Свадебные обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Но так было не всегда... В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такие браки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.

Содержание

Введение 3
Свадебные обряды 5
Заключение 13
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Этикет и культура быта.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

       Свадебный пир  корнями  уходит  в  глубокую  древность.  Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался  с  разной  степенью  пышности.  Начинал

застолье  самый почетный гость –  «свадебный  генерал»,  который  должен  был

поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».

        Потом новобрачные садились за стол, все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать (по обычаю), выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.

        По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. В одном из сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти. 

                                                    «Княжий» стол. 

         На другой день новобрачных  вели в отдельные мыльни. Жена  шла в мыльню со свахою и  матерью жениха и показывала  знаки своего девства, с не  снимали сорочку и вместе с  простынею прятали как свидетельство  целомудренного поведения. Муж  мылся с тысяцким и дружкою,  тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом.

       По выходе из мыльни новобрачный  шел вперед в сенник; за ним  приходила новобрачная. Тут являлись  женщины, а впереди них сваха  несла горшочек или два с  кашей, поставленные на одном  блюде. Этой кашей сваха кормила  и мужа и жену. После кормления  жених вместе со своим родителем,  с тысяцким, дружкою и со всеми  свадебными поезжанами ехал к  родителям невесты. 

  Вступая  к ним в дом, новобрачный  бил челом и благодарил за  то, что они вскормили и вспоили  дочь свою, его жену, и ласково  приглашал к себе на обед  со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских Княжим.

      Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями, все ели, пили в изобилии и веселились.

               

       "Хлибины" (хлебины или яишня, или отводины).

Заключительный  обряд старорусской свадьбы – "хлибины" (хлебины или яишня, или отводины). В разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в доме тещи.                                            Входя в дом муж говорил:  
Вставал я раненько,

Умывался  беленько,

Полотенцем  утирался,  
В путь-дорожку отправлялся.

  Говорила мне женушка милая,  
Что есть маменька родная.  
Подойдите к нам поближе

Мы  поклонимся пониже.

Зать сыпал в ложку деньги и подавал теще: Золоту казну примите,  
А ложечку назад отошлите Яишенку покушать.

Теща  благодарила и подавала ему яичницу.

        Все собравшиеся в доме гости и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все смотрят: из середины возьмет –худая невеста, нечестна, а с краю почнет –девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели.  Кроме того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель. А дальше для молодой женщины начиналась, как правило, нелегкая жизнь в новой семье.

      При окончании стола отец и  мать невесты благословляли молодых,  а гости дарили их. На свадьбе  редко дарили деньгами, а по  большей части вещами, также скотом  и лошадьми.

       По окончании пиров дары отсылались  на рынок и оценивались, потом  жених должен был отдаривать  подарками равного достоинства.

       В эти послесвадебные дни пиршеств  невеста почти не говорила, кроме  обыкновенных форменных речей,  потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины [1, c. 82-83].

       Но зато другие женщины, приглашенные  на свадебное пиршество, пользовались  большею свободою, чем когда-либо, и часто случалось, что дело  доходило до безумия. Все это  весьма понятно объясняется: женщины,  в обыкновенное время скромные  и целомудренные, на свадьбе  напивались, позволяли себе смелые выходки и даже невольно впадали в грешки среди общей суеты.

        Свадебные обряды были одинаковы  как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и в третий раз. Второй брак, по мнению народа, не имел уже той святости, как первый, а если из венчавшихся оба были вдовые, то на них не возлагали венцов, а держали на плечах. Церковный обряд третьего брака, состоял в одном молитвословии без венчания и не одобрялся церковью. Несмотря на воспрещение четвертых браков церковью, они случались, и правительство дозволяло детям от четвертого брака пользоваться правами законных детей в отношении наследства. У казаков было в обычае брачное сожитие без благословения церкви. А в старину некоторые, вопреки христианским понятиям, вероятно по обычаям язычества или магометанства, имели по две жены разом, но это редчайшее исключение. Большая часть населения женилась и выходила замуж именно так как было описано выше, строго соблюдая обычаи и свадебные обряды,  однако опираясь на те традиции, которые бытовали в той или иной местности [3, c.125].

     Таким образом, свадебные обряды  на Руси играли важную роль  и неукоснительно выполнялись  всем русским народом. 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Заключение. 

            Свадьба во все времена считалась одним из важных событий в жизни человека. Несмотря на различное отношение к старине сегодня, отдельные элементы традиционного свадебного обряда все же сохранились и в современном обществе, правда, зачастую в измененном виде.

       В современной свадьбе набор  обрядов также очень сильно  отличается от местности и  категории населения. Но, конечно,  есть и общие моменты. Это  знакомство и представление родителей  и молодых друг другу. Договор  о дне свадьбы и расходах. Возможно  устройство помолвки, а накануне  свадьбы – мальчишника и девичника.  Редкая свадьба обходится без  выкупа невесты. После выкупа  все едут в ЗАГС красивым  свадебным кортежем.

          Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись  могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно  духовное  целое

(обряд  един  и  общеобязателен,  и,  следовательно,  объединяет  всех  живущих членов народа друг с друга[3, c.125].

          Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по  важности  после рождения

событием  в  жизни   каждого   человека.   И   отпраздновать   его   хочется

соответствующим образом.

         К  сожалению,  красивые  русские  свадебные  обряды,  названные   после Октябрьской  революции  “пережитками  темного  прошлого”  канули   в   лета. Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные  свадьбы”  так  и  не

прижились.  И  сегодня  мы  имеем  то,  что  имеем:  неестественно-радостную регистрацию  в ЗАГСе  и скучный банкет  в   ресторане,   нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо  яркого,  запоминающегося на  всю

жизнь праздника.

      Итак, хоть сегодня и не все свадебные обряды соблюдаются, а точнее сказать, только малая их часть, а не так как это было раньше на Руси, однако   свадьба и сегодня сохраняет свое важное, сакральное значение как переход от одной, холостой жизни к семейной, со своими радостями и обязанностями. Решать, будут они следовать свадебным традициям, обрядам, ритуалам или нет, и каким именно: старинным или современным, в которых неким образом переплелись языческие, христианские и атеистические взгляды, молодожены должны сами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Список  литературы: 

  1. Балашов, Д. М. Русская свадьба \ Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко. – М.: Современник, 1985. – С.75 – 83.
  2. Жирнова, Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем \ Г. В. Жирнова. – М.: Наука, 1990. – 135 с.
  3. Костомаров Н. И. О жизни, быте и нравах русского народа Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин. – М., 1996. – С. 125.
  4. Рольф, М. Этикет: Энциклопедия /М. Рольф. – М., 1999. – 272 с. (Режим доступа в сети: http://www. rnb. ru ).

Информация о работе Свадебные обряды