Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 00:51, реферат
Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.
1.Проблема нравственного прогресса
2.Конфуций
3.Будда
4.Моисей
5.Иисус Христос
6.Мухаммед
Учителя человечества
Реферат
На тему:
«Учителя человечества»
План
1.Проблема нравственного прогресса
2.Конфуций
3.Будда
4.Моисей
5.Иисус Христос
6.Мухаммед
1. Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.
Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм.Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей(принципы "высокой"морали).
С установлением господства
христианской религии добродетели
прошлых времен(справедливость,
Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились результатом роста самосознания человека, морального творчества индивида.
Идеи морали распространяются
на все сферы общественного
• политику- осуждение безнравственных политических решений и т.п.;
гуманистические принципы морали зафиксированы в международных соглашениях;
• экономику- соблюдение договоров и пр.;
• гуманизацию сферы права(движение за отмену смертной казни);
• экологическоедвижение - защита окружающей среды и т. д.
Расширяется сфера применения норм морали.Явления, которые в прошлые века были морально нейтральными,получают моральные оценки (например,современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).
Усложняется механизм воздействия
морали. В прошлом основными
В современном обществе человек получил возможность свободного морального выбора.
Многие моралисты
Этот процесс сопровождается
кризисными явлениями во всех сферах
жизни общества(экономике,
Питирим Сорокин выделил следующиепризнаки нравственного кризиса общества:
• утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей;
• стремление людей к
богатству и чувственным
• моральная атомизация индивидов;
• моральная анархия.
Моральная анархия выражается в:
• установлении каждым человеком собственных моральных норм;
• изменчивости нравов;
• отсутствии чувства моральной ответственности;
• иррациональности морального мышления;
• увеличении роли насилия в обществе и др.
В XX в.в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза(Серебрянникова В.В. Социология войны).
Вооруженные конфликты XX в.
(военные, этнические)включают разнообразные
методы борьбы,которые в основном направлены
против мирного населения:экономические(
Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках оружия наживаются огромные капиталы.
В условиях кризиса индустриального общества возникаетугроза нравственного отчуждения личностивследствие опосредованного характера общественных отношений,взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира,утраты природного,эмоционального восприятия.
Этому способствуютсредства массовой информациипрактикующие:
• манипулирование сознанием людей, общественным мнением;
- фальсификацию духовных явлений;
• пропаганду эстетики насилия и жестокости и т. п.
Однако во все эпохи моралисты констатировали падение нравов.Последовательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате свестись к нулю, но этого не случилось,как не было в истории человечества и "золотого века" морали.
2. Конфуций
Некоторые философско-этические учения закреплены в историческом опыте людей.Они представляют собой образцы нравственного мышления и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций.Эти учения обновляют ранее существовавшие в обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль общества.
Духовный учитель китайской нации Конфуций,или Кун-цзы(551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни. Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы,древняя литература
Основные категории учения Конфуция.
"Жень"
(человеколюбие,милосердие,
Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны
Взаимность,равенствов отношениях являются общим принципом поведения.
Конфуций сформулировал"золотое правило нравственности".На вопрос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?"- Конфуций ответил: "Это слово -взаимность,не делай другимтого, чего не желаешьсебе".
"Ли"(ритуал,обряд, этикет,церемония)воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).
Ритуал- нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию,необходимую для комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей,неравных по социальному положению или личным качествам.
Общество построено по принципу "ли".Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданными и т. д.
Согласно Конфуцию человек- уникальное существо, обладающее достоинством.Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.
Моральное образованиесостоит, в усвоении правил "ли" (ритуала), изучении литературы,музыки и других искусств.
Конфуции говорил: "Обрести жень - значит подчиниться"ли".
Ритуал основан на"сяо" - сыновней почтительностии "чжен мин"-исправлении имен.
Сыновняя почтительность,преданность родителям - это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия.Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически.Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией.
Сыновняя почтительность,культ предков,уважение к древности обеспечивают:
• стабильность общества;
• преемственность поколений;
• отсутствие конфликтов между поколениями.
