Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:15, реферат
Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Трансактный анализ общения…………………………………………………..9
Трудности в процессе общения…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Трасакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка
столь же динамично: либо Взрослый сумеет
побудить Ребенка серьезно и ответственно
отнестись к обсуждаемой
Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий ребенок»).
Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения.Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). [2]
4. Трудности в процессе общения
В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств.
Со стороны личности трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это зависит и от из ролевого положения.
Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной растерянности.
Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.
Эту же группу трудностей составляют
проблемы социальной перцепции. Стереотипы
восприятия, предвзятость и предубеждения,
негативные установки партнеров
по отношению друг к другу, несовпадение
ценностных ориентаций на уровне базовых
социальных установок, смысловых пластов
сознания и формальное подведение образа
другого под категории «плохой
- хороший», «надежный - ненадежный»
и т.п. существенно искажают представление
людей друг о друге и вызывают
негативные реакции во время встреч,
бесед, переговоров, возбуждают недоверие
и снижают эффективность
Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
В настоящее время разнообразные тренинговые программы общения при развитии техник говорения включают в себя отработку не только техники построения и произнесения речевого высказывания, но и его адекватного сопровождения мимикой, пантомимикой, жестами, взглядом.
Обучение тактикам общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного, ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 - при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. [5]
Социальные пространства - это пространства
взаимодействия групп людей, массового
общения с аудиториями. Они начинаются
с расстояния 3,6 м и представляют
собой общедоступную зону индивида.
Вхождение в зону другого человека,
несоответствующее
В западных странах на допросах в
полиции часто практикуют метод
«территориального» вторжения, чтобы
сломить преступника. Но такая тактика
пространственного нарушения
Психологические барьеры, т.е. препятствия,
преграды, в общении могут возникать
как в связи с эмоциональным
состоянием общающихся лиц, так и
в связи с несовпадением
Барьер общения (психологический) - психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению.
В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
Барьеры в общении связаны с
предвзятостью и
Заключение
По мере развития речи появляется
возможность разнообразить
Дальнейшее развитие общения можно
представить как постепенное
накопление человеком культуры общения
на основе рефлексии, обратной связи
и саморегуляции. Психологически высокоразвитый
человек отличается от менее развитого
не только выраженной потребностью в
общении с разнообразными людьми,
но также богатым содержанием, множественностью
целей и широким выбором
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
2. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 2006.
3. Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001.
4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.
5. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.