Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:40, реферат
Трансакционный анализ, как психотерапевтический метод, был разработан в 50-х годах XXв. американским психологом и психиатром Эриком Берном. Это самостоятельное направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение, как становление и взаимодействие соподчиненных уровней индивидуальной психики.
Введение
1. Концепция трансакционного анализа
1). Структурный анализ
2). Трансакционный анализ
3). Анализ психологических «игр»
4). Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)
2. Особенности трансакционной психотерапии
Заключение
Литература
Черкасский Национальный Университет им. Б. Хмельницкого
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра практической психологии
РЕФЕРАТ
По предмету: История психологии
На тему: Трансакционный анализ Эрика Берна
Выполнил: студент 4-го курса Штангей Сергей Иванович
Черкассы 2011/2012 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Концепция трансакционного анализа
1). Структурный анализ
2). Трансакционный анализ
3). Анализ психологических «игр»
4). Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)
2. Особенности трансакционной психотерапии
Заключение
Литература
==============================
Введение
Трансакционный анализ, как психотерапевтический метод, был разработан в 50-х годах XXв. американским психологом и психиатром Эриком Берном. Это самостоятельное направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение, как становление и взаимодействие соподчиненных уровней индивидуальной психики.
1. Концепция трансакционного анализа
Трансакционный анализ включает
в себя:
1) структурный анализ (теория эго-состояний);
2) трансакционный анализ деятельности
и общения, основанный на понятии «трансакции»;
3) анализ психологических «игр»;
4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария
– «скрипта»).
Рассмотрим по порядку каждый из пунктов.
1. Структурный анализ
Наблюдая за взаимодействием пациентов в условиях психотерапевтической группы, Берн обнаружил, что время от времени, в зависимости от создавшейся ситуации, люди демонстрируют весьма заметные изменения в своем поведении, общем состоянии, стиле речи, интонациях и эмоциях. Создавалось впечатление, что периодически в одном человеке возникает два или три совершенно различных психических состояния. Эти изменения и различия навели Берна на идею существования нескольких эго-состояний:
-эго-состояние,
сходное с состоянием родительской фигуры(Родитель);
-эго-состояние, сходное
по своей природе с фигурой Взрослого;
-эго-состояние, все еще действующее
с момента его фиксации в раннем детстве
и представляющее собой
архаические пережитки(Ребенок).
Неформально проявления этих Эго-состояний называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В каждый момент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одном из трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.
Следуя этой точке зрения была создана структурная схема, отражающая строение личности любого человека и включающая в себя все вышеперечисленные эго-стостояния.
Следует отметить, что Родитель
может проявляться двояким
Точно также и Ребёнок
может проявлять себя в двух ипостасях:
как адаптивный Ребёнок (модифицирует
своё поведение согласно ожижданиям
родителей) и естественный Ребёнок (спонтанно
самовыражается, например, бунтуя или
творя).
Каждому эго-состоянию соответствует
собственный способ восприятия, анализа
получаемой информации и реакции на действительность.
Следует помнить о том, что каждый вид
эго-состояния имеет собственную жизненную
ценность для организма. Согласно Берну,
каждый из этих компонентов несет в себе
как позитивные, так и негативные стороны
регуляции поведения.
Родитель, соответствует «сверхсознанию» и выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
Ребенок выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека, соответствует «подсознанию». Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные – отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.
Взрослый – наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Соответствует «сознанию» в структурной схеме Берна.
Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого, т.е. расширение «сознания» и взятия под свой контроль и ответственность как «подсознания», так и «сверхсознания».
2) Трансакционный анализ
Прежде, чем перейти к самому трансакционному анализу, следует остановиться на берновской теории социального взаимодействия. Большое внимание в своей теории Бёрн уделяет идее сенсорного голода (недостаточному удовлетворению своих потребностей- сенсорной депривации ), который дестабилизирует психическое состояние человека вплоть до развития временного психоза или другого психического нарушения.
Размышляя о социальных механизмах сенсорной депривации, Бёрн пишет следующее. «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями» Во взрослой жизни младенческий сенсорный голод преобразуется в жажду признания, одобрения и т.д. Жесты признания по своей психологической сути напоминают поглаживания. В результате Бёрн берёт это слово (поглаживания) в качестве термина для обозначения интимного физического контакта и понимает под этим любой акт (слово или действие), который направлен на выражение признания. Обмен поглаживаниями Бёрн принимает за единицу социального взаимодействия и считает, что именно обмен поглаживаниями образует трансакцию.
