Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 00:51, реферат
Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.
1.Проблема нравственного прогресса
2.Конфуций
3.Будда
4.Моисей
5.Иисус Христос
6.Мухаммед
* истинное памятование(праведная мысль) о том,что все преходяще;
* истинное сосредоточение- духовное самопогружение.
Нравственное
Человек,преодолевший чувственную привязанность к миру, испытывает чувство любви(отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной степени.
4. Моисей
Декалог.Его особенности
Моисей(род., вероятно,в XIV - XIII вв. до н. э.)является:
• духовным отцом еврейской нации;
• основателем мировой религии иудаизма;
• создателем одного из древнейших кодексов нравственности.
Моисей не только выражал
интересы и волю своих соплеменников,но
и создавал еврейский народ, способствуя
его переходу из дикого, природного состояния
в историческое,государственное,
Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера,идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.
Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом(единством религии, морали,права).
Моисей разработал свод правил,которые:
• регулировали все сферы жизни человека;
• носили законодательный характер.
В основу свода легли10 заповедей,полученных Моисеем от Бога Яхве на каменных скрижалях.
10 заповедей(десятисловие,
1. Я, Господь,Бог твой... да не будет у тебя других богов.
2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний.
5. Почитай отца твоего и матерь твою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.
Заповеди1 – 3:
• относятся к сфере сакрального права;
• предостерегают народ
от варварства(многобожия,
• утверждают веру в единого Бога.
4-я заповедьутверждает:
• связь народа и Бога (суббота- день духовного сосредоточения,мыслей о Боге);
• духовное единство народа(день отдохновения обязателен для всех слоев общества, включая рабов).
5-я заповедь -древнейший закон почитания родителей,вошедший в кодекс Моисея.
6-я -10-я заповеди:
• являются нормами отношения к ближним;
• распространяются только на представителей своего народа("...не злобствуй на сына своего народа...");
• задают меру справедливости.
Содержанием справедливости является равное возмездие,древний принцип талиона ("око за око").
Под влиянием учения Моисея
в рамках единого духовного пространства
родственные племена
Моисей заложил основы жизни народа:
• религиозные(единобожие);
• нравственные(любовь к своему народу);
• законодательные(
Заповеди Моисея - один из древнейших и значимыхнравственных кодексов. Его признаки:
• безусловность:мораль, нравственные требования абсолютны,изначальны,выступают как воля Бога;
• категоричность:требования не обсуждаются,не допускают отклонений,так как даны Богом;
• всеобщность:нравственные требования Декалога:
• стали основой общечеловеческой нравственности;
• вошли в состав морально-религиозных учений христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:
• регулируют только действия людей, но не их моральное мышление;
• не устанавливают индивидуальной нравственной ответственности- наказания и награды распространяются на потомков(например, проклятие до 7 колена);
• являются принудительными законами - Моисей не стремился закрепить их в моральном сознании людей;
• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.
Милосердиев учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма справедливости и часто совпадает с формой справедливости- возмездием("...вдову и сироту не угнетай...если будешь угнетать... будут ваши жены вдовами и ваши сыновья сиротами").Милосердие выражается не в прощении,а в более мягкой форме наказания.
5. Иисус Христос
С момента рождения Иисуса
Христа ведется отсчет нашей эры.
Описания жизни и учения Христа (Евангелия)составили
его ученики и последователи.
Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того, чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к спасению.
Иисус Христос был одновременно:
• Богом,сыном Божьим,после смерти вознесшимся на небеса;
• человеком,родившимся от земной женщины,жившим жизнью человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и человека.)
А.А.Гусейнов в работе "Великие моралисты"пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии,и на языке науки,он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".
Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к духовным проблемам. В30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан".
Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том, что Бог.
• является творцом всего сущего, "видимого и невидимого" (эмпирического и идеального мира);
• един в трех лицах- Отец, сын и Дух Святой;
• является целью и смыслом мира;
• является моральным абсолютом;
• есть любовь. Человек:
• создан Богом по образу и подобию Божьему;
• наделен духом, душой и волей;
• греховен первородным грехом, унаследованным от прародителей Адама и Евы,прогневивших Господа;
• может обрести спасение только благодаря Богу и церкви, которая представляет Творца на земле.
Главной целью христианинаявляются:
• искупление грехов, покаяние;
• воссоединение с Господом;
• обретение Царства Божия после смерти.
Эмпирический мир не ценен.Человек, погрязший в земных интересах обречен адскому пламени.
Царство Божие. Царство небесное понимается как:
• апокалипсис,конец света,второе пришествие Мессии;
• царство духа: "Царство Божие внутри вас". Оно предназначено,по словам Христа,для:
• детей и людей, похожих на детей своими душевными свойствами("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..."и т. д.);
• обиженных,жертв социальной несправедливости("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");
• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").
В преддверии Царства Божия человек обязан сделать окончательный выбор между Богом, добром,вечной жизнью и Дьяволом,злом, смертью: "...Покайтесь,ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие от Матфея).
