Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:24, лекция
Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии, которая не отвечает типу темперамента, неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней.
Отдельные
личности существенно различаются
по своим психологическим
Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.
Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.
Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие — вызывают противоборство и разрешаются в нем.
В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами — заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.
В конфликтной
ситуации деловые и личные взаимоотношения
оказываются настолько
В личных
взаимоотношениях несовместимость
редко бывает причиной конфликтов.
Скорее несовместимость исключает
взаимоотношения на личной основе.
Дело в том, что личные взаимоотношения
не обязательны. Поэтому, как только обозначается
несовместимость и это становится очевидным
— люди расстаются и взаимоотношения
прекращаются.
Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.
Следует заметить, что различия по психологическим особенностям – это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.
Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.
Критика и комплименты в деловой коммуникации
Для успеха в деловой
коммуникации следует помнить о том, что
чем приятнее будет людям общаться, тем
выше будет шанс удачно решить деловую
проблему или заключить сделку. Показать
деловым партнерам, что вы ими интересуетесь,
позволяют комплименты, то есть приятные
слова, содержащие небольшое преувеличение
положительных качеств человека.
Умение дать человеку возможность осознать
собственную значимость помогает быстрее
получить желаемое. Способность оценить
чей-то труд, признать его полезность и
незаменимость, сказать приятные слова
человеку создает условия для эффективного
взаимодействия.
Зачем говорить комплименты?
· человек услышал в свой адрес комплимент
по поводу определенного качества его
личности;
· благодаря функционированию установки
на желательность этого качества оно на
уровне подсознания принимается за реальность;
· возникает чувство удовлетворения;
· чувство удовлетворения всегда сопровождается
возникновением положительных эмоций
(чувство приятного);
· возникшие положительные эмоции связываются
по закону ассоциации с их источником
и переносятся на того, кто их вызвал;
· возникает притяжение к этому человеку.
Хваля деловых партнеров, мы помогаем
им чувствовать себя значимыми в глазах
других, создаем доброжелательную атмосферу
делового контакта. Вызывая своими словами
у партнера улыбку или приятное удивление,
мы отвлекаемся от собственных проблем
и поднимаем свое настроение. Наконец,
чем больше комплиментов мы делаем людям,
тем больше приятных слов возвращается
к нам.
Как правильно делать комплименты?
А.Ю.Панасюк в книге «Управленческое общение.
Практические советы» сформулировал правила,
в которых раскрывается психологический
механизм влияния комплимента на человека.
· Без двусмысленности
Комплимент должен отражать исключительно
положительные качества человека. В комплименте
следует избегать двойного смысла. А вот
здесь правило явно нарушено: «Слушая
ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь
вашей способности так тонко и остроумно
уходить от ответа!».
· Без гипербол
Положительное качество в комплименте
должно иметь лишь небольшое преувеличение.
· Учитывая высокое мнение
Важным фактором в результативности этого
приема является собственное мнение человека
об уровне отраженных в комплименте качеств.
Если комплимент по значимости ниже уровня
самооценки партнера, то для него такой
комплимент является банальностью, и последствия
могут быть отрицательными.
· Без претензий
Партнер может не стремится к совершенствованию
данного своего качества. Более того, считает,
что было бы плохо, если бы это положительное
качество было выражено у него сильнее,
чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно
проявляющегося такого качества может
вызвать у него обиду.
· Без дидактики
Это правило заключается в том, что комплимент
должен только констатировать наличие
данного качества, а не содержать рекомендаций
или практических советов по его улучшению.
· Без «приправ»
Например, «Руки у тебя золотые, а вот язык
– враг твой» или «Мне очень импонирует
ваша способность располагать людей к
себе. Только вот если бы эту способность
да в интересах дела». Такие «приправы»
являются «ложкой дегтя» и снижают или
вообще сводят на нет даже самый хороший
комплимент.
Правила:
· встраивайте слова-комплименты в общую
фразу;
· не делайте пауз;
· конструируйте фразу так, чтобы после
комплимента следовал содержательный
текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов,
тем лучше;
· желательно выстраивать высказывание
так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов
содержала нечто такое, что захватывало
бы внимание слушающего.
Каждый человек стремится услышать о себе что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет человеку почувствовать его правдивость и искренность. Кроме того, большинство людей думают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к нам искренний интерес.
