Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:26, контрольная работа
Термин «мораль» восходит к латинскому слову moralis — нравственный; mores — нравы . Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни.
Введение 3
1. Мораль – как особая форма человеческих отношений 4-6
2. Структура морали
2.1. Моральные нормы 7
2.2. Моральные принципы 8
2.3. Нравственные идеалы 9
2.4. Моральная деятельность 10
2.5. Сознание 11-12
3. Христианская мораль 13-14
Заключение 15
Список литературы 16
Федеральное агентство по образованию РФ
Сочинский
государственный университет
факультет туристского бизнеса
кафедра
туризма и курортного дела
Контрольная
работа
по дисциплине:
« Профессиональная этика и этикет
»
тема: «
Структура морали »
студентка гр. 07-ЗСТ-1
Содержание.
Введение
1.
Мораль – как особая форма человеческих
отношений
2. Структура морали
2.1. Моральные нормы
2.2. Моральные принципы
2.3. Нравственные идеалы
2.4. Моральная деятельность
2.5. Сознание
3. Христианская мораль
Заключение
Список
литературы
Введение.
Термин
«мораль» восходит к латинскому слову
moralis — нравственный; mores — нравы . Другое
значение этого слова - закон, правило,
предписание. В современной философской
литературе под моралью понимается нравственность,
особая форма общественного сознания
и вид общественных отношений; один из
основных способов регуляции действий
человека в обществе с помощью норм. Мораль
возникает и развивается на основе потребности
общества регулировать поведение людей
в различных сферах их жизни. Мораль считается
одним из самых доступных способов осмысления
людьми сложных процессов социального
бытия. Коренной проблемой морали является
регулирование взаимоотношений и интересов
личности и общества.
Моральные идеалы, принципы
и нормы возникли из представлений людей
о справедливости, гуманности, добре, общественном
благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало
этим представлениям объявлялось моральным,
противоположное – аморальным. Иными
словами, морально то, что, по мнению людей,
отвечает интересам общества и индивидов.
То, что приносит наибольшую пользу. Естественно,
что эти представления менялись от века
к веку, и, кроме того, они были различны
у представителей различных слоев и групп.
Отсюда же проистекает специфичность
морали у представителей различных профессий.
Все сказанное дает основание говорить,
что мораль имеет исторический, социально-классовый
и профессиональный характер.
Сфера деятельности морали
широка, но тем не менее богатство человеческих
отношений можно свести к отношениям:
индивида и общества; индивида и коллектива;
коллектива и общества; коллектива и коллектива;
человека и человека; человека к самому
себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.
1. Мораль
как особая форма человеческих отношений.
Человеческая
мораль как особая форма человеческих
отношений складывалась издавна. Это прекрасно
характеризует заинтересованность общества
к ней и то значение придаваемое морали
как форме общественного сознания. Естественно,
нормы морали разнились от эпохи к эпохе,
и отношение к ним всегда было неоднозначно.
В древности «этика» («учение о нравственности»)
означала жизненную мудрость, «практические»
знания относительно того, что такое счастье
и каковы средства для его достижения.
Этика - это учение о нравственности, о
привитии человеку деятельно-волевых,
душевных качеств, необходимых ему в первую
очередь в общественной жизни, а затем
и личной. Она учит практическим правилам
поведения и образу жизни отдельного человека.
Но являются ли нравственность, этика
и политика, а также искусство, науками?
Можно ли считать учение соблюдать правильные
нормы поведения и вести нравственный
образ жизни, наукой? Согласно Аристотелю,
“всякое рассуждение направлено либо
на деятельность или на творчество, либо
на умозрительное...”. Это значит, что через
мышление человек делает правильный выбор
в своих действиях и поступках, стремясь
добиться счастья, воплотить в жизнь этический
идеал. То же самое можно сказать относительно
произведений искусства. Мастер воплощает
в своем произведении идеал красоты сообразно
своему пониманию. Значит, практическая
сфера жизни и различные виды производительной
деятельности невозможны без мышления.
Поэтому они входят в сферу науки, но это
не науки в строгом смысле слова.
Нравственная деятельность
направлена на самого человека, на развитие
заложенных в нем способностей, особенно
его духовно-нравственных сил, на совершенствование
его жизни, на реализацию смысла своей
жизни и назначения. В сфере “деятельности”,
связанной со свободой воли, человек “выбирает”
личности, сообразующей свое поведение
и образ жизни с нравственным идеалом,
с представлениями и понятиями о добре
и зле, должном и сущем. Этим Аристотель
определил предмет науки, названной им
этикой.
Мораль является одним из
способов нормативного регулирования
поведения человека, особой формой общественного
сознания и видом общественных отношений.
Есть ряд определений морали, в которых
оттеняются те или иные ее существенные
свойства . Мораль
— это один из способов регулирования
поведения людей в обществе. Она представляет
собой систему принципов и норм, определяющих
характер отношений между людьми в соответствии
с принятыми в данном обществе понятиями
о добре и зле, справедливом и несправедливом,
достойном и недостойном. Соблюдение требований
морали обеспечивается силой духовного
воздействия, общественным мнением, внутренним
убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции .
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность .
Нравственное
сознание является одним из элементов
морали, представляющим собой ее идеальную,
субъективную сторону. Нравственное сознание
предписывает людям определенные поведение
и поступки в качестве их долга. Нравственное
сознание дает оценку разным явлениям
социальной действительности (поступка,
его мотивов, поведения, образа жизни и
т. д.) с точки зрения соответствия моральным
требованиям. Эта оценка выражается в
одобрении или осуждении, похвале или
порицании, симпатии и неприязни, любви
и ненависти. Нравственное сознание —
форма общественного сознания и одновременно
область индивидуального сознания личности.
В последнем важное место занимает самооценка
человека, связанная с нравственными чувствами
(совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.
п.). Мораль нельзя сводить только к моральному
(нравственному) сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения" *.
Моральные
отношения возникают между
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.
Нравственная
деятельность характеризует только
действия, нравственно мотивированные
и целенаправленные. Решающим здесь являются
побуждения, которыми руководствуется
человек, их специфически нравственные
мотивы: желание совершить добро, реализовать
чувство долга, достичь определенного
идеала и т. д.
2. Структура морали.
2.1. Моральные нормы.