Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:10, реферат
Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет.
Введение………………………………………………………………….…....3
1. История морали …………………………………………………………….5
2. Структуры морали ………………………………………………….….…...7
3. Функции морали ………………………………………………………..….11
Заключение……………………………………………………………….…...14
Список использованной литературы………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История морали
…………………………………………………………….5
2. Структуры
морали ………………………………………………….….…
3. Функции морали
………………………………………………………..….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...15
Введение
В обществе
существует много правил, обычаев, норм,
принципов, которыми
люди руководствуются
по отношению друг к другу и
обществу в целом.
Часть этих
правил должна соблюдаться в обязательном
порядке. Они
зафиксированы
в специальных законах, издаваемые
государственной
властью. Государство
может в принудительном порядке
заставить их
выполнять. Это
правовые нормы, законы и другие нормативные
акты, но все
они не могут
охватить всего круга человеческих взаимоотношений.
Есть ещё
много сторон человеческого
общения, которые не могут регламентироваться
силой закона, принудительно.
Все правила ,обычаи , принципы , которыми
люди руководствуются
в своих взаимоотношениях друг с
другом и по
отношению к
обществу и которые поддерживаются
общественным мнением
называются моралью
или нравственностью, что равнозначно.
Все религии
мира, в частности христианская, считают,
что принципы
морали вечны
и неизменны, что их источником является
Бог. Он раз и
навсегда определил,
что нравственно, а что нет. Он
узаконил это в
«специальных»
заповедях – в библейском Ветхом
завете. Данные заповеди
гласят:
- не произноси
имя господа понапрасну;
- помни день
субботний;
- почитай отца
и мать свою;
- не убий;
- не прелюбодействуй
и т.д.
Подобные заповеди
обнаружены в найденных в 1901 г. списках
законов
вавилонского
царя Хамураппи, жившего на тысячелетие
раньше образования
иудейской религии,
а также похожие предписания
были найдены в
буддийских книгах:
«я соблюдаю заповедь воздерживаться
от воровства»;
«я соблюдаю
заповедь воздерживаться от непозволительного
полового
общения»; «я соблюдаю
заповедь воздерживаться от лжи и
обмана».
Даже в недавнем
прошлом враждебная по отношению к религии,
коммунистическая
мораль, и та имела свой кодекс, большей
частью своих
положений, основанных
на древних заповедях: «гуманные
отношения и
взаимное уважение
между людьми», «человек человеку друг
– товарищ и
брат», «честность
и правдивость, нравственная чистота,
простота и
скромность в
общественной и личной жизни», «непримиримость
к
несправедливости,
тунеядству, нечестности, карьеризму,
стяжательству и т.д.
Итак, анализируя
вышесказанное, мы приходим к выводу, что
основой
морали (нравственности)
являются созданные много веков назад
заповеди, в
которых излагаются
основные критерии моральных норм и
правил, но
каждый временной
отрезок вносит свои коррективы в
структуру и функции
морали, которые
нам предстоит рассмотреть в
данной работе.
1.
История морали
Первоначальная
мораль была слита в единое целое с религией
и правом. Это
была единая
система регуляции жизни
составляла система
табу (система запретов). Эти запреты
не имели
рационального
обоснования, но передавались из поколения
в поколение, как
традиции. К основным
из них относились – запрет на убийство
сородича, а
также запрет на
лишение пищи (самого ценного в
первобытном обществе)
слабого и больного.
Подобная система устраивала первобытных
людей, но с
развитием отношений
между разумными людьми постепенно
из общей
сферы регуляции
выделилось право, которое обобщило
долгий опыт
разрешения типовых
конфликтных ситуаций, но право всегда
апеллирует к
традиции религии
и морали, как факторами, освещающими
его деятельность,
т.е. опирается
на нормы морали и религиозные
нормы при создании права.
Изучение морали
и нравственности занимало одно из
важных мест у
философов разных
периодов времени.
