Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:16, контрольная работа
В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений.
Введение………………………………………………………………………….3
1.История морали ……………………………………………………………….5
2.Структуры морали …………………………………………………………...9
3.Функции морали…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы
Введение…………………………………………………………
1.История морали ……………………………………………………………….5
2.Структуры морали …………………………………………………………...9
3.Функции
морали…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Все религии мира в частности и христианская, считают, что принципы
морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в «специальных» заповедях - в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят: не произноси имя господа понапрасну; помни день субботний; почитай отца и мать свою; не убий; не прелюбодействуй и т.д.
Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. в списках законов вавилонского царя Хамураппи1, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: « я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения», « я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана».
Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений основанных на древних заповедях: « гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг - товарищ и брат», « честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д.
Основой морали ( нравственности ) являются
созданные много веков назад заповеди,
в которых излагаются основные
критерии моральных норм и правил,
но каждый временной отрезок вносит
свои коррективы в структуры
и функции морали , которые нам
предстоит рассмотреть в данной
работе .
1. История морали.
Бытует мнение, что в древние времена «Мораль» отсутствовала, т.е.
все люди были аморальны. Эта точка зрения родилась в эпоху возрождения и достигла рассвета в 19 веке, когда общество было проникнуто идеями прогресса, т.е. целенаправленного движения общества к справедливости через развитие разума , науки и техники . Чтобы доказать светлость будущего реконструировалось тёмное прошлое , т.е. создавалась история в которой говорилось , что существовало время когда не было ни морали , ни законов. Господствовало право сильнейшего, где не запрещалось убийство.
Но с помощью археологии и истории такой период выявить не удалось. Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу ( система запретов ). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. Основными из них были - это запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право , которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени.
Наиболее ранние этнические учения ( учения о морали и нравственности ) упоминаются в древней китайской философии , которые возникли примерно в V в. до н.э. Стержнем данных учений является триада «знание, действие, нравственность». Философия в Китае прежде всего этика и политика . Этические критерии определяют и знания в целом , и философию в частности. Знания прежде всего относятся как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание - это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества , от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний - математическое, астрономия, медицина и т.д.- объявлялись низшими. В западной культуре наоборот.
В древнем Китае этнические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах .
1. Легистов ( законников ) - главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет некоторую свободу , но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым
правлением.
2. Моизм ( экономическая ) - главной моралью является регуляция экономических отношений , с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д.
3. Даосизм - основателем которой является Лао-Цзы ( старший современник Конфуция ). Главный принцип : не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека . Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия.
4. Конфуцианство - основатель Кун – Фу – Цзы . В центре внимания
конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой , быть человеколюбивым , почтительным . Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того , чего не желаешь себе» . Идеалом морального человека выступает « благородный муж» который противопоставлен « низкому человеку» . Если благородный следует долгу и закону , то низкий думает только о себе и о своей выгоде . Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.
Большим разнообразием взглядов отличается индийская философия и её этические учения. Человек представлен как боец на арене , сражающийся с судьбой , совершая определённые деяния плохие либо хорошие , за которые впоследствии получает вознаграждение либо страдание. Освобождение от страдания достигается с помощью познания истины, познать которую поможет техника самоконтроля , которая является нейтрализатором «низшего я» Индийская этика утверждает ,что низшее должно подчиняться высшему. Следует воздержаться от причинения вреда всему живому, лжи, воровства , стяжательства. Высшая цель в жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства .
К интересным заключениям пришли философы античных времён -
учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель , Эпикур ,Сенека , Эпиктет , Аврелий и другие , являлись родоначальниками , а точнее сказать основателями античной философии , которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики ( Зенон , Посидоний , Марк Авлий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воли человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный. Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его воли. Может быть благородный духом раб и может быть низкий духом аристократ.
Рассмотрев, различные направления этических учений, мы можем
прийти к выводу, что в них есть что-то общее и объединяющее, что помогает создать образец поведения человека , осознать свой долг перед
людьми и самим собой. Человек начинается с желания помочь людям.
С заботы
о других начинается его
моральная активность.
Слово “мораль,, пришло к нам из французкого языка , а во Францию это слово пришло из Древнего Рима , но само понятие о морали , т.е. определённые правила поведения человека среди людей , существовало задолго до появления слова “мораль ,, . Мораль - это результат размышлений людей о своей жизни , о хорошем и плохом в ней , о добром и злом в делах и поступках . К морали относятся определённые принципы , идеалы ,
нормы, которые направляют, регулируют поведение людей . Например
принципы гуманизма ( человечность, милосердие , справедливость) , нормы
( не убивай, не воруй, не лги ) правила ( не делай другому того , чего не желаешь себе ; почитай старших ; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности примером которой могут служить такие суждения : “Человек человеку – волк”, “с волками жить - по волчьи выт”, “своя рубашка ближе к телу”. У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других . Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны , самолюбивы , всегда утверждают свою исключительность : только я , только для себя , а остальное - гори всё синим пламенем , мне всё до лампочки . Подобные убеждения рождаются у людей , которые утверждают: “я лучше всех и важней” и т.д. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том , что они ведут к разрушению , вражде , разделяют людей , толкают их на гибельный путь .
Вот мы и подобрались к понятию “Зла” . С помощью понятий “Добра” “Зла”, “Совести”,”Долга” этика изучает мораль и излагает своё содержание . “Зло” - это нарушение морали . Это понятие выражает всё то , что заслуживает осуждения , презрения , и обязательно должно быть преодолено человеком , обществом . Зло находится там где человека обижают , унижают , оскорбляют ,где к человеку относятся как к вещи , с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для порядочных людей, зло означает, когда счастье одних достигается за счёт несчастия других . Зло - это всё то , что губит душу ,способствует нравственной деградации ( разрушению ) личности . Понятие зла охватывает все отрицательные явления : подлость, воровство , хулиганство , жестокость , предательство . Зло делиться на большое и малое . К большому относится общественное зло ( эксплуатация ,захватнические войны ,преследование инакомыслящих и инаковерующих людей ) . Где царит зло большое , имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку , нравы, в психологию людей. Хамство, грубостт, эгоизм , равнодушие к страданию и горю других людей ( даже своих родственников ) . Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников , когда живут на нечестно заработанные средства - всё это есть моральное зло .