Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Взаимоотношения между пациентом и медицинским работником не могли появиться раньше, чем появилось общечеловеческие, не могли они возникнуть и раньше, чем появились профессии врача, медицинской сестры, акушерки. С течением времени медицина превратилась из искусства в систему научных знаний и практической деятельности, появилась медицинская техника, но отношения между медработником и пациентом остаются первостепенно важными. Важная роль в регуляции взаимоотношений между медработником и пациентом играют правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия.

Содержание

Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками.
Введение
Становление взаимоотношений
Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
Модели взаимоотношений
Взаимоотношение, основанное на специфике состояния и особенностей пациента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 26.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации 

Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования  

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Медицинская биоэтика»

На тему: «Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1го курса

ИВСО  з/ф обучения 2 группы

Лазовская Е.В

Проверил: Киргуев П.Д 

г.Краснодар

2011г. 

Содержание:

Модели взаимоотношений  между пациентами и медицинскими работниками.

Введение

Становление взаимоотношений

Пациент и его  проблемы с медико-этической точки  зрения

Модели взаимоотношений

Взаимоотношение, основанное на специфике состояния  и особенностей пациента

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модели  взаимоотношений  между пациентами и медицинскими работниками 

Введение 

     Взаимоотношения между пациентом и медицинским  работником не могли появиться раньше, чем появилось общечеловеческие, не могли они возникнуть и раньше, чем появились профессии врача, медицинской сестры, акушерки. С  течением времени медицина превратилась из искусства в систему научных  знаний и практической деятельности, появилась медицинская техника, но отношения между медработником  и пациентом остаются первостепенно  важными. Важная роль в регуляции  взаимоотношений между медработником  и пациентом играют правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия.

Право медицинского работника сообщать пациенту правдивую  информацию о состоянии его здоровья ограничено требованием передавать ее в доступной форме и так, чтобы не причинить больному вреда.

Правила конфиденциальности предполагают, что та информация, которую  пациент передает медицинскому работнику  или сам медработник получает ее в результате обследования, не может  быть передана третьим лицам без  разрешения пациента. Предметом конфиденциальности может быть диагноз, данные о состоянии  здоровья, прогноз и те сведения, которые медицинский работник получает в результате обследования.

Правило информированного согласия призвано обеспечивать уважительное отношение к пациенту. Оно обеспечивает пациенту активное участие в выборе методов лечения, оптимальных не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения жизненных  ценностей самого человека. 

Становление взаимоотношений 

Существует несколько  этапов установления взаимоотношений  между медицинским работником и  пациентом:

начальный этап – на этом этапе пациент и медицинский  работник знакомятся друг с другом. И хотя пациент захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к  новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его  лицами. Медицинский работник получает представление о пациенте. На этом этапе важны не только свойства личности, но и те реакции, которые вызывают пациент и медработник друг у друга;

развернутый этап – взаимоотношения зависят от уже сформировавшегося контакта между пациентом и медицинским  работником;

конечный этап.

Одним из важнейших  принципов отношений между медицинским  работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязанность предоставления и равнодоступность медицинской  помощи. Обычно этот принцип находит  отражение в законодательных  актах и социально обусловлен. Каждое сообщество устанавливает правила  и порядок предоставления медицинской  помощи в соответствии со своими возможностями.

Обсуждая проблемы справедливости, требуется принятие решений о макро- и микрораспределении. Проблемы макрораспределения товаров и услуг (в условиях рыночных отношений лекарство и медицинская помощь являются товаром) решаются на уровне государства, субъектов федерации. Они включают финансирование научно-исследовательской работы, профилактических и лечебных программ различных уровней и медицинского образования и др.. Однако более насущны для медицинских работников проблемы микрораспределения ограниченных ресурсов нашего здравоохранения. В этих ситуациях, возникающих ежедневно в работе любого медицинского работника, медицинские показания должны служить единственно верным критерием распределения дефицитных лекарств или услуг. Но, к сожалению, довольно часто выбор определяется социальным статусом пациента, его связями или уровнем материального благосостояния. 

Пациент и его проблемы с медико-этической  точки зрения 

Проблема взаимоотношений  между медицинским работником и  пациентом считается стержневой, главенствующей в медицинской этике, развивающейся вместе с медициной.

Рассматривая  отношение между пациентом и  медицинским работником как систему, мы обязаны взглянуть на медицинского работника и понять, каким он был  вчера и каким он предстает  сегодня, потом обратить взор на другую сторону системы – пациента и, не забыть о болезни, которая привела  его к медицинскому работнику. Все  эти слагаемые многолики, многогранны  и не случайно требовали тысячи лет  назад и требуют сегодня углубленного изучения, ибо без них не возможен успех на том поприще которое мы избрали.

Многовековой  опыт великих врачей различных времен и народов подтверждает верность закона медицины, сформулированного  еще Гиппократом: с первого взгляда  у пациента слагается определенное мнение о том, кому он решил доверить свое здоровье… С тех пор требования к облику медицинского работника, к его знаниям, компетентности, профессионализму существенно изменились, но и сегодня мы считаем, что далеко не каждого получившего диплом и надевшего белый халат можно назвать медицинским работником.

