Учителя человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.

Содержание

1.Проблема нравственного прогресса
2.Конфуций
3.Будда
4.Моисей
5.Иисус Христос
6.Мухаммед

Работа содержит 1 файл

Учителя человечества 1.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

* истинное памятование(праведная мысль) о том,что все преходяще;

* истинное сосредоточение- духовное самопогружение.

Нравственное самосовершенствование- это переход от индивидуальной определенности(всего, что выделяет человека из числа других людей) к безличному началу.

Человек,преодолевший чувственную привязанность к миру, испытывает чувство любви(отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.

 

4. Моисей

 

Декалог.Его особенности

Моисей(род., вероятно,в XIV - XIII вв. до н. э.)является:

• духовным отцом еврейской  нации;

• основателем мировой  религии иудаизма;

• создателем одного из древнейших кодексов нравственности.

Моисей не только выражал  интересы и волю своих соплеменников,но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из дикого, природного состояния в историческое,государственное,вел его к осознанию духовной общности.

Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера,идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.

Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом(единством религии, морали,права).

Моисей разработал свод правил,которые:

• регулировали все сферы  жизни человека;

• носили законодательный  характер.

В основу свода легли10 заповедей,полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях.

10 заповедей(десятисловие,Декалог):

1. Я, Господь,Бог твой... да не будет у тебя других богов.

2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...

3. Не произноси имени  Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего  и матерь твою.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.

Заповеди1 – 3:

• относятся к сфере  сакрального права;

• предостерегают народ  от варварства(многобожия,колдовства,человеческих жертвоприношений);

• утверждают веру в единого  Бога.

4-я  заповедьутверждает:

• связь народа и Бога (суббота- день духовного сосредоточения,мыслей о Боге);

• духовное единство народа(день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов).

5-я  заповедь -древнейший закон почитания родителей,вошедший в кодекс Моисея.

6-я  -10-я заповеди:

• являются нормами отношения  к ближним;

• распространяются только на представителей своего народа("...не злобствуй на сына своего народа...");

• задают меру справедливости.

Содержанием справедливости является равное возмездие,древний принцип талиона ("око за око").

Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое особое предназначение в мире ("...кто  тот великий народ, у которого законы... праведны так, как все это  Учение,которое я даю вам?.."), него сформировались общие нравственные принципы.

Моисей заложил основы жизни народа:

• религиозные(единобожие);

• нравственные(любовь к своему народу);

• законодательные(справедливость).

Заповеди Моисея - один из древнейших и значимыхнравственных кодексов. Его признаки:

• безусловность:мораль, нравственные требования абсолютны,изначальны,выступают как воля Бога;

• категоричность:требования не обсуждаются,не допускают отклонений,так как даны Богом;

• всеобщность:нравственные требования Декалога:

• стали основой общечеловеческой нравственности;

• вошли в состав морально-религиозных  учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:

• регулируют только действия людей, но не их моральное мышление;

• не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности- наказания и награды распространяются на потомков(например, проклятие до 7 колена);

• являются принудительными  законами - Моисей не стремился закрепить  их в моральном сознании людей;

• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.

Милосердиев учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости- возмездием("...вдову и сироту не угнетай...если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами").Милосердие выражается не в прощении,а в более мягкой форме наказания.

 

5. Иисус Христос

 

С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия)составили  его ученики и последователи.Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка,от Луки, от Иоанна.

Христос был послан в мир  людей Богом-Отцом для того, чтобы  мученической смертью искупить грехи  человечества и указать людям  путь к спасению.

Иисус Христос был одновременно:

• Богом,сыном Божьим,после смерти вознесшимся на небеса;

• человеком,родившимся от земной женщины,жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.)

А.А.Гусейнов в работе "Великие моралисты"пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии,и на языке науки,он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".

Еще в раннем детстве Иисус  Христос проявил интерес к  духовным проблемам. В30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".

Основные  положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог.

• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира);

• един в трех лицах- Отец, сын и Дух Святой;

• является целью и смыслом  мира;

• является моральным абсолютом;

• есть любовь. Человек:

• создан Богом по образу и подобию Божьему;

• наделен духом, душой и волей;

• греховен первородным  грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы,прогневивших Господа;

• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.

Главной целью христианинаявляются:

• искупление грехов, покаяние;

• воссоединение с Господом;

• обретение Царства Божия  после смерти.

Эмпирический мир не ценен.Человек, погрязший в земных интересах обречен адскому пламени.

Царство Божие. Царство небесное понимается как:

• апокалипсис,конец света,второе пришествие Мессии;

• царство духа: "Царство  Божие внутри вас". Оно предназначено,по словам Христа,для:

• детей и людей, похожих  на детей своими душевными свойствами("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..."и т. д.);

• обиженных,жертв социальной несправедливости("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");

• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").