Из вышесказанного следует, что Э.Берн определяет трансакцию как единицу общения. Если двое, трое или более людей встречаются, то рано или поздно один из них заговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлён об их присутствии. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ называется трансакционной реакцией.
В процессе коммуникации Бёрн
выделяет несколько правил.
Первое правило гласит: процесс коммуникации
будет протекать гладко, пока трансакции
дополнительны (см. рис.2) (ответная реакция
соответствует ожиданиям агента и характерная
для здоровых естественных человеческих
отношений). Следствие из этого правила:
пока трансакции дополнительны, процесс
коммуникации может продолжаться неопределенно
долго.
Обратное правило состоит в том, что процесс
коммуникации разрушается, когда трансакция
становится перекрёстной (см. рис.3). Примером
к этой схеме может быть диалог:
– Давай разберемся, почему
у тебя снизилась успеваемость(В
–> В).
– Неправда, мне просто не везет, а вам
лишь бы поругать меня (Ре –> Р).
Все возможные виды трансакций
отражены на схеме, изображённой на рси.4.
Дополнительные трансакции между «психологически
эквивалентными» эго-
Простые дополнительные трансакции
чаще всего встречаются при
Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух эго-состояний. Эта категория служит основой для игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (например Взрослый-Взрослый) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой один человек учавствует на подсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» и умело манипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакции выступают наравне, и это приносит им удовольствие. Например:
Парень: Хочешь, покажу тебе мою стереосистему?
Девушка: Да! Я всегда мечтала увидеть ее!
На социальном уровне происходит разговор Взрослых о стереосистемах, но на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком, содержание которого - заигрывание. Такая трансакция называется двойной скрытой. А, например, скрытые трансакции Взрослый-Взрослый (социальный уровень), Ребенок-Взрослый (психологический уровень) называются угловыми (по виду изображения).
Итак, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние - на угловые и двойные.
Рис.2. Дополнит. трансакция Рис.3. Перекрёстная трансакция Рис. 4. Схема взаимоотношений
3) Анализ психологических «игр».
Как уже было сказано в пункте 2, «после сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями» [2, с.12] Прежнего уровня слияния с другим человеком он уже не достигнет никогда, и тут у него открываются две возможности: либо построить подобные отношения с другим человеком на основе доверия и откровенности, достигнув таким нелёгким трудоёмким способом очень ценного результата – настоящей близости; либо заняться времяпрепровождением, которое является лишь искусственным заменителем истинной близости и искренних чувств.
Следует отметить, что явление времяпрепровождений возникает в ответ не только на сенсорный, но ещё и на структурный голод. Люди озабочены тем, чтобы структурировать своё время, и считают, что должны помогать друг другу в этом[3]. Таким образом, структурирование становится основой нашей социальной жизни. Операциональный аспект структурирования может быть назван планированием, которое подразделяется на три вида – материальное, индивидуальное и социальное.
Материальное планирование
исходит из взаимодействия с предметным
миром, и интересно нам, если обеспечивает
поглаживание, признание и другие
формы социального
Социальное планирование выражается в ритуальных и полуритуальных видах общения; основным критерием становится приемлемость поведения, определяемая традицией или ритуалом.
Чем ближе знакомы люди, тем чаще проявляется индивидуальное планирование. Оно может приводить к инцидентам, которые покажутся случайными, но более внимательное наблюдение выявит, что они проявляются с завидной периодичностью и опираются на определённую поведенческую схему. Все трансакции, включённые в этот вид планирования, подчиняются неким скрытым правилам и следуют какой-то закономерности. Цепи трансакций, основанные на индивидуальном планировании, порождают такой феномен, как игры. Основная функция игр – социальная функция структурирования времени.
Игра – это последовательный
ряд дополнительных скрытых
Игры порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр. Были выделены следующие категории игр: игра длинною в жизнь (сюда относятся такие игры, как «Алкоголик, «Должник» «Посмотри, что я из-за тебя сделал и пр.), супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как я старался» и пр.), игры для вечеринок, сексуальные игры, игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий и конструктивные игры (это особая категория игр, названных Бёрном «хорошими» играми, которые не только приносят выигрыш игроку, но и позволяют другим людям получить конструктивное удовольствие).