Структура и функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3
1. История морали …………………………………………………………….5
2. Структуры морали ………………………………………………….….…...7
3. Функции морали ………………………………………………………..….11
Заключение……………………………………………………………….…...14
Список использованной литературы………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение………………………………………………………………….…....3 

1. История морали  …………………………………………………………….5 

2. Структуры  морали ………………………………………………….….…...7 

3. Функции морали  ………………………………………………………..….11 

Заключение……………………………………………………………….…...14 

Список использованной литературы………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

  В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми 

люди руководствуются  по отношению друг к другу и  обществу в целом. 

  Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они 

зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной 

властью. Государство  может в принудительном порядке  заставить их 

выполнять. Это  правовые нормы, законы и другие нормативные  акты, но все 

они не могут  охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё 

много сторон человеческого  общения, которые не могут регламентироваться 

силой закона, принудительно. Все правила ,обычаи , принципы , которыми 

люди руководствуются  в своих взаимоотношениях друг с  другом и по 

отношению к  обществу и которые поддерживаются общественным мнением 

называются моралью  или нравственностью, что равнозначно. 

  Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы 

морали вечны  и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и 

навсегда определил, что нравственно, а что нет. Он узаконил это в 

«специальных» заповедях – в библейском Ветхом завете. Данные заповеди 

гласят: 

- не произноси  имя господа понапрасну; 

- помни день  субботний; 

- почитай отца  и мать свою; 

- не убий; 

- не прелюбодействуй  и т.д. 

  Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов 

вавилонского  царя Хамураппи, жившего на тысячелетие  раньше образования 

иудейской религии, а также похожие предписания  были найдены в 

буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; 

«я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного  полового 

общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и  обмана». 

  Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, 

коммунистическая  мораль, и та имела свой кодекс, большей  частью своих 

положений, основанных на древних заповедях: «гуманные  отношения и 

взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг – товарищ и 

брат», «честность и правдивость, нравственная чистота, простота и 

скромность в  общественной и личной жизни», «непримиримость  к 

несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. 

  Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой 

морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в 

которых излагаются основные критерии моральных норм и  правил, но 

каждый временной  отрезок вносит свои коррективы в  структуру и функции 

морали, которые  нам предстоит рассмотреть в  данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История морали  

  Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это  

была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу  

составляла система  табу (система запретов). Эти запреты  не имели  

рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как  

традиции. К основным из них относились – запрет на убийство сородича, а  

также запрет на лишение пищи (самого ценного в  первобытном обществе)  

слабого и больного. Подобная система устраивала первобытных людей, но с  

развитием отношений  между разумными людьми постепенно из общей  

сферы регуляции  выделилось право, которое обобщило долгий опыт  

разрешения типовых  конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к  

традиции религии  и морали, как факторами, освещающими его деятельность,  

т.е. опирается  на нормы морали и религиозные  нормы при создании права.  

Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у  

философов разных периодов времени. 

  Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской  

философии, которые  возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем данных  

учений является триада – «знание – действие – нравственность». Философия  

в Китае, прежде всего этика и политика. Этические  критерии определяют и  

знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся  

как путь к нравственному  совершенствованию. Высшее знание –  это знание о  

добродетелях  великих людей и правилах поведения  на всех ступенях  

общества, от собственной  семьи до дворца. Все другие виды знаний –  

математика, астрономия, медицина и т.д. – объявлялись  низшими. В  

западной культуре наоборот. В древнем Китае этические  учения  

формировались под воздействием четырёх основных направлений и  

изучались в  четырёх школах. 
 
 
 
 
 
 

1. ЛЕГИСТОВ (законников) – главной моралью считалось  служение  

императору и  небу, только император имеет некоторую  свободу, но он  

должен выполнять  волю неба и расположить подданных  к себе  

справедливым  правлением. 

2. МОИЗМ (экономическая)  – главной моралью является регуляция  

экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и  

государства через  торговлю, скотоводство и т.д. 

3. ДАОСИЗМ, основателем  которой является Лао-Цзы (старший  

современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от  

активного вмешательства  в дела мира. Не надо ставить цели в жизни они  

порабощают человека. Нужно уподобиться природе и  сливаясь с ней  

добиться бессмертия. 

4. КОНФУЦИАНСТВО.  Основатель – Кун-Фу-цзы. В  центре внимания  

конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики.  

  Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во  

взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым,  

почтительным. Главным  моральным правилом Конфуция: «не  делай другим  

того, чего не желаешь  себе»1. Идеалом морального человека выступает  

«благородный  муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если  

благородный следует  долгу и закону, то низкий думает только о себе и о  

своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией  

императорского  Китая, а учение его является известным  не только на родине,  

но и во всём мире. 

  К интересным заключениям пришли философы античных времён – учения  

древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур,  

Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее  

сказать основателями античной философии, которая положила начало  

западной философии, почти всех её последующих школ, идей и  

представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация.  

  Именно римские стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий) впервые  

заговорили о  совести, как функциональном понятии  морали и о воле  

человека, как  механизме морального действия. Развиваются  представления  

вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный. 

  Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой  

и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не  

зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно  

зависит от самого человека, от направленности его воли. 

2. Структуры морали  

  Слово «Мораль»2 пришло к нам из французского языка, а во Францию – из  

Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах  

поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого  

слова «Мораль». 

  К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые  

направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма  

(человечность, милосердие, справедливость) , нормы (не убивай, не воруй, не  

лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь  себе; почитай  

старших; не завидуй  и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой  

нравственности, примером которой могут служить  такие суждения: «Человек  

человеку –  волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе  

к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется  забота не только о  

себе, но и о  других. Полной противоположностью является аморальность и  

безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны,  

себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только  

для себя, а остальное  – гори всё синим пламенем, мне  всё до лампочки.  

Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они  

ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный  

Информация о работе Структура и функции морали