что абсолютно все существующие отношения подвергаются правовому регулированию. Ему подлежат только те отношения, которые по своему характеру могут быть подвергнуты официальному нормированию, а из них именно те, которые многократно повторяются. И в то время, когда заканчиваются рамки действия права, открывается простор для морального регулирования.
Мораль и её место в общественных отношениях.
И снова следует начать с понятия морали. Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью и другим.[4]
Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, достойном и недостойном. Общество может признать поступок нравственно хорошим, хотя он и плох, невыгоден для конкретного индивида, и наоборот, аморальным может признаваться поведение, вполне одобряемое самим индивидом. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением и совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые, межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Конечно, всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и другое), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, общепризнанной властью их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер, выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.
У морали есть множество функций такие, как коммуникативная, оценочно- императивная, ориентирующая и другие, но ведущей признаётся регулятивная, которая включает в себя ряд вышеперечисленных функций.[5] Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учёта интересов других людей. Но суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идёт саморегуляция личности и социальной среды в целом. Здесь человек сам ставит себе требования и сам же их выполняет, как сказал Гегель : «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе». Независимость нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон.
В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.
Взаимосвязь моральной и правовой стороны
регулирования общественного порядка
Взаимосвязь моральной и правовой сторон очевидна, мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. С ростом морального уровня общественного сознания возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, т. к. исполнение предписаний правовых норм воспринимается членами общества как моральный долг перед обществом и государством, вот так происходит взаимопроникновение норм права и норм морали.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе.[6] Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые). Нормативность – это общее для них свойство, позволяющее регулировать поведение людей. Как в правовых, так и в моральных нормах присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы. При этом объекты морального и правового регулирования во многом совпадают. Однако регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами.
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали, а потому правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей, тем самым оказывая воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.
Право, как и мораль, отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность их проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, они общеобязательны и обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином "поле" социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм права и морали.
Информация о работе Взаимосвязь моральной и правовой стороны общественного порядка