Как мы помним «быть  приятным для больного» является одним из обязательных требований, предъявляемых к медицинскому работнику. Приятность и обаяние – непременные  качества истинных медицинских работников всех времен и народов. Обаяние медработника – не сумма искусственных приемов, а следствие всего его морального облика, это уровень его культуры, интеллигентности. Медицинский работник должен постоянно самоусовершенствоваться, для него естественным должно стать стремление к познанию всего прекрасного и возвышенного. Если медицинского работника перестает интересовать поэзия, живопись, гуманитарные науки. То можно не сомневаться в том, что угасает его интерес к окружающему миру и, в частности, к больному человеку. Безразличие ослабевает чувство сопереживания. 

Модели  взаимоотношений 

Медицинская практика – это сложная дифференцированная система, в которой медицинские  работники и пациенты находятся  в самых разных формах социального  взаимодействия.

Для описания различных  видов взаимодействий между больным  и медицинским работником американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели.

Модель сакрального  типа (патерналистическая модель).

С древнейших времен в медицине складывалось понимание  того, что медицинский работник должен заботится о своем пациенте так же, как он хотел бы, чтобы позаботились о нем в случае болезни. Сравнивали его работу, его внимание к нуждам пациента с родительской заботой о своих детях.

Материнская, родительская забота медицинских работников о  своих пациентах дала основание  назвать такую модель взаимоотношений  между ними парентализмом (от анг. parents – родители), или патернализмом (от лат. pater – отец). Патернализм может проявляться сильно или слабо в зависимости от способности пациента принимать самостоятельные решения.

сильный – отвергает  те решения, которые пациент принял добровольно на основе достаточно полной информации о своем состоянии;

слабый –  когда способность пациента принимать  самостоятельные решения находится  под влиянием эмоций, что делает эти решения не добровольными, или когда пациент недостаточно информирован и его решения не могут быть адекватными сложившейся ситуации.

Патернализм имеет  определенные возможности для того, чтобы защитить человека от его собственных  неправильных решений, но в таком  случае он противоречит принципу уважения автономии пациента. Сильный патернализм, чрезмерная забота о пациенте, навязывание  ему своего мнения не всегда морально оправданы, в отличие от патернализма в слабой форме.

Модель коллегиального типа.

Если заботу о здоровье пациенте и ответственность  за него берет на себя не один специалист, а несколько, то мы имеем право  говорить о коллегиальной модели взаимоотношений.

Этот тип модели позволяет рассматривать медицинского работника и пациента как коллег, которые стремятся к общей  цели – выздоровлению, к защите здоровья пациента. В этой модели доверие  играет решающую роль.

Она весьма распространена в современном здравоохранении, но не всегда бывает самой лучшей с  позиций медицинской этики. В  условиях специализации, бригадных  методов лечения, когда с пациентом  работают несколько врачей, медсестер, имеющих разный уровень профессиональной и нравственно-этической подготовки, нередко происходит деформация взаимоотношений  в системе медицинский работник – пациент и не всегда ясно, с  кого спросить в случае, если лечение  оказалось неэффективным или  даже нанесло ущерб здоровью пациента.

Модель контактного  типа.

Сущность контрактной  модели взаимоотношений пациента и  медицинского работника ясна из названия. Они заключают между собой  контракт, договор, соглашение, в котором  определяются рамки их взаимоотношений. Моральная сторона в контракте  не находит прямого отражения, проявляется  косвенно, но легко догадаться, что  большим успехом у пациентов  пользуется специалист, сочетающий высокий  профессионализм с тщательным соблюдением  норм и правил медицинской этики, а при оказании медицинской помощи будут учтены его интересы и ценные ориентации.

Решения медицинского работника основаны на доверии к  нему пациента. Как только доверие  будет утрачено, соглашение модет быть расторгнуто.

4. Модель технического  типа.

Существующая  модель взаимоотношений, точно и  образно названная «модель автомеханика» (иногда она называется инженерной), при которой пациент встречается  с медицинским работником только для «устранения поломки» в своем  организме. Однако и для автомехаников  существуют какие-то моральные нормы  и гарантийные обязательства. При  «модели автомеханика» в медицине медицинский работник не проявляет  заботы (патернализма) о своем пациенте после завершения «ремонта». Но если этот «ремонт» будет плохо сделан, вряд ли кто-нибудь обратится к нему вторично или посоветует сделать  это своим друзьям, знакомым родственникам.

Рассмотренные модели взаимоотношений могут быть квалифицированны и по тому, как  представлены в них взаимодействия между медицинским работником и  пациентом:

Монологическая  модель – отношение между медицинским  работником и пациентом выстраиваются  как монолог знающего специалиста  с неосведомленным слушателем.

Диалогическая модель – отношения между пациентом  и медицинским работником выстраиваются  как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему.

Взаимоотношения основанные на специфике состояния и психологических особенностей пациента 

В системе взаимоотношений  медицинский работник – пациент  последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому.

Обратимся к  личности человека, нуждающегося в  медицинской помощи. Иногда человек  становится больным внезапно (травмы, ранения, острые инфекции и т.д.), иногда постепенно; в этом случае болезнь  имеет более или менее значительный скрытый период развития – от нескольких дней до нескольких десятков лет.

Информация о работе Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой