Структура и функция морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.История морали ……………………………………………………………….5
2.Структуры морали …………………………………………………………...9
3.Функции морали…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы

Работа содержит 1 файл

12.ЭТИКА.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

                                             Содержание 
Введение………………………………………………………………………….3 
1.История морали ……………………………………………………………….5 
2.Структуры  морали …………………………………………………………...9

3.Функции   морали…………………………………………………………….14 
Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы 
 
                          
 
           
                                
 
 

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                               Введение

       В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы  в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих  взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения,  которые не могут регламентироваться силой закона, принудительно. Все правила ,обычаи , принципы , которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются  общественным мнением  называются  моралью или нравственностью, что равнозначно.

       Все религии  мира в частности и христианская, считают, что принципы

морали  вечны  и неизменны, что их источником является  Бог. Он  раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он  узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском  Ветхом  завете. Данные заповеди  гласят: не произноси  имя  господа  понапрасну;  помни  день  субботний;  почитай отца  и мать  свою;  не  убий;  не прелюбодействуй и т.д.

        Подобные  заповеди  обнаружены  в  найденных  в  1901 г. в   списках  законов  вавилонского  царя  Хамураппи1,  жившего на  тысячелетие раньше образования   иудейской  религии,  а также похожие предписания были  найдены в буддийских  книгах: « я  соблюдаю  заповедь  воздерживаться от воровства я  соблюдаю заповедь  воздерживаться от непозволительного  полового  общения», « я соблюдаю заповедь  воздерживаться  от  лжи и обмана».

     Даже в недавнем прошлом  враждебная по  отношению  к  религии, коммунистическая  мораль, и та имела  свой  кодекс, большей  частью  своих  положений  основанных  на  древних заповедях: « гуманные  отношения и взаимное уважение  между  людьми», «человек человеку друг -  товарищ  и  брат», « честность  и  правдивость,  нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость  к  несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.

       Основой морали  ( нравственности ) являются созданные много веков назад  заповеди, в которых  излагаются  основные  критерии  моральных норм  и  правил, но каждый  временной отрезок  вносит  свои  коррективы  в  структуры  и  функции  морали , которые  нам  предстоит  рассмотреть в данной  работе .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

            1. История морали.

     Бытует мнение, что  в древние времена «Мораль»  отсутствовала, т.е.

все люди  были  аморальны.  Эта точка зрения  родилась  в эпоху возрождения  и  достигла  рассвета  в  19  веке,  когда общество было  проникнуто  идеями  прогресса, т.е. целенаправленного  движения  общества  к  справедливости  через  развитие  разума , науки  и техники . Чтобы доказать  светлость  будущего  реконструировалось  тёмное  прошлое , т.е. создавалась  история  в  которой  говорилось , что  существовало  время  когда  не  было  ни  морали , ни законов. Господствовало  право  сильнейшего,  где  не запрещалось убийство.

       Но  с  помощью  археологии  и  истории  такой  период  выявить  не  удалось.  Первоначальная  мораль  была слита  в  единое  целое  с  религией  и  правом. Это  была  единая  система регуляции жизни   первобытного  общества, её  основу  составляла  система  табу  ( система  запретов ). Эти  запреты  не имели  рационального  обоснования, но  передавались  из  поколения в поколение, как  традиции. Основными  из  них были -  это запрет  на  убийство  сородича, а также  запрет  на  лишение  пищи  (самого  ценного  в  первобытном  обществе) слабого и больного. Подобная  система устраивала первобытных  людей,  но  с  развитием  отношений  между разумными людьми постепенно  из  общей  сферы  регуляции  выделилось право , которое  обобщило  долгий  опыт  разрешения  типовых  конфликтных   ситуаций,     но  право всегда  апеллирует  к традиции  религии и морали, как факторами  освещающими  его  деятельность, т.е. опирается  на  нормы  морали  и  религиозные  нормы  при  создании  права. Изучение  морали  и нравственности  занимало одно  из  важных  мест  у  философов  разных  периодов  времени.