Нравственныйчеловек должен соблюдать заповеди Христа,не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.
Причиной страданий людей является забота о материальных благах ("хлебе насущном"),Иисус говорил: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Учение Иисуса Христаобращено ко всем людям без исключения,и в первую очередь к грешникам: "Я пришел призвать не праведников,но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).
Иисус Христос в Нагорной проповедипридал заповедям Моисея характер гуманизма,объяснил истинный смысл заповедей.
"Не убий". Нельзя не только убивать,но даже:
"гневаться на брата своего напрасно",ссориться с ним;
выражать неуважение к другому человеку;
отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.
"Не прелюбодействуй".Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Грехом является не только действие,но и мысль.)
"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам:не клянитесь вовсе" (Христос).
Человек не имеет права клясться ничем,так как все в мире во власти Божьей.
Закону мести Иисус
Христос противопоставилзаповед
"не противься злому" (терпеливо переноси обиды и зло);
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую";
"просящему у тебя дай";
"любите врагов ваших,
Христос пояснял: "Если вы будете любить только любящих вас... не то ли делают и все грешники?"
Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:
"...не творите милостыни...
"когда молишься, не будь как лицемеры,которые любят...молиться, чтобы показаться перед людьми";
"когда поститесь, не будьте унылы,как лицемеры...".
Также Иисус завещал:
"...прощать людям согрешения их...";
"...не собирать себе сокровищ на земле...";
"...не судите других...";
"...берегитесь лжепророков..."
В Нагорной проповеди было сформулировано"золотое правило морали". "И так во всем,как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с ними".
Основными
христианскими добродетелямиявл
* смирение.Истинный христианин должен:
* подчиняться воле Божьей,
* принимать то место в мире,которое дано ему Богом (мириться с бедностью,низким социальным положением);
* не умножать количество зла в мире, быть кротким, негневливым;
* смирять свои страсти и амбиции;
* вера:истинные кротость,доброта, смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;
* надежда.Она состоит в:
* уповании на милость
Божью, его милосердие и
* вере в утешение после смерти,обретение вечной жизни в Царстве Божьем;
* любовь.Свойства христианской любви:
* бескорыстие;
* деятельность;
* милосердие;
* равное отношение ко всем людям.
Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки личных качеств людей.
Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца вашего небесного,который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми..."
6. Мухаммед
Мухаммедродился в 570 г.в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов.Арабы того времени исповедовали многобожие,что обеспечивало равновесие между многочисленными племенами.
В арабском обществе было много
людей,называемыхханифами(
В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями иудаизма и христианства.Он испытал влияние монотеизма,впоследствии называл себя ханифом.
В 610 г.Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал священную книгу(Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед,ты - посланник Аллаха...". После указания свыше"Встань и увещевай!И Господа твоего возвеличивай!"Мухаммед начал проповедовать новую веру.
Новой общине мусульман Мухаммед далустав, который гласил:
• члены общины составляют единый народ,племенные различия преодолены;
• люди делятся только на верных (мусульман)и неверных(немусульман);
• кровная месть отменяется,
• высшей инстанцией является Аллах;
• Мухаммед- последний в ряду пророков единого Бога(после Авраама,Моисея, Иисуса);
• Коран является последней книгой откровений.
Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада).
• война за истинную веру священна;
• добродетель веры выше порока убийства;
• смерть за веру открывает путь в рай.
Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда наживы и месть.
Благодаря учению о едином Боге и предназначении арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал арабское государство,установил единую веру.
Основные положения ислама:
• миром правит Бог;
• Бог абсолютен,совершенен,
• Аллах является Богом истины, милосердия,справедливости;
• Бог один, "никого нельзя давать ему в сотоварищи";
• человечеству предстоит страшный суд и затем второе творение.
В судный день грешники будут отделены от праведников(и отправлены соответственно в ад и рай), добро будет отделено от зла навечно,злые больше не смогут избежать наказания (как в первое творение).В отличие от рая христиан мусульманский рай обещает все чувственные наслаждения,которые ценят люди.
Устой ислама.
• Важнейшим устоем ислама является утверждение: "Аллах един,а Мухаммед его посланник".
• Обязательная молитва (цикл из 5 молитв). Молитвы совершаются добровольно,без контроля извне. Соблюдение ежедневной молитвы является показателем искренности веры.
• Обязательный пост в месяц рамадан.Заключается в полном отказе в светло время суток от всего,что отвлекает от благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и милосердие.Пост является показателем правильного отношения к природе человека и его духовном миру.
• Обязательная милостыня,посильный взнос в общину.Носит благотвори тельный характер(помощь бедным).Является не добровольным,а обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.
• Обязательное паломничество(хадж) в Мекку к Каабе - святилищуАвраама.Во время хаджа совершаются усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности ислама – единобожии.
Особенности этики Корана.Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания и культуры.Этика Корана является догмой и pyководством к действию,моральной программой.