Наиболее ранние
этические учения упоминаются в древней
китайской
философии, которые
возникли примерно в V в. до н.э.. Стержнем
данных
учений является
триада – «знание – действие
– нравственность». Философия
в Китае, прежде
всего этика и политика. Этические
критерии определяют и
знания в целом,
и философию в частности. Знания,
прежде всего, относятся
как путь к нравственному
совершенствованию. Высшее знание –
это знание о
добродетелях
великих людей и правилах поведения
на всех ступенях
общества, от собственной
семьи до дворца. Все другие виды знаний
–
математика, астрономия,
медицина и т.д. – объявлялись
низшими. В
западной культуре
наоборот. В древнем Китае этические
учения
формировались
под воздействием четырёх основных
направлений и
изучались в
четырёх школах.
1. ЛЕГИСТОВ (законников)
– главной моралью считалось
служение
императору и
небу, только император имеет некоторую
свободу, но он
должен выполнять
волю неба и расположить подданных
к себе
справедливым
правлением.
2. МОИЗМ (экономическая)
– главной моралью является регуляция
экономических
отношений, с целью поднятия благосостояния
общества и
государства через
торговлю, скотоводство и т.д.
3. ДАОСИЗМ, основателем
которой является Лао-Цзы (
современник Конфуция).
Главный принцип: не действие, т.е. воздержание
от
активного вмешательства
в дела мира. Не надо ставить цели
в жизни они
порабощают человека.
Нужно уподобиться природе и
сливаясь с ней
добиться бессмертия.
4. КОНФУЦИАНСТВО.
Основатель – Кун-Фу-цзы. В
центре внимания
конфуцианства
проблемы этики, воспитания человека,
политики.
Нравственное
совершенствование воплощено в стремлении
жить во
взаимном согласии
с людьми и с собой, быть человеколюбивым,
почтительным. Главным
моральным правилом Конфуция: «не
делай другим
того, чего не желаешь
себе»1. Идеалом морального человека
выступает
«благородный
муж», который противопоставлен «низкому
человеку». Если
благородный следует
долгу и закону, то низкий думает
только о себе и о
своей выгоде. Долгое
время учения Конфуция были официальной
идеологией
императорского
Китая, а учение его является известным
не только на родине,
но и во всём
мире.
К интересным
заключениям пришли философы античных
времён – учения
древних греков
и древних римлян. Такие философы
как: Аристотель, Эпикур,
Сенека, Эпиктет,
Аврелий и другие, являлись родоначальниками,
а точнее
сказать основателями
античной философии, которая положила
начало
западной философии,
почти всех её последующих школ,
идей и
представлений,
именно здесь родилась европейская
культура и цивилизация.
Именно римские
стоики (Зенон, Посидоний, Марк Аврелий)
впервые
заговорили о
совести, как функциональном понятии
морали и о воле
человека, как
механизме морального действия. Развиваются
представления
вины и греха
человека, даже мудреца, который раньше
был безгрешный.
Знатный патриций
Сенека выдвигает идею равенства людей
перед судьбой
и природой. Истинная
ценность человека в его добродетели,
которое не
зависит от рождения.
Благородство духа не передаётся по наследству,
оно
зависит от самого
человека, от направленности его воли.
2.
Структуры морали
Слово «Мораль»2
пришло к нам из французского языка, а
во Францию – из
Древнего Рима,
но само понятие о морали, т.е. об
определённых правилах
поведения человека
среди людей, существовало задолго до
появления самого
слова «Мораль».
К морали относятся
определённые принципы, идеалы, нормы,
которые
направляют, регулируют
поведение людей. Например, принципы
гуманизма
(человечность,
милосердие, справедливость) , нормы (не
убивай, не воруй, не
лги), правила (не
делай другому того, чего не желаешь
себе; почитай
старших; не завидуй
и не посягай на чужое). Мораль противостоит
злой
нравственности,
примером которой могут служить
такие суждения: «Человек
человеку –
волк», «с волками жить – по-волчьи
выть», «своя рубашка ближе
к телу». У морали
доброе сердце, в ней всегда проявляется
забота не только о
себе, но и о
других. Полной противоположностью является
аморальность и
безнравственность
поступков и убеждений, которые эгоистичны,
себялюбивы, всегда
утверждают свою исключительность: только
я, только
для себя, а остальное
– гори всё синим пламенем, мне
всё до лампочки.
Самое страшное
последствие подобных аморальных суждений
в том, что они
ведут к разрушению,
вражде, разделяют людей, толкают их на
гибельный