Когда, говоря комплименты, мы постоянно комментируем совершенно очевидные положительные качества, это производит меньшее впечатление, чем если бы мы замечали скрытые черты. Чем больше скрытых «мелочей» замечают наши коллеги, партнеры по деловой коммуникации, тем более искренними кажутся их слова. Более того, делая такой искренний комплимент, мы не только помогаем человеку почувствовать наше уважение, но и сами понимаем, почему уважаем этого человека.
Кстати, комплимент оказывает положительное воздействие даже тогда, когда ваш партнер относится к вам с неприязнью. В рамках делового взаимодействия, делая комплимент ситуативно уместно и адекватно ожиданиям делового партнера, можно расположить его к себе, изменить негативную установку.
Если
комплименты говорят
вам
Каждый человек должен не только уметь
говорить комплименты, но и научиться
их правильно принимать. Как показывает
практика делового взаимодействия, людям
очень трудно бывает принять похвалу в
свой адрес. Большинство автоматически
отвергают комплименты, что делать не
следует ни при каких обстоятельствах.
Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал
приятные слова, во-вторых, вы должны быть
благодарны этому человеку: вы принимаете
положительную оценку и начинаете верить
ей.
Следуйте простому правилу, отвечайте
просто «Благодарю вас».
Примеры комплиментов
для делового взаимодействия
Ситуация
Комплимент
Когда партнер сумел во время переговоров
добиться большего, чем было намечено
Как вам удается так расположить
к себе людей?
Когда партнер отметил что-то характерное
и важное для фирмы
Я раньше не знал, что вы
так тонко и хорошо разбираетесь в людях,
вы потрясающий аналитик!
В ответ на добрую улыбку, явно адресованную
вам
Знаете ли вы, что ваша
улыбка просто обезоруживает!
После длительных переговоров, завершившихся
для вас удачно
Всегда приятно иметь
дело с таким партнером!
Когда беседа закончилась успешно
До чего же приятно взаимодействовать
с таким интересным партнером!
Партнеру, который неожиданно для вас
открыл вам на что-то глаза
Общаясь с вами, можно
многому научиться!
Партнеру, который неожиданно для участников
дискуссии блеснул эрудицией
Меня всегда поражает
широта вашего кругозора!
Партнеру, который был участником конфликта,
но удержался от ответного выпада
Как вам удалось воспитать
в себе такую сдержанность?
В ситуации, когда партнер легко мог «сорваться»,
но не сделал этого
Ваша стойкость и выдержка
меня всегда восхищают!
Партнеру, который, несмотря на трудности,
довел дело до конца
Вашей воле можно позавидовать!
Партнеру, который все-таки добился своего
Это прекрасно, что у
вас такой настойчивый характер! Вы такой
целеустремленный человек, как мне этого
не хватает!
Партнеру, который чем-то бескорыстно
пожертвовал ради другого
Меня подкупают ваша доброта
и отзывчивость!
Партнеру, который вел переговоры в трудной,
конфликтной ситуации и сумел их эффективно
завершить
Знаете ли вы, что ваша
энергия просто заряжает других!
Партнеру, сделавшему хороший доклад или
сообщение
Какая у вас прекрасная
речь! Слушать вас – одно наслаждение!
Партнеру, который впервые достиг больших
результатов в переговорах и сам смущен
этим
Вы скромничаете! Ваши
способности говорят за вас! (давно известны!)
Партнеру, который в ходе дискуссии по
памяти привел необходимые данные, интересную
информацию
У вас энциклопедическая
память! Ваша эрудиция поражает!
Партнеру, сумевшему кого-то переубедить
Вашей логике и умению
убеждать можно позавидовать!
Исполнителю, справившемуся с неприятной,
рутинной работой
Это прекрасно, что у вас
такой настойчивый характер!
Человеку, нашедшему подход к сложному
клиенту
Я раньше и не знал, что вы
так тонко и хорошо разбираетесь в людях!
Организатору различных мероприятий
Уверен, что в этом деле
вас трудно превзойти!
Мастеру на все руки
Верно говорят, у вас
действительно «золотые руки»!
Комплимент имеет и культурную специфику. Так, очень странное впечатление на носителей иной культуры могут произвести некоторые комплименты женщинам. В Индии, например, можно польстить женщине, если сравнить ее с коровой, а ее походку – с походкой слона. Хороший комплимент японке – сравнение со змеей, татарке и башкирке – с пиявкой, олицетворяющей совершенство форм и движений. Обращение к женщине «Гусыня!» в русской культуре – оскорбление, а в Египте – ласковый комплимент.