       Наиболее  ранние  этнические  учения ( учения  о  морали  и   нравственности ) упоминаются  в  древней  китайской  философии , которые  возникли  примерно  в  V в. до  н.э. Стержнем  данных  учений  является  триада «знание, действие,  нравственность». Философия в Китае прежде  всего этика и политика . Этические критерии  определяют  и знания  в целом , и философию в  частности. Знания  прежде  всего относятся  как  путь к  нравственному  совершенствованию. Высшее знание - это  знание  о  добродетелях  великих людей  и  правилах  поведения  на  всех  ступенях  общества , от  собственной семьи  до  дворца. Все другие  виды  знаний - математическое, астрономия, медицина и  т.д.- объявлялись низшими. В западной  культуре  наоборот.

    В древнем  Китае  этнические  учения  формировались  под  воздействием  четырёх  основных  направлений и  изучались  в четырёх  школах .

1. Легистов ( законников ) - главной моралью считалось служение  императору  и  небу,  только  император имеет  некоторую  свободу , но  он   должен  выполнять  волю  неба и  расположить  подданных  к  себе справедливым

правлением.

2. Моизм   ( экономическая ) - главной  моралью  является  регуляция  экономических  отношений , с  целью  поднятия  благосостояния   общества  и  государства через  торговлю, скотоводство и т.д.

3. Даосизм -  основателем которой   является Лао-Цзы ( старший современник Конфуция ).  Главный принцип : не действие, т.е. воздержание  от активного  вмешательства  в  дела  мира. Не надо ставить цели  в  жизни  они  порабощают  человека . Нужно уподобиться  природе  и  сливаясь  с ней  добиться бессмертия.

4. Конфуцианство - основатель   Кун – Фу – Цзы . В центре  внимания

конфуцианства  проблемы  этики, воспитания  человека,  политики. Нравственное  совершенствование  воплощено  в  стремлении  жить во  взаимном  согласии  с  людьми  и с  собой ,  быть  человеколюбивым ,  почтительным . Главным  моральным  правилом Конфуция: «не  делай  другим  того , чего не желаешь себе» .  Идеалом морального  человека  выступает « благородный муж» который противопоставлен « низкому человеку» . Если  благородный следует долгу и закону ,  то  низкий  думает  только  о  себе и о своей  выгоде . Долгое  время  учения  Конфуция  были  официальной  идеологией  императорского   Китая,  а учение  его является  известным  не  только  на  родине, но и во всём  мире.

       Большим  разнообразием  взглядов  отличается  индийская  философия и её этические  учения.  Человек представлен как боец  на  арене , сражающийся с судьбой , совершая  определённые  деяния  плохие  либо  хорошие , за  которые впоследствии  получает вознаграждение  либо  страдание. Освобождение  от  страдания  достигается  с  помощью  познания  истины, познать  которую  поможет  техника  самоконтроля , которая  является  нейтрализатором  «низшего я»  Индийская  этика  утверждает ,что низшее должно  подчиняться высшему. Следует  воздержаться  от  причинения  вреда  всему  живому, лжи, воровства , стяжательства.  Высшая  цель  в жизни - освобождение  от  страданий  мира  и  достижение  состояния  просветления  и  блаженства .

         К  интересным  заключениям   пришли  философы  античных  времён -

учения  древних  греков  и  древних  римлян. Такие  философы  как:  Аристотель , Эпикур ,Сенека , Эпиктет , Аврелий  и другие , являлись  родоначальниками , а  точнее сказать  основателями  античной  философии , которая  положила начало  западной  философии,  почти  всех  её  последующих  школ, идей и  представлений, именно  здесь родилась  европейская культура  и цивилизация. Именно  римские стоики ( Зенон , Посидоний , Марк  Авлий) впервые заговорили  о совести,  как функциональном  понятии  морали  и  о  воли  человека,  как механизме  морального  действия. Развиваются представления вины  и  греха  человека, даже  мудреца,  который  раньше  был  безгрешный. Знатный  патриций  Сенека  выдвигает  идею  равенства людей  перед  судьбой и  природой. Истинная  ценность  человека  в его добродетели,  которое  не  зависит  от  рождения.  Благородство  духа  не  передаётся  по  наследству, оно зависит от  самого  человека, от  направленности  его  воли. Может быть  благородный  духом раб и может быть  низкий  духом  аристократ.

