Учителя человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:
• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.

Содержание

1.Проблема нравственного прогресса
2.Конфуций
3.Будда
4.Моисей
5.Иисус Христос
6.Мухаммед

Работа содержит 1 файл

Учителя человечества 1.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

Учителя человечества

Реферат

На тему:

«Учителя человечества»

 

План

 

1.Проблема нравственного  прогресса

2.Конфуций

3.Будда

4.Моисей

5.Иисус Христос

6.Мухаммед

 

1. Проблема нравственного  прогресса

 

История этической мысли  является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения,так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека:

• выделение человека из животного мира,преодоление биологических рефлексов;

• образование социальных общностей;

• становление отношений  в коллективе;

• возникновение правил общежития.

Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм.Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей(принципы "высокой"морали).

С установлением господства христианской религии добродетели  прошлых времен(справедливость,мужество и др.)дополнились христианскими добродетелями:милосердием,любовью (которая распространяется даже на врагов)и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она обращена ко всем людям вне зависимости от социальной принадлежности,пола, национальности,места и страны жительства.

Улучшение нравов общества связано с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились  результатом роста самосознания человека, морального творчества индивида.

Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:

• политику- осуждение безнравственных политических решений и т.п.;

гуманистические принципы морали зафиксированы в международных  соглашениях;

• экономику- соблюдение договоров и пр.;

• гуманизацию сферы права(движение за отмену смертной казни);

• экологическоедвижение - защита окружающей среды и т. д.

Расширяется сфера применения норм морали.Явления, которые в прошлые века были морально нейтральными,получают моральные оценки (например,современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).

Усложняется механизм воздействия  морали. В прошлом основными регуляторами являлись принуждение,страх и др.

В современном обществе человек  получил возможность свободного морального выбора.

Многие моралисты придерживаютсяскептических взглядов на процесс нравственности.Нравственный прогресс связан с социальными условиями.Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.

Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества(экономике,социальной и духовной сферах и пр.).

Питирим Сорокин выделил следующиепризнаки нравственного кризиса общества:

• утилитарный подход к  оценке социальных явлений и деятельности людей;

• стремление людей к  богатству и чувственным наслаждениям;

• моральная атомизация индивидов;

• моральная анархия.

Моральная анархия выражается в:

• установлении каждым человеком собственных моральных норм;

• изменчивости нравов;

• отсутствии чувства моральной ответственности;

• иррациональности морального мышления;

• увеличении роли насилия в обществе и др.

В XX в.в условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю частоту войн прошедших веков в 1,5 раза(Серебрянникова В.В. Социология войны).

Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические)включают разнообразные  методы борьбы,которые в основном направлены против мирного населения:экономические(санкции, эмбарго),информационные,идеологические,диверсионные,террористические.Создавали концентрационные лагеря, гетто,применялись массированные бомбардировки,усовершенствованное оружие массового поражения.

Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны могут  быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках  оружия наживаются огромные капиталы.

В условиях кризиса индустриального  общества возникаетугроза нравственного отчуждения личностивследствие опосредованного характера общественных отношений,взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира,утраты природного,эмоционального восприятия.

Этому способствуютсредства массовой информациипрактикующие:

• манипулирование сознанием  людей, общественным мнением;

- фальсификацию духовных  явлений;

• пропаганду эстетики насилия  и жестокости и т. п.

Однако во все эпохи  моралисты констатировали падение  нравов.Последовательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате свестись к нулю, но этого не случилось,как не было в истории человечества и "золотого века" морали.

 

2. Конфуций

 

Некоторые философско-этические  учения закреплены в историческом опыте  людей.Они представляют собой образцы нравственного мышления и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой мировых религий, цивилизаций.Эти учения обновляют ранее существовавшие в обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль общества.

Духовный учитель китайской  нации Конфуций,или Кун-цзы(551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни. Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы,древняя литература

Основные  категории учения Конфуция.

"Жень" (человеколюбие,милосердие,гуманность)как качество индивида,человеческое начало, программа жизни, долг.

Жень реализуется в  отношениях людей. Отношения между  людьми являются гармоничными и нравственными  в случае, если они взаимны

Взаимность,равенствов отношениях являются общим принципом поведения.

Конфуций сформулировал"золотое правило нравственности".На вопрос: "Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?"- Конфуций ответил: "Это слово -взаимность,не делай другимтого, чего не желаешьсебе".

"Ли"(ритуал,обряд, этикет,церемония)воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие" (Конфуций).

Ритуал- нормы, образцы достойного поведения. Он одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию,необходимую для комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей,неравных по социальному положению или личным качествам.

Общество построено по принципу "ли".Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между государем и подданными и т. д.

Согласно Конфуцию человек- уникальное существо, обладающее достоинством.Достоинство человека происходит от "ли" и воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного.

Моральное образованиесостоит, в усвоении правил "ли" (ритуала), изучении литературы,музыки и других искусств.

Конфуции говорил: "Обрести  жень - значит подчиниться"ли".

Ритуал основан на"сяо" - сыновней почтительностии "чжен мин"-исправлении имен.

Сыновняя  почтительность,преданность родителям - это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия.Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически.Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией.

