Счастье как этическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:53, реферат

Описание работы

Единство этики связано не только с содержанием обосновываемых ею определений, норм, идеалов. Оно задается также теми формами (схемами, фигурами) поведения и человеческих взаимоотношений, которые организуют, упорядочивают живой нравственный опыт. Речь идет о наиболее общих категориях (понятиях), играющих в поведении приблизительно такую же роль, какую играют логические формы в мышлении. Это — счастье, добродетель, добро и зло, совесть, справедливость и др. Как логика задает рамки правильного мышления, так и этика представляет собой наиболее общий канон правильного поведения.

Содержание

Введение 3
Счастье как этическая категория 4
Принцип счастья смысл жизни в этике 7
Заключение 17
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 29.82 Кб (Скачать)

     Таким образом, как мы видим, проблематика счастья в своей основе является этической. Счастье человека связано  с его добродетелью, понимаемой и  как собственная нравственная добротность, и как нравственные обязанности  перед другими людьми. Демон становится эвдемонией, участь — счастьем по мере того, как обнаруживается, что индивидуальная судьба человека зависит от его нравственных качеств, что его самореализация, самоутверждение в существенной мере совпадают с нравственным самосовершенствованием. В этике проблема счастья возникает  по преимуществу как проблема соотношения  счастья и добродетели. Самый  первый и наиболее глубокий ее систематический  анализ мы находим в "Никомаховой этике" Аристотеля.

     Смысл жизни — в связи добродетели  и блаженства. Только такой долг, который способствует счастью человека и человечества, имеет этическую  ценность. Учение Канта о долге, таким  образом, есть забота о достоинстве  человека и о счастье человечества. Долг — "мост" между личным счастьем и общественным благом, точка оптимального их соединения.

     Жизнь не имеет никакого, ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагического, никакого другого заранее заданного смысла. Этот ответ представляется более  удовлетворительным. Не только более  честным, но и более обнадеживающим, чем какой бы то ни было другой. И  этот ответ не только не нуждается  в громоздких обоснованиях, что является видимым его преимуществом, но и  обладает тем неявным, однако чрезвычайно  важным для нас, что предполагает возможность не столько находить смысл, сколько искать его, не столько  открывать его, как нечто уже  существующее, но еще не найденное, сколько созидать, творить и сообщать жизни.

     Этот  ответ смещает центр тяжести  с вопроса об изначальном смысле, бесплодность которого очевидна, на вопрос об окончательном смысле, позволяя судить, и о том срединном и  промежуточном, где находимся сегодня  мы, и где этот вопрос имеет неотвлеченный  смысл, где он, собственно, и приобретает  всю полноту