Свадебные обряды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Свадьба издавна является началом новой семейной жизни двух людей. Современные семьи возникают обычно по обоюдному согласию и по взаимной любви. Право выбора супруга (супруги) сегодня принадлежит молодым людям. Но так было не всегда... В еще не столь давние времена о свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своего сына или дочери. Зачастую чувства детей не имели практически никакого значения. Выбор основывался на соответствии положения семей. Сейчас такие браки называют "брак по расчету". Очень часто родительский расчет бывал правильным, и возникала крепкая семья, которая жила долго и счастливо.

Содержание

Введение 3
Свадебные обряды 5
Заключение 13
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Этикет и культура быта.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

                                              Сговор (рукобитье).

После смотра  происходил  сговор.  Один  из  самых  важных  моментов  в предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.   Перед сговором отступало даже  само  торжество венчания  и свадебное веселье, т. к. эти действа являлись  исполнением  достигнутого  ранее  договора  двух семейств.

       Первая часть рукобитья, иначе  называемое сговором, назначалось  обычно на четверг и подтверждало  окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались  о расходах на свадьбу, о  подарках со стороны жениха, об  осмотре его хозяйства родственниками  невесты. В доме невесты собирались  ее родственники, готовилось угощение.  Родители жениха, сам жених и  его близкие родственники приезжали  к ним. Это случалось иногда  до обеда, иногда после обеда,  вечером, смотря по тому, как  угодно было назначать это  родителям невесты. Тут родители  невесты принимали гостей с  почестями, выходили к ним на  встречу, кланялись друг другу  до земли, сажали гостей на  почетных местах в переднем  углу под божницей, а сами садились  возле них. Несколько времени  проходило в молчании, глядя друг  на друга. Этого требовало приличие [1, c. 77-78].

  Потом  отец жениха, или родственник  жениха, говорил речь такого смысла, где высказывались причины приезда.  Родители невесты необходимо  должны были отвечать, что они  рады этому приезду. После того  писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался  взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были  выдать и дать за нее такое-то  приданое.

         В течение следующей недели, а иногда двух, невеста с помощью подружек готовила приданое: шила простыни, полотенца ("утиральники"), салфетки и "завесы", готовила подарки жениху и всем его родственникам. Родственники невесты предсвадебные дни проводили в хлопотах: обдирали животных, пекли хлебы, жарили, варили. Каждый день невеста встречала подружек и всех приходивших в дом причетами, жалуясь на свою судьбу, плакала о своей девичьей волюшке. Встречая причетом приходящих в дом, она "голосила" у порога горницы, обнимая руками каждого входящего.

        Сроки  свадьбы  были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьба совершалась и через неделю после сговора, а иногда между сговором и венчаньем проходило несколько месяцев. Приданое. Как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах, деньгах и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. От жениха нечего не требовалось; обыкновенно приданое доставлялось в дом  новобрачных после свадьбы, но иногда писали рядную запись, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривались неустойка или попятное [1, c. 78].

        Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Рядную запись писал подьячий. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось  в виде условия, чтобы мужу не бить своей жены, чтобы при случае можно было взыскать обиду судом.

       При сговоре невесты  не было. Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащая к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты подарки. Начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты.

                                                 Обрядовая баня.

         Баню топили девушки, подружки  невесты, накануне девичника.  Невеста кланялась в ноги подружкам  и просила истопить баню "парную, не угарную". "Баенный" обряд – один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетания косы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себе ленточки из косы.

                                                     Девичник.

На девичнике  в старорусской свадьбе настроение было по большей части  минорным. Невеста с распущенными после  бани волосами сидела за столом, причитывая по смытой волюшке. Причетами она  встречала каждого, пришедшего посмотреть, как будет "красоваться" невеста  – прощаться со своей "красной  красотой". Красная красота –  символ девичества – представляет собой веночек с лентами, надетый на голову невесты (по старорусским записям).  
Такие причитания слушатели принимали близко к сердцу и тут уж и все плачут, а невеста пуще всех. В момент расплетения косы невеста вырывалась и не давала расплетать косу.

                                 Прощание с «красной  красотой».

Самый напряженно-драматический обряд  девичника – прощанье с "красной  красотой". В последний раз  заплетали волосы девушки в одну косу. А на следующий день после  венчания в церкви сваха заплетала  уже две косы (символ замужества) и надевала молодой женский головной убор – повойник или кику. Такой  головной убор плотно покрывал волосы женщины, уложенные в пучок или  венком вокруг головы. Он  представлял  собой мягкую шапочку с овальным верхом и нешироким околышем, собранным  на шнурок и затягивавшимся тесемками  на затылке. Иногда он шился, как детский  чепчик, и завязывался под подбородком, но были и другие покрои.  Повойник всегда накрывался платком, шелковым или  кашемировым в праздники, холщовым или ситцевым в будни. Как и  в средневековой Руси, женщине  считалось неприличным выходить на улицу или находиться дома при  посторонних (а иногда даже и при  домашних) в одном повойнике, без  платка [1, c. 79-81].

                                                     

                                                    Свадебный  этап.

         Наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются  приготовления; собирали поезжан,  снаряжали свадебные чины. Главный  чин со стороны жениха был  тысяцкий. Должность тысятского была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на пиру свадебном, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженые отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли сами родители. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая со стороны невесты; с обоих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обоих сторон назначались свадебные дети боярские или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр.

        Накануне свадьбы собирались  к жениху его гости, а также  и к невесте ее гости, которые  должны были составлять поезд,  и те и другие пировали. 

    По обычаю, жених  до  венчания  не  должен  был  видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой,  как  водится,  покоилась  фата, восковые  цветы,  венчальные  свечи,  обручальные  кольца  –  если  ими   не обменялись при помолвке. После  принесения  шкатулки  начиналась  подготовка невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и  причесывала.  Платье  – обычно шелковое из белого шелка, в крайнем  случае  –  любого  цвета,  кроме черного. Богатые семьи  выписывали  подвенечное  платье  в  Париже.  Фата –длинная и широкая. Головной убор – венок  из  цветов  померанца  и  миртовых веток.  Обувал  невесту  «свадебный  отрок»  -  младший  брат   или   другой родственник. Он же и подавал  ей  на  свадебном  подносе  фату  и  перчатки, провожал до  свадебной  кареты  и  нес  шлейф.  Жених  военный  облачался  в парадный мундир, штатский – в  черную  фрачную  пару  с  белым  галстуком  и белыми перчатками.

                                                    Венчание.

Венчание  происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в  дом жениха приготовлять брачное  ложе.

Когда время венчания приближалось, невесту  начинали одевать к венцу. В самое  лучшее платье  и навешивали, сколько  было возможно украшений; в это время  подружки пели  ей песни. Между тем  в парадно убранной комнате ставили  столы, накрывали их скатертями уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец. Убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком.

     Получив известие о прибытии жениха в  церковь,  невеста  усаживалась  в экипаж  вместе  со  свахой,  девушками-провожаткамии  и   мальчиком-светчим, которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды  обходят аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от  жениха  и освобождала правую руку от перчатки, то же  проделывал  и  жених.  Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые  со  стороны  жениха становились справа[1, c. 79-81].

      Венчание у славян  в  дохристианский  период  проводилось  обычно  либо весной, либо осенью на  фоне  природы.  Жених  с  невестой  в  сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные  венки  из цветов, водили хороводы вокруг украшенной  лентами  березы,  пели  обрядовые песни и устраивали веселые игры.

       Сам обряд бракосочетания состоял в том, что  жениха  и  невесту  водили

вокруг  дуба, ели или раскидистого куста, о чем и  говорит  сохранившаяся  до

наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного  куста венчается».

       С приходом христианства народное венчание  было  заменено  церковным –

церемонией  заключения брака по обряду православной церкви. Со  времен  Петра

I до  марта  1917  г.  для  всех  православных  жителей  Российской  империи считался действительным лишь  брак,  заключенный  путем  венчания.  Венчание

всегда  проходило в храме. Венчание не может  иметь  место  во  время  поста, накануне постных дней и некоторых  религиозных  праздников.  Обряд  венчания

состоит из обручения и собственно венчания.  Во  время  обручения  священник

при совершении установленных  молитвословий  спрашивает  брачующихся  об  их

добровольном  согласии вступить в брак и надевает им  освященные  кольца.  Во

время венчания звучат песнопения церковного  хора,  священник  благословляет

общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают  из  нее  разбавленное  водой

вино. Священный  покров и венцы  возлагаются  на  головы  жениха  и  невесты, священник соединяет их  руки  и  троекратно  обводит  вокруг  аналоя,  затем молодые обмениваются обручальными кольцами. 

                                              После венчальный  этап.

        После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение, в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им целоваться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене, та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарку и топтал ее разом с женою, приговаривая: « Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся. 

        При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, делая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Пока шло венчание,  свадебный  поезд  (уже  единый)  украшали  лентами,

цветами и колокольчиками. Свадебный поезд, звеня колокольчиками  и  усыпая  мостовые  лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал  город  по  кругу,  и только после этого направлялся в дом, где  должен  был  состояться  бал  или вечеринка со свадебным столом.

         В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал  образ,  а  мать  – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю  кланялись,  принимали благословение и  трижды  целовали  поочередно  отца  и  мать.  По  окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником,  а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки  на  поднос.  На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому,  кто  подходил  с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Информация о работе Свадебные обряды