          Рассмотрев,  различные направления этических учений,  мы  можем

прийти  к  выводу, что  в  них  есть  что-то  общее  и  объединяющее, что  помогает  создать  образец  поведения  человека , осознать  свой  долг  перед 

людьми  и  самим  собой.  Человек  начинается  с  желания  помочь  людям.

С  заботы  о  других  начинается  его  моральная  активность.                         

                                     

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     2.Структура морали.

Слово “мораль,,  пришло  к  нам  из  французкого  языка , а  во  Францию это  слово  пришло  из  Древнего  Рима , но  само  понятие  о  морали , т.е. определённые  правила  поведения  человека  среди  людей ,  существовало  задолго до  появления  слова  “мораль ,, .  Мораль - это результат размышлений  людей о своей  жизни ,  о  хорошем  и  плохом  в  ней ,  о  добром  и  злом  в  делах  и  поступках .  К морали  относятся определённые  принципы , идеалы ,

нормы, которые  направляют, регулируют  поведение  людей . Например 

принципы  гуманизма ( человечность, милосердие , справедливость) , нормы

( не  убивай, не воруй, не лги ) правила ( не делай другому того , чего не желаешь себе ; почитай старших ;  не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит  злой  нравственности примером  которой  могут  служить  такие суждения : “Человек  человеку – волк”,  “с волками жить - по волчьи выт”, “своя рубашка ближе к телу”.  У морали  доброе  сердце, в ней всегда  проявляется  забота  не  только  о  себе,  но и  о  других . Полной  противоположностью  является  аморальность и  безнравственность  поступков  и  убеждений, которые  эгоистичны ,  самолюбивы , всегда  утверждают  свою  исключительность : только  я , только  для  себя , а  остальное - гори  всё синим  пламенем , мне  всё  до  лампочки .  Подобные  убеждения  рождаются  у  людей , которые  утверждают: “я  лучше  всех  и  важней” и т.д. Самое страшное  последствие  подобных аморальных  суждений  в  том ,  что  они  ведут  к  разрушению ,  вражде ,  разделяют  людей ,  толкают  их  на  гибельный  путь .

   Вот  мы  и  подобрались к понятию “Зла” . С помощью понятий “Добра”  “Зла”, “Совести”,”Долга”  этика изучает мораль  и излагает  своё  содержание . “Зло” - это  нарушение  морали . Это  понятие  выражает  всё  то ,  что  заслуживает  осуждения , презрения , и обязательно  должно  быть  преодолено человеком , обществом . Зло находится  там  где  человека  обижают , унижают , оскорбляют ,где  к  человеку  относятся  как  к  вещи , с помощью которой  можно  извлечь себе  выгоду. Для порядочных  людей, зло означает,  когда счастье одних достигается за  счёт  несчастия других . Зло -  это всё  то , что губит  душу ,способствует  нравственной  деградации ( разрушению ) личности . Понятие зла  охватывает  все  отрицательные  явления : подлость, воровство , хулиганство , жестокость , предательство . Зло делиться  на  большое  и  малое . К большому  относится   общественное  зло ( эксплуатация ,захватнические войны ,преследование  инакомыслящих и  инаковерующих  людей ) .  Где царит  зло  большое , имеет  место зло  малое, повседневное, вошедшее  в привычку , нравы,  в  психологию людей.  Хамство, грубостт, эгоизм , равнодушие  к страданию и горю других  людей ( даже своих родственников ) . Когда сильный обижает слабого, когда свою  вину  сваливают на  другого,  когда руководители  равнодушны  к судьбам своих соотечественников , когда живут  на нечестно  заработанные  средства -  всё это есть  моральное зло .

Информация о работе Структура и функция морали