2. Критика в деловой коммуникации
Если бы мы не имели собственных недостатков, нам не доставляло столько радости подмечать промахи окружающих. Ларошфуко
Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом. Арабская пословица
В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому важно корректно подходить к таким вопросам, как кто имеет право на критику, а кто – нет; о мере критики, о соотношении критики и дела; о зонах вне критики; о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения.
Слово «критика» греческого происхождения и имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение с целью указания недостатков; в) проверка достоверности чего-либо.
Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!
Разрушительная критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.
Конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Критический диалог – это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но и сам процесс устранения этих недостатков.
Как
критиковать правильно?
1. Создать доброжелательную атмосферу
в начале разговора.
2. Высказать критические замечания.
3. Осуществить «обратную связь», то есть
определить реакцию на критику:
а) реакция адекватная (есть контакт глаз,
доброжелательное лицо, кивки головой);
б) реакция интрапунитивная (вовнутрь)
– обида (нет контакта глаз, плечи опущены,
закрытые жесты, т.д.) – необходимо снять
обиду с помощью психологических приемов.
Например, сказать о том, что основная
работа сделана хорошо, недостатки вполне
устранимы, эта работа не займет много
времени, затем использовать прием «авансированная
похвала» - высказать уверенность в том,
что критикуемый вполне справится с предлагаемыми
изменениями;
в) реакция экстрапунитивная (вовне) –
агрессия (суженные зрачки, сжатые зубы,
стиснутые кулаки, одно плечо направлено
вперед и т.д.) – целесообразно предложить
критикуемому самому решить, принимать
ли высказанные пожелания или отвергать.
4. Завершить критику, предложить возможную
помощь, эмоционально поддержать: «уверен,
вы с этим отлично справитесь».
Советы критикующему
Автор книги «Преуспевать с радостью» Н.Энкельман говорит о том, что большинство людей, которые при деловом взаимодействии предпочитают критику, обладают негативными чертами характера.
Ведь
если у человека открытые, положительные
установки, то любое сообщение или
событие он сначала воспримет
нейтрально и попытается выделить в
них положительные и
· плохое настроение
у критикуемого;
· появление у критикуемого потребности
защищаться;
· бесполезные споры и оправдания;
· появление враждебных отношений;
· упадок сил как у критикуемого, так и
у критикующего;
· состояние неуверенности, безразличия
у критикуемого;
· желание «свести счеты»;
· появление страха перед дальнейшей критикой;
· чувство оскорбленного самолюбия у критикуемого.
Все это подтверждает мысль о том, что необходимы серьезные размышления перед вступлением на путь критики. Но если без критики не обойтись, воспользуйтесь некоторыми практическими советами:
· прежде чем
приступить к критике, постарайтесь
выяснить, нельзя ли исправить дело без
критики;
· постарайтесь предельно четко определить
цели критики: что и как конкретно должно
измениться;
· до начала критики важно выяснить позицию
критикуемого по сути негативного события;
· помните, что обязательные условия успеха
критического анализа деятельности работника
– это знание его способа восприятия и
выбор соответствующей формы критического
воздействия;
· прежде чем высказывать критическое
замечание, выслушайте до конца позицию
критикуемого;
· не оглупляйте действия и высказывания
критикуемого для того, что разнести его
«в пух и прах»;
· критика должна обладать достаточным
эмоциональным накалом, но одновременно
она не должна превращать сотрудников
в непримиримых врагов;
· не критикуйте в общих словах, без точного
указания ошибки;
· нельзя использовать понятия или речевые
формы, оскорбляющие достоинство человека;
· критикуйте доброжелательно;
· не повторяйте критические замечания
в адрес человека, исправившего ошибку;
· будьте предельно корректны, когда критикуете
неприятных вам людей;
· критикуя подчиненных, не подавляйте
в них чувство самостоятельности;
· помните, что при произнесении критических
высказываний человека можно оскорбить
не только словами, поза, жесты, мимика
часто не менее выразительны;
· не копите замечания для публичного
разноса;
· будьте самокритичны;
· руководствуйтесь принципом уместности
критики по отношению к конкретным людям
(начинающий работник, новый партнер, депрессивное
состояние, т.д.)
Позитивные установки
на восприятие критики