Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:15, реферат
Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Трансактный анализ общения…………………………………………………..9
Трудности в процессе общения…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Негосударственное (частное) образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Факультет предпринимательства
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Этика и психология деловых отношений»
На тему «Виды общения»
Выполнил:
студент 3 курса
группы 43031Б
Белоконев Н.С.
Преподаватель:
Витрук Е.Е.
Томск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения………………………………………………
Трансактный анализ общения…………………………………………………..9
Трудности в процессе общения…………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи
(отношения зависимости, подчинения
сотрудничества, взаимопомощи и др.)
неизбежно и закономерно
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если - не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение - это многоплановый процесс
развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Целью данной работы является изучение
видов общения. Данная тема является
весьма актуальной, так как изучение
проблемы общения стало одним
из ведущих направлений
Главной задачей реферата является определить
категорию общения в психологической
науке и определить его виды.
1. Категория общения в психологической науке
Общение, так же как деятельность,
сознание, личность и ряд других
категорий, не является предметом только
психологического исследования. Поэтому
с неизбежностью встает задача выявления
специфически психологического аспекта
этой категории. При этом вопрос о
связи общения с деятельностью
является принципиальным. Одним из
принципов раскрытия этой взаимосвязи
является идея единства общения и
деятельности. Исходя из этого принципа,
общение понимается очень широко:
как такая реальность человеческих
отношений, которая представляет собой
специфические формы совместной
деятельности людей. То есть, общение
рассматривается как форма
Необходимо отметить, что в подавляющем
большинстве психологических
В связи с этим возникает необходимость
разработки категории общения, раскрывающей
другую, не менее существенную сторону
социального бытия человека, а
именно -- отношений «субъект--субъект(ы)
2. Виды общения
Различают такие виды общениея,как:
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. [1]
Манипуляции используются непорядочными
людьми в бизнесе и других деловых
отношениях, а также в средствах
массовой информации. При этом владение
и использование средств
Объединенные на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника». [3]
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
3. Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: родителя, взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня - или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.
Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.[2] При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».
С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта - соискателя, артиста - любимца публики. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.
В позиции Родителя могут быть две разновидности:
- «карающий Родитель» - указывает,
приказывает, критикует,
- «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых. Могут друг друга понять и два Ребенка.