Конфуций проповедовал"
Конфуций считал, что:
• перемены в обществе не должны противоречить культу предков;
• нравственные идеалы нужно черпать в прошлом;
• патриархальный покой
предпочтительнее конфликтов и смут,
связанных с прогрессом.
Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:
• социальному статусу (сословию);
• положению в системе разделения общественного труда (функции).
Необходимым условием для
достойных отношений между
Взаимность отношений в классовом обществе реализуется через обмен деятельности.Это требует выполнения каждым членом общества своего профессионального и общественного долга.
"Вэнь"- воспитанность,культурный смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность.Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания,образования и проявляются в ритуале.
Вэнь,воспитание- это синтез:
• природных,врожденных качеств человека;
• качеств,приобретенных в процессе воспитания,образования.
Конфуций учил: если"...воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем".
Благородный муж (цзюнь-цзы)означает:
• благородство происхождения,аристократизм;
• человеческое совершенство.Человеческое совершенство:
• не гарантируется благородным происхождением;
• достигается в процессе
духовного
• достижимо для простолюдинов.
Для представителей аристократических сословий человеческое совершенство является обязанностью.Благородный муж - идеальный человек. Он:
• стремится познать дао(
• всегда следует ритуалу;
• гуманен;
• искренен,честен;
• почтителен;
• постоянно учится, упорным трудом достигает совершенства;
• сдержан в словах, слова его не расходятся с делом.
Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем одинаково,не судит других(только себя),заимствует у других только хорошее. Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная деятельность,политика.
Благородному мужу противопоставлялсянизкий человек(сяо жень), который стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом, имеет грубые манеры,судит других людей, вступает в конфликты.Низкий социальный статус способствует формированию"сяо жень".Однако не всякий простолюдин является низким человеком.
Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень трудно. Себя он таковым не считал.
3. Будда
ПринцСиддхартхи Гаутама (Шаколмуни)родился в серединеVI в. до н. э. в Индии.Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.
Случайно Гаутама увидел больного, старика,покойника и узнал о существовании болезней, страданий,старости и смерти.
После встречи со странствующим аскетом принц решил, что найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм.В возрасте 29лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.
Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение- в освобождении от желаний, "развеществлении".Это позволяет:
• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;
• стать всеведущим;
• обрести бессмертие.
В возрасте35 лет принц стал называтьсяБуддой (отBuddha - просветленный,пробужденный).
Основные положения учения Будды.
* Сансара(круговорот)-
это череда рождений, переход из одного
существования в другое. Этот процесс
сопряжен со страданиями,болезнями,
* Блаженство,счастье Будда и его последователи понимали как:
* завершенность,внутреннюю гармонию человека;
* состояние полного счастья,
* избавление от цепи перерождений.К блаженствуне ведут:
* гедонизм("склонность ко всяким похотям");
* аскетизм("склонность себя изнурять");
* комбинация гедонизма и аскетизма(принцип меры).
Будда открыл "верную срединную дорогу", которая"к умиротворению,i постижению,к пробуждению,к успокоению ведет".
В момент просветления Будде открылисьчетыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения.Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.
* Истина о страдании,тяготах.Страданием являются:
* вся жизнь во всех ее проявлениях;
* наслаждения;
* человеческие привязанности,
* Истина об источнике страданий:им является желание жизни.
* Истина о пресечении страданий.Нирвана (от санскрит, nirvana- затухание,остывание) -это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение,уход, покидание,свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее можно трактовать как:
* полное счастье,
* отсутствие желаний, страстей,привязанностей;
* уход от мира;
* покой и т. п.
* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит8 степеней духовного возвышения:
* истинное воззрение(праведная вера) - усвоение четырех истин Будды
* истинное намерение -принятие благородных истин и непривязанность к миру;
* истинная речь - воздержание от лжи и речей,не относящихся к отрешению от мира;
* истинные поступки - ненасилие,ненанесение вреда любому живому существу;
* истинный образ жизни,истинное поведение;
* истинное усилие - бдительность,пресечение дурных мыслей;