Трансакционный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Работа содержит 1 файл

трансакц анализ.docx

— 70.41 Кб (Скачать)

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для  развития ТА стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно  более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным  языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение  о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых  одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого  функционирования ещё в начале 1960-х  годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.

Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь некоторые органические повреждения мозга) способность  есть у всех, не всегда она достаточна реализована (развита).

Люди сами определяют собственную  судьбу и поэтому при желании  могут изменять свои решения и  свою жизнь.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые  извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в  предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как  старые родительские назидания, которые  продолжают влиять на нашего внутреннего  Ребёнка.

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит  от возраста личности. Оно ориентировано  на восприятие текущей реальности и  на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности  и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают  у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и  позиций в отношении себя и  других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние  Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

 

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии  Родителя. Когда мы имеем дело с  текущей реальностью, накоплением  фактов, их объективной оценкой —  мы находимся в эго-состоянии  Взрослого. Когда мы чувствуем и  ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся  в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция — это единица  общения, которая состоит из стимула  и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время  общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния  взаимодействуют с эго-состояниями  нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.

Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий — его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

При невозможности действовать  согласно сценарию, человек может  сформировать антисценарий — «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

 

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Родители редко устраняются  от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг[источник?] описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Утверждается, что родитель считает  ребёнка взрослым лишь тогда, когда  ребёнок в полной мере начинает выполнять  родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Примеры

Манипуляция "А слабо тебе..." Если предыдущая манипуляция эксплуатирует  нежелание человека выглядеть трусом, то данная манипуляция в качестве меры воздействия использует нежелание  адресата показаться нерешительным, боящимся риска, или неумелым, непрофессионалом. Приманкой, вовлекающей в манипуляцию, является брошенный адресату вызов. Поскольку решительность, готовность к риску - мужские качества, то успешной эта манипуляция бывает обычно в отношениях c мужчинами.

Манипуляцией "А слабо тебе...", бросив вызов, можно подтолкнуть  человека на действие, которое тот  и не собирался совершать. Как  бывает и на работе, и в быту. Например, школьник говорит отцу: "А слабо  тебе решить задачу". Отец вызов принимает, выполняя за сына его работ

Скрытые трансакции изображают приманку, и отец клюнул на нее.


Манипуляция типа "А слабо тебе..." фактически была использована королем  для организации "спортивного" поединка Гамлета c Лаэртом. Зная, что оба фехтуют прекрасно, он предложил поединок на условиях, отказ от которых мог быть расценен как слабость. Он, якобы, побился об заклад, что Лаэрт победит, но c преимуществом не более чем в три удара. Так принц Датский был вовлечен в свой последний бой. 

 

 

Манипуляция "Эта задача неразрешима!". Используют ее и на работе, и в  семье.

Школьница обращается к матери: "уже  час думаю-думаю, теперь вижу, что  задали нам задачку, решить которую  невозможно". Мать - отцу: "Пойди посмотри - может, там ошибка, какая, a ребенок мучается". Отец садится за решение задачи. Девочка отдыхает. Сколько она думала, известно только ей. Наши дети далеко не всегда правдивы.

Мишенью воздействия выбрана забота o ребенке. Сострадание к своему чаду сильнее развито y матери.

Но самой ей разбираться некогда, на ней ужин, мытье посуды и т.п.

Приманкой для матери послужила  легкость исполнения - поручила мужу. Ему  же противостоять сразу и жене и дочери трудно. Цель девочкой достигнута.

Трансактная схема манипуляции (рис. 2.4) такова: разыграв беспомощность, дочь заняла позицию Д. Матери она отдала позицию P (покровительство), которая перешла затем и к отцу.


 
Девочка осуществила трансакции "Недотепа", инициировав со стороны родителей взаимодополняющую трансакцию "Босс".

Необязательный должник. Манипулниия довольно распространенная.

Наверное, каждый из нас встречался c ней, хотя 6ы раз.

-        Как y тебя c деньгами?

-        Да вроде  нормально.

-        A я на мели. Детям даже еду не на что  купить. Одолжи до получки.

Механизм манипуляции таков: первая трансакция, подготовительная, - Коллега (В-В) (рис. 2.5, a); вторая - В-Р (просьба o покровительстве), как показано на рис. 2.5, б; скрытно - Д-Д (беспомощность инициатора, чувство  сострадания y адресата).


Информация о работе Трансакционный анализ