В преддверии Царства Божия  человек обязан сделать окончательный  выбор между Богом, добром,вечной жизнью и Дьяволом,злом, смертью: "...Покайтесь,ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).

Нравственныйчеловек должен соблюдать заповеди Христа,не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.

Причиной страданий людей  является забота о материальных благах ("хлебе насущном"),Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".

Учение Иисуса Христаобращено ко всем людям без исключения,и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников,но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).

Иисус Христос в Нагорной проповедипридал заповедям Моисея характер гуманизма,объяснил истинный смысл заповедей.

"Не  убий". Нельзя не только убивать,но даже:

"гневаться на брата  своего напрасно",ссориться с ним;

выражать неуважение к  другому человеку;

отрицать наличие ума  и рассудка у другого человека.

"Не  прелюбодействуй".Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие,но и мысль.)

"Не  преступай клятвы". "...А я говорю вам:не клянитесь вовсе" (Христос).

Человек не имеет права  клясться ничем,так как все в мире во власти Божьей.

Закону мести Иисус  Христос противопоставилзаповедь милосердной любви:

"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);

"кто ударит тебя  в правую щеку твою, обрати  к нему и другую";

"просящему у тебя дай";

"любите врагов ваших,благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"

Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:

"...не творите милостыни...перед людьми и с тем, чтобы они видели вас...";

"когда молишься, не  будь как лицемеры,которые любят...молиться, чтобы показаться перед людьми";

"когда поститесь, не  будьте унылы,как лицемеры...".

Также Иисус завещал:

"...прощать людям согрешения  их...";

"...не собирать себе  сокровищ на земле...";

"...не судите других...";

"...берегитесь лжепророков...".

В Нагорной проповеди было сформулировано"золотое правило морали". "И так во всем,как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними".

Основными христианскими добродетелямиявляются;

* смирение.Истинный христианин должен:

* подчиняться воле Божьей,безропотно принимать посланные ему беды и испытания;

* принимать то место  в мире,которое дано ему Богом (мириться с бедностью,низким социальным положением);

* не умножать количество  зла в мире, быть кротким, негневливым;

* смирять свои страсти  и амбиции;

* вера:истинные кротость,доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;

* надежда.Она состоит в:

* уповании на милость  Божью, его милосердие и справедливость.Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом,ведущим гибели души;

* вере в утешение после  смерти,обретение вечной жизни в Царстве Божьем;

* любовь.Свойства христианской любви:

* бескорыстие;

* деятельность;

* милосердие;

* равное отношение ко  всем людям.

Христианская любовь и  милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.

Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного,который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."

 

6. Мухаммед

 

Мухаммедродился в 570 г.в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов.Арабы того времени исповедовали многобожие,что обеспечивало равновесие между многочисленными племенами.

В арабском обществе было много  людей,называемыхханифами(отпавшими).Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов был Измаил, сын Авраама.

В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и  христианства.Он испытал влияние монотеизма,впоследствии называл себя ханифом.

В 610 г.Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу(Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед,ты - посланник Аллаха...". После указания свыше"Встань и увещевай!И Господа твоего возвеличивай!"Мухаммед начал проповедовать новую веру.

Новой общине мусульман Мухаммед далустав, который гласил:

• члены общины составляют единый народ,племенные различия преодолены;

• люди делятся только на верных (мусульман)и неверных(немусульман);

• кровная месть отменяется,верующие объединяются против общего врага (неверных);

• высшей инстанцией является Аллах;

• Мухаммед- последний в ряду пророков единого Бога(после Авраама,Моисея, Иисуса);

• Коран является последней  книгой откровений.

Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам  с помощью силы. Он сформулировал  идею священной войны (джихада).

• война за истинную веру священна;

• добродетель веры выше порока убийства;

• смерть за веру открывает  путь в рай.

Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда  наживы и месть.

Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского  народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабское государство,установил единую веру.

Основные  положения ислама:

• миром правит Бог;

• Бог абсолютен,совершенен,вечен;

• Аллах является Богом  истины, милосердия,справедливости;

• Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи";

• человечеству предстоит  страшный суд и затем второе творение.

В судный день грешники будут отделены от праведников(и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно,злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение).В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения,которые ценят люди.

Устой ислама.

• Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един,а Мухаммед его посланник".

• Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно,без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры.

• Обязательный пост в месяц рамадан.Заключается в полном отказе в светло время суток от всего,что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие.Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру.

• Обязательная милостыня,посильный взнос в общину.Носит благотвори тельный характер(помощь бедным).Является не добровольным,а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.

• Обязательное паломничество(хадж) в Мекку к Каабе - святилищуАвраама.Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама – единобожии.

Особенности этики Корана.Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры.Этика Корана является догмой и pyководством к действию,моральной программой.

Информация о работе Учителя человечества