Сыновняя почтительность,культ предков,уважение к древности обеспечивают:

• стабильность общества;

• преемственность поколений;

• отсутствие конфликтов между  поколениями.

Конфуций проповедовал"постоянное возрождение старого как путь познания нового". Изменения порядков, заведенных родителями,возможны только с их согласия.В случае смерти отца перемены в доме проводились только после трехлетнего траура.

Конфуций считал, что:

• перемены в обществе не должны противоречить культу предков;

• нравственные идеалы нужно  черпать в прошлом;

• патриархальный покой  предпочтительнее конфликтов и смут, связанных с прогрессом.Конфуций говорил: "Я верю в древность и люблю ее чистосердечно".

Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:

• социальному статусу (сословию);

• положению в системе  разделения общественного труда (функции).

Необходимым условием для  достойных отношений между людьми разных сословий и функций являетсясоответствие человека своему общественному предназначению."Государь должен быть государем,сановник сановником,отец - отцом,сын - сыном" (Конфуций).

Взаимность отношений  в классовом обществе реализуется  через обмен деятельности.Это требует выполнения каждым членом общества своего профессионального и общественного долга.

"Вэнь"- воспитанность,культурный смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность.Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания,образования и проявляются в ритуале.

Вэнь,воспитание- это синтез:

• природных,врожденных качеств человека;

• качеств,приобретенных в процессе воспитания,образования.

Конфуций учил: если"...воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем".

Благородный муж (цзюнь-цзы)означает:

• благородство происхождения,аристократизм;

• человеческое совершенство.Человеческое совершенство:

• не гарантируется благородным  происхождением;

• достигается в процессе духовного самосовершенствования;

• достижимо для простолюдинов.

Для представителей аристократических  сословий человеческое совершенство является обязанностью.Благородный муж - идеальный человек. Он:

• стремится познать дао(правильный путь);

• всегда следует ритуалу;

• гуманен;

• искренен,честен;

• почтителен;

• постоянно учится, упорным  трудом достигает совершенства;

• сдержан в словах, слова  его не расходятся с делом.

Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем одинаково,не судит других(только себя),заимствует у других только хорошее. Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная деятельность,политика.

Благородному мужу противопоставлялсянизкий человек(сяо жень), который стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом, имеет грубые манеры,судит других людей, вступает в конфликты.Низкий социальный статус способствует формированию"сяо жень".Однако не всякий простолюдин является низким человеком.

Конфуций отмечал, что  стать благородным мужем очень  трудно. Себя он таковым не считал.

 

3. Будда

 

ПринцСиддхартхи Гаутама (Шаколмуни)родился в серединеVI в. до н. э. в Индии.Он рос изолированно от мира, отец пытался уберечь его от негативных сторон жизни.

Случайно Гаутама увидел больного, старика,покойника и узнал о существовании болезней, страданий,старости и смерти.

После встречи со странствующим  аскетом принц решил, что найти  путь к спасению и избавлению о  страданий можно только через аскетизм.В возрасте 29лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не ведет к спасению.

Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение- в освобождении от желаний, "развеществлении".Это позволяет:

• избежать многократных рождений и связанных с ними страданий;

• стать всеведущим;

• обрести бессмертие.

В возрасте35 лет принц  стал называтьсяБуддой (отBuddha - просветленный,пробужденный).

Основные  положения учения Будды.

* Сансара(круговорот)- это череда рождений, переход из одного существования в другое. Этот процесс сопряжен со страданиями,болезнями,смертями.

* Блаженство,счастье Будда и его последователи понимали как:

* завершенность,внутреннюю гармонию человека;

* состояние полного счастья,когда больше нечего желать;

* избавление от цепи  перерождений.К блаженствуне ведут:

* гедонизм("склонность ко всяким похотям");

* аскетизм("склонность себя изнурять");

* комбинация гедонизма  и аскетизма(принцип меры).

Будда открыл "верную срединную дорогу", которая"к умиротворению,i постижению,к пробуждению,к успокоению ведет".

В момент просветления Будде  открылисьчетыре благородные истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения.Их необходимо знать, чтобы достичь нравственной чистоты.

* Истина о страдании,тяготах.Страданием являются:

* вся жизнь во всех  ее проявлениях;

* наслаждения;

* человеческие привязанности,богатство,слава - это цепи,привязывающие человека к жизни

* Истина об источнике страданий:им является желание жизни.

* Истина о пресечении страданий.Нирвана (от санскрит, nirvana- затухание,остывание) -это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение,уход, покидание,свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее можно трактовать как:

* полное счастье, самодостаточность;

* отсутствие желаний,  страстей,привязанностей;

* уход от мира;

* покой и т. п.

* Истина о верной срединной дороге. Программа нравственного совершенствования личности содержит8 степеней духовного возвышения:

* истинное воззрение(праведная вера) - усвоение четырех истин Будды

* истинное намерение -принятие благородных истин и непривязанность к миру;

* истинная речь - воздержание  от лжи и речей,не относящихся к отрешению от мира;

* истинные поступки - ненасилие,ненанесение вреда любому живому существу;

* истинный образ жизни,истинное поведение;

* истинное усилие - бдительность,пресечение дурных мыслей;

Информация о работе Учителя человечества