Тенденции развития современного театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность и назначение театра……………………………………………...4
Специфика театрального искусства………………………………………...5
Виды театрального искусства…………………………………………….....7
Зарождение театрального искусства. Развитие театра
4.1.Театр Востока..............................................................................................8
4.2. Театр Африки............................................................................................10
4.3.Театр Европы
4.3.1. Древняя Греция………………………………………………………10
4.3.2. Средневековье………………………………………………………..11
4.3.3. Русский театр………………………………………………………..13
Тенденции развития современного театра ....................................................14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

театр.docx

— 314.32 Кб (Скачать)

Также процветали частные театры. Такие театры содержали  знатные вельможи.

Отмена крепостного  права в 1861 году начинает новую эпоху  в истории России. В 1888 были открыты  драматические курсы, где преподавали  крупнейшие актеры Малого Театра. Началом  нового этапа развития русского и  мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно - Общедоступный  театр. С весны 1901 года он начал называться Московский Художественный Театр (МХТ).

Начало существования  МХТ положила встреча двух его  будущих руководителей – Станиславского и Немировича-Данченко. Встреча состоялась летом, в 1897 году в ресторане "Славянский базар". В ходе легендарной 18ти часовой беседы появились задачи нового театра, который перевернул театральное дело всего мира. Станиславский и Немирович-Данченко были убеждены, что сцена – это белый лист бумаги и может служить как возвышенным, так и низменным; что основой искусства является живой человек. Однако сейчас многие театральные деятели считают, что театр переживает кризис и театральное искусство требует серьезных изменений. Но, каким бы ни стал театр будущего, российский театр сделал очень много для театров всего мира. И до сих пор, на репетициях в самых известных театрах мира, на всех языках звучат слова, которые когда-то впервые произнес великий Станиславский – "Не верю!". Ведь если режиссер поверит актерам, то актерам поверят и зрители, и театр будет жить. 

Тенденции развития современного театра 

Коренные преобразования театра в 19 в. в определенном смысле обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее  и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы  зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно  пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В  этом эйфорическом отношении к новому искусству как-то забылась главная  особенность театра – активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность  стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец 19 –  начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых  средств театральной выразительности.

И видимо, не случайно в это время появилась новая  театральная профессия, ставшая  сегодня в театре основной, –  профессия режиссера. Если театр  всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая  эпоха – театра режиссерского. Возникает  принципиально новая концепция  театрального искусства: простая «техническая»  организация театрального зрелища  в рамках любой из театральных  традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля (актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты  и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда  эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой  сумме впечатлений от каждого  компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном  же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные  сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д.

Новая концепция  театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно  ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере  двух альтернативных театральных систем, активно развивавшихся в России в начале 20 в. – реалистического  театра К.Станиславского и условного  театра В.Мейерхольда. При всей разности и даже полярности эстетических принципов, мощное определяющее режиссерское начало практически превратило эти системы  в основополагающие для современного театра. Более того, режиссура вывела на новый этап и актерское искусство, заложив новые принципы актерского существования на сцене и обучения актерскому мастерству. При всем огромном разнообразии технологических и  эстетических подходов к творчеству актера (школа переживания К.Станиславского; «сверхмарионетка» Г.Крэга; принцип  биомеханики В.Мейерхольда; принцип  «отстранения» Б.Брехта и т.д.), режиссерский театр видит в актере лишь один из компонентов (пускай важнейший) цельного спектакля. И здесь возникает  интереснейший парадокс: именно это, казалось бы, «умаление» значимости актера и принципиальное «встраивание»  его работы в общую концепцию  спектакля приводит к наиболее мощным и значимым актерским работам. Похоже, что режиссерский театр представляет собой оптимальный путь к возвращению  сакральности театрального действа. 

Новая концепция  режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень  скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса превратилась в главного автора фильма. 

Заключение 

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое  искусство. Оно возникает лишь в  час встречи со зрителем. Оно основано на непременном""' эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного  зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Великая мука для  актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние  равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как  душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует  и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, — от актера к зрителю, от зрителя  к актеру.

Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза  в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетий-ми происходивших на сцене событий.

Такое сопереживание  — высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон  веков влечет человека в театр.

Читатель в  одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет  своего зрителя в одиночестве. В  театре все зиждется на активном эмоциональном  взаимообщении тех, кто создает  в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно  создается.

Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения  к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем  не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское  соучастие в процессе сценического действия. В театре воз никает праздничная  атмосфера, когда такое соучастие  такое сопереживание достигают  самого высокого накала...

Вот что значит театр в жизни человека! Вот  что значит живое его искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в  котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд" мечтаний, желаний, нравственных обретений...

Искусство театра — искусство чудесного общения  души с душою, сердца с сердцем...  Вот что значит театр в жизни  человека! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Лукомский Г. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Санкт-Петербург, 1913

2. Станиславский К.С. Работа над ролью. Собр. соч., т. 4. М., 1957

3. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965

5. Творческое наследие Вс.Э.Мейерхольда. М., 1978

6. Архаический ритуал фольклорных и раннелитературных памятников. М., 1987

7. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991

8. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993 
 
 
 

Информация о работе Тенденции развития современного театра