Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:59, реферат
МОРАЛЬ (от лат. moralitas – традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.
Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству
Моральное поведение, целесообразно представить как сложную совокупность ее отдельных актов, обозначаемых в этике понятием "поступок". Структура поступка относительно проста и включает в себя, помимо самого действия, предварительную подготовку к нему, часто называемую мотивационным блоком, а также последующую оценку. Предварительная подготовка к действию разворачивается в сфере сознания, внутренняя работа которого создает предпосылки для будущего успеха или неудачи. Замысел того, что предстоит совершить, выражает понятие "намерение", явно или смутно фиксирующее цель предполагаемого действия. Его субъективное обоснование обычно называют мотивом, в отличие от стимула, выражающего внешнее побуждение к активности (он, кстати, путем интериоризации может превращаться в мотив). Даже психологические стимулы могут оказаться как бы внешними по отношению к ядру человеческой личности, если они не "просветлены" сознанием и выступают как ценностно-нейтральные. Мотив же - следствие личной заинтересованности в реализации индивидуальных ценностных ориентаций, - именно на уровне мотивации разворачиваются сложные перипетии нравственного выбора. Осуществляется ли он с помощью рациональной аргументации или предстает в "свернутой", интуитивной форме, в любом случае - это самовыражение личности, которое делает возможной ее автономную само-регуляцию. В роли мотива способны выступать любые понятия морального сознания либо их сложная, неповторимая комбинация.
Постановка
цели и ее мотивация влекут за собой
поиск адекватных средств, что составляет
самостоятельную, достаточно сложную
проблему; о которой речь пойдет
в следующем параграфе. На основании
всего этого принимается
Далее
события разворачиваются в
Такая
структура поступка представляет собой
схематизированную модель, безусловно,
упрощающую противоречивые уникальные
акты "живой" нравственной деятельности.
Кроме того, она статична, локальна
и элиминирует волевые, чувственные
и подсознательные компоненты, пронизывающие
все слагаемые поступка. Тем не
менее, теоретический анализ такого
рода позволяет обнаружить нечто
общее в многоцветной конкретике
отдельных поступков и лучше
рассмотреть такую грань
Моральные
отношения — Нравственные отношения
чрезвычайно многоцветны по форме и по
содержанию, что определяется многочисленными
факторами как социокультурного, так и
субъективного характера. Пространственно
локализовать сферу нравственных отношений
не представляется возможным, поскольку
они растворены в других видах отношений,
отражая уже упоминавшиеся особенности
морали. Тем не менее, можно конкретизировать
это этическое понятие (соответственно
- скрывающийся за ним реальный феномен)
с помощью упоминания о некоторых направлениях
классификации нравственных отношений.
Так, например, выделяют прямые и косвенные
моральные отношения, имея в виду их первостепенную
или второстепенную значимость; ситуативные
и устойчивые, фиксируя длительность их
существования. Идеальный, неискаженный
смысл нравственных отношений предполагает
их субъект - субъектный, а не субъект -
объектный характер, т.е. своеобразный
запрет на использование другого человека
в качестве объекта для манипулирования.
Основными видами моральных отношений,
рассматриваемых в этом ключе, являются,
отношение человека к самому себе, к другому
человеку, к какой-либо социальной общности.
Как бы сложно не проявлялись человеческие
отношения, необходимо помнить, что их
нравственный статус опирается на принцип
гуманизма, утверждающий само-ценность
личности "как в своем лице, так в лице
всякого другого" (Кант).
Заключение
В
21 веке вокруг нас всё меньше становится
друзей, ведь они для многих являются
средством поднятия ещё на одну ступень
выше, многие (большинство) шагают по головам
других и процветают. Но эти люди
не понимают, что, отступив от принципов
морали, они становятся игроками в
игре без моральных правил, где
принято предавать, обманывать. Мгновенная
выгода от какого-нибудь аморального
поступка может обернуться неудачей
в перспективе. Хотя было бы не совсем
верно полагать, что в жизни
злой поступок будет обязательно
наказан. Люди, ценящие общечеловеческие
ценности в такой игре участие
не принимают. Ни один человек не рождается
ни подлецом, ни героем. Он как скульптор
высекает себя из глыбы мрамора, зачастую
почти незаметными делами творит
себя, а подвиги или преступления
являются результатом этой работы.
Но большинство людей имеют
Список используемой литературы
Прокофьева Г.П., Этика, курс лекций / Г.П. Прокофьева. Хабаровск: Издательство ДВГУПС,2007
Зеленкова, И.Л. Этика: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - Мн.: Тетра Системс,2000
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. – 7-е изд. – М.: Просвещение,2001
Шрейдер, Ю.А. Этика: Учеб. Пособие / Ю.А. Шрейдер.- М.,1998
Золотухина-Аболина, Е.В. Современная Этика: Истоки и проблемы: Учеб. Для ВУЗов / Е.В. Золотухина – Аболина. - Ростов н/Д.: МарТ, 1998