Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа
В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений.
Введение………………………………………………………………………….3
1.История морали ……………………………………………………………….5
2.Структуры морали …………………………………………………………...9
3.Функции морали…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы
Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается
Всё самое светлое, надежды, желания - стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни имеется ввиду каждый человек , т. к.гуманная мораль утверждает : нельзя быть по-настоящему счастливым , когда вокруг другие несчастны . Итак добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира .Моральный человек строит свою деятельность таким образом , чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию , самому делать свой выбор . При этом каждый человек ориентируется , выбирая свой моральный путь , свою линию поведения , на общечеловеческие , абсолютные , моральные ценности и идеалы , т.к. они являются вечными и духовными .
Слово идеал произошло от греч. ἰδέα — образ, идея — высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления. Когда мы говорим идеальный мы имеем ввиду самое лучшее , совершенное во всех отношениях . Моральный идеал - это всё самое лучшее , что выработано моралью . Его можно сформулировать кратко и чётко : это всеобщее единение людей . Именно духовное единство служит высшим моральным образцом , на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали . Вот , как отзывается Платон об идеале:,, … это высшее благо трудно ухватить логически , но в общих чертах можем определить его тремя моментами : истина , добро и красота . ,,
У Аристотеля имелась своя точка зрения : ,, … высшее благо- это разная деятельность души , это равновесие между страстями и разумом , которое достигается через морально - этические качества . С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе .
Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности , под которыми принято понимать те идеи , принципы деятельности или же предметы , которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни . Человек выстраивает для себя как бы пирамиду ценностей. При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё , выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями . Ценности бывают : малозначительные , относительные , живущие короткое время , но существуют ценности особо значимые - главные человеческие , живущие вечно и одинаково важные для всех людей - это человеческая жизнь , свобода , семья , Родина , истина , вера , справедливость и т.д. В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы , государства ,классы , цивилизации . Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила , ставшие общечеловеческими духовными ценностями , которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали полость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку . Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь .
В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так : ,, поступай так, чтобы твои действия стали образцом, для всех, всеобщим моральным законом . Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках , действиях ? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них - ,, культура стыда ,, . В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека , и под этим взглядом, есть ли он или представляется , испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе . Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей , одобрение которых хочет заслужить . Поведение коллективно согласованно.
В этой культуре любой поступок не соответствующий общепринятому подозрителен , подвергается осуждению либо осмеянию . Человек воспринимает общий тон ,становится частицей общего морального сознания , коллективного представления о том , что такое хорошо и что такое плохо .Культура стыда возникла тогда , когда человек не мыслил себя отдельно от рода . Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания - культура вины . Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил . Становится стыдно не перед окружающими , а перед самим собой , т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями , думами и размышлениями. Этой функцией занимается - совесть - внутренний голос, внутренний моральный контроль . Любовь ,долг , ответственность побуждают человека к действиям . Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью : человек сам сознательно анализирует свои обязанности , сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует , даёт оценку своим поступкам . Получается , что совесть - это осознание своего долга и ответственности т.е. самооценка человека. Совесть , сознание долга , проявляются необязательно на уровне рассудка , а иногда и прежде всего на уровне глубоко личностного чувства . Человек может не вполне осознавать, почему совесть велит ему поступать именно так , а не иначе .Руководствуясь совестью , человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом . Когда внутренний голос ( самоконтроль ) говорит человеку , что он поступил честно , правильно ,т.е. не совершил ни чего плохого, выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна и наоборот . Никто не знает точно , откуда у человека совесть , почему она обладает такой силой , всё видит и знает , почему умеет подсказать нам какой сделать выбор , почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку , почему именно перед совестью нам надо держать ответ. Одни полагают , что совесть - это голос Бога внутри человека, другие утверждают , что она результат долгого развития человеческого опыта.
Философы утверждают , что у морали три основных функции : оценивающая , регулирующая , воспитывающая .
Оценивающая : все поступки, всю общественную жизнь ( экономику, политику , культуру ) мораль оценивает с точки зрения гуманизма , хорошо это или плохо , добро это или зло . Если поступки полезные людям , способствуют улучшению жизни , свободному развитию - это хорошо , это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения ( поступки людей, поведение ), то он пользуется терминами добра и зла , либо близкими по значению словами понятиями : честь- бесчестие, порядочность - низость , подлость и т.д. , при этом выражает свою моральную оценку , либо порицает , либо хвалит , либо критикует.
Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается, как добро, то к нему надо стремиться , если зло, то искоренять и избегать . Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение . Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.
Регулирующая : Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых,
межклассовых и международных отношениях . В отличии от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей принципы морали имеют социально - всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается во многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои , строй жизни и формы общения (или напротив требуют их изменения) в самой общей форме, в отличии от более детализированных, традиционно - обычных, организационно - административных и технических норм.
Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа , закона , а на моральном авторитете, моральном воздействии . Но бывают случаи , когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению , а самое главное уметь правильно его оценивать , не быть бездушным винтиком в государственной машине и не рабом общественных отношений. В нужных случаях становиться борцом, защищая истину, справедливость, гуманизм.
Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитатель-
ном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое , эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром , выдвигая перед ним моральные идеалы .
Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе : придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов т.е. способность человека заботиться о других также , как и о себе.
Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Мораль учит делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим людям . Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно .
В наше нелёгкое время хочется сказать: Доверие к морали утрачено, сама мораль потеряла смысл. Ведь большинство поступков людей
отбрасывают вечные истины, выстраданные человечеством. Девизом является высказывание – “Все мои поступки должны определяться только
одним - моей выгодой”. Высшей ценностью является - выгода , эгоизм
(сюда можно записать бесчеловечность, предательство), которое принесёт
финансовое повышение, повышение по службе. В окружающем мире всё
меньше
становится друзей, ведь они для
многих являются средством поднятия
ещё на одну ступень выше,
многие шагают по головам других
и процветают. Но эти люди
не понимают, что отступив от принципов
морали, они становятся игроками
в игре без моральных правил
, где принято предавать, обманывать,
топтать. Мгновенная выгода от какого-нибудь
аморального поступка может
обернуться невыгодой в перспективе.
Хотя было бы не совсем
верно полагать, что в жизни злой
поступок будет обязательно
наказан. Но не исключена возможность,
что в этой игре найдётся тот,
кто будет более ловкий , который свернёт
шею своему сопернику . Люди ценящие
общечеловеческие ценности в
такой игре участие не принимают.
Ни один человек не рождается
ни подлецом, ни героем. Он как скульптор
высекает себя из глыбы мрамора,
зачастую почти незаметными
делами творит себя, а подвиги
или преступления являются результатом
этой работы. Но большинство
людей в наше нелёгкое
время имеют надёжную духовную
опору - мораль , которой пользуются
в соответствии с её требованиями
, принципами и нормами . Ведь
как учит древняя мудрость ,
жить по законам морали практичнее
, чем нарушать их, ибо в противном
случаи потеряешь гораздо больше,
чем приобретёшь.
Список литературы
1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали.
М., 2000
2.Бондаренко Ю.А.
У истоков современной морали .1991г.
3. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание
. 2000 г.
4. Ватин И.В. Верещагин
В.Ю. и др. Основы философии
в
вопросах и ответах.2002г.
5. Гуревич П. С. Этика. Учебник. М., 2006.
6. Иванов В.Г. Этика: Учеб. пособие.- СПб.: Питер. 2009
7. Разин
А. В. Этика. Учебник. М., 2003.