Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:28, контрольная работа
Взаимоотношения между пациентом и медицинским работником не могли появиться раньше, чем появилось общечеловеческие, не могли они возникнуть и раньше, чем появились профессии врача, медицинской сестры, акушерки. С течением времени медицина превратилась из искусства в систему научных знаний и практической деятельности, появилась медицинская техника, но отношения между медработником и пациентом остаются первостепенно важными. Важная роль в регуляции взаимоотношений между медработником и пациентом играют правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия.
Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками.
Введение
Становление взаимоотношений
Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
Модели взаимоотношений
Взаимоотношение, основанное на специфике состояния и особенностей пациента
Заключение
Список литературы
Министерство
образования Российской Федерации
Краснодарский
муниципальный медицинский
Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
Контрольная работа
По дисциплине: «Медицинская биоэтика»
На тему:
«Взаимоотношения медицинских работников
и пациентов между собой»
Выполнила студентка 1го курса
ИВСО з/ф обучения 2 группы
Лазовская Е.В
Проверил:
Киргуев П.Д
г.Краснодар
2011г.
Содержание:
Модели взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками.
Введение
Становление взаимоотношений
Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения
Модели взаимоотношений
Взаимоотношение, основанное на специфике состояния и особенностей пациента
Заключение
Список литературы
Модели
взаимоотношений
между пациентами
и медицинскими работниками
Введение
Взаимоотношения
между пациентом и медицинским
работником не могли появиться раньше,
чем появилось
Право медицинского работника сообщать пациенту правдивую информацию о состоянии его здоровья ограничено требованием передавать ее в доступной форме и так, чтобы не причинить больному вреда.
Правила конфиденциальности предполагают, что та информация, которую пациент передает медицинскому работнику или сам медработник получает ее в результате обследования, не может быть передана третьим лицам без разрешения пациента. Предметом конфиденциальности может быть диагноз, данные о состоянии здоровья, прогноз и те сведения, которые медицинский работник получает в результате обследования.
Правило информированного
согласия призвано обеспечивать уважительное
отношение к пациенту. Оно обеспечивает
пациенту активное участие в выборе
методов лечения, оптимальных не
только с точки зрения медицины,
но и с точки зрения жизненных
ценностей самого человека.
Становление
взаимоотношений
Существует несколько этапов установления взаимоотношений между медицинским работником и пациентом:
начальный этап – на этом этапе пациент и медицинский работник знакомятся друг с другом. И хотя пациент захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами. Медицинский работник получает представление о пациенте. На этом этапе важны не только свойства личности, но и те реакции, которые вызывают пациент и медработник друг у друга;
развернутый этап – взаимоотношения зависят от уже сформировавшегося контакта между пациентом и медицинским работником;
конечный этап.
Одним из важнейших
принципов отношений между
Обсуждая проблемы
справедливости, требуется принятие
решений о макро- и микрораспределении.
Проблемы макрораспределения товаров
и услуг (в условиях рыночных отношений
лекарство и медицинская помощь являются
товаром) решаются на уровне государства,
субъектов федерации. Они включают финансирование
научно-исследовательской работы, профилактических
и лечебных программ различных уровней
и медицинского образования и др.. Однако
более насущны для медицинских работников
проблемы микрораспределения ограниченных
ресурсов нашего здравоохранения. В этих
ситуациях, возникающих ежедневно в работе
любого медицинского работника, медицинские
показания должны служить единственно
верным критерием распределения дефицитных
лекарств или услуг. Но, к сожалению, довольно
часто выбор определяется социальным
статусом пациента, его связями или уровнем
материального благосостояния.
Пациент
и его проблемы
с медико-этической
точки зрения
Проблема взаимоотношений
между медицинским работником и
пациентом считается
Рассматривая
отношение между пациентом и
медицинским работником как систему,
мы обязаны взглянуть на медицинского
работника и понять, каким он был
вчера и каким он предстает
сегодня, потом обратить взор на другую
сторону системы – пациента и,
не забыть о болезни, которая привела
его к медицинскому работнику. Все
эти слагаемые многолики, многогранны
и не случайно требовали тысячи лет
назад и требуют сегодня
Многовековой опыт великих врачей различных времен и народов подтверждает верность закона медицины, сформулированного еще Гиппократом: с первого взгляда у пациента слагается определенное мнение о том, кому он решил доверить свое здоровье… С тех пор требования к облику медицинского работника, к его знаниям, компетентности, профессионализму существенно изменились, но и сегодня мы считаем, что далеко не каждого получившего диплом и надевшего белый халат можно назвать медицинским работником.
Как мы помним «быть
приятным для больного» является
одним из обязательных требований,
предъявляемых к медицинскому работнику.
Приятность и обаяние – непременные
качества истинных медицинских работников
всех времен и народов. Обаяние медработника
– не сумма искусственных приемов,
а следствие всего его
Модели
взаимоотношений
Медицинская практика
– это сложная
Для описания различных видов взаимодействий между больным и медицинским работником американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели.
Модель сакрального типа (патерналистическая модель).
С древнейших времен в медицине складывалось понимание того, что медицинский работник должен заботится о своем пациенте так же, как он хотел бы, чтобы позаботились о нем в случае болезни. Сравнивали его работу, его внимание к нуждам пациента с родительской заботой о своих детях.
Материнская, родительская забота медицинских работников о своих пациентах дала основание назвать такую модель взаимоотношений между ними парентализмом (от анг. parents – родители), или патернализмом (от лат. pater – отец). Патернализм может проявляться сильно или слабо в зависимости от способности пациента принимать самостоятельные решения.
сильный – отвергает те решения, которые пациент принял добровольно на основе достаточно полной информации о своем состоянии;
слабый –
когда способность пациента принимать
самостоятельные решения
Патернализм имеет определенные возможности для того, чтобы защитить человека от его собственных неправильных решений, но в таком случае он противоречит принципу уважения автономии пациента. Сильный патернализм, чрезмерная забота о пациенте, навязывание ему своего мнения не всегда морально оправданы, в отличие от патернализма в слабой форме.
Модель коллегиального типа.
Если заботу о здоровье пациенте и ответственность за него берет на себя не один специалист, а несколько, то мы имеем право говорить о коллегиальной модели взаимоотношений.
Этот тип модели
позволяет рассматривать
Она весьма распространена
в современном здравоохранении,
но не всегда бывает самой лучшей с
позиций медицинской этики. В
условиях специализации, бригадных
методов лечения, когда с пациентом
работают несколько врачей, медсестер,
имеющих разный уровень профессиональной
и нравственно-этической
Модель контактного типа.
Сущность контрактной модели взаимоотношений пациента и медицинского работника ясна из названия. Они заключают между собой контракт, договор, соглашение, в котором определяются рамки их взаимоотношений. Моральная сторона в контракте не находит прямого отражения, проявляется косвенно, но легко догадаться, что большим успехом у пациентов пользуется специалист, сочетающий высокий профессионализм с тщательным соблюдением норм и правил медицинской этики, а при оказании медицинской помощи будут учтены его интересы и ценные ориентации.
Решения медицинского работника основаны на доверии к нему пациента. Как только доверие будет утрачено, соглашение модет быть расторгнуто.
4. Модель технического типа.
Существующая
модель взаимоотношений, точно и
образно названная «модель
Рассмотренные модели взаимоотношений могут быть квалифицированны и по тому, как представлены в них взаимодействия между медицинским работником и пациентом:
Монологическая модель – отношение между медицинским работником и пациентом выстраиваются как монолог знающего специалиста с неосведомленным слушателем.
Диалогическая модель – отношения между пациентом и медицинским работником выстраиваются как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему.
Взаимоотношения
основанные на специфике
состояния и психологических
особенностей пациента
В системе взаимоотношений медицинский работник – пациент последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому.
Обратимся к
личности человека, нуждающегося в
медицинской помощи. Иногда человек
становится больным внезапно (травмы,
ранения, острые инфекции и т.д.), иногда
постепенно; в этом случае болезнь
имеет более или менее
Информация о работе Взаимоотношения медицинских работников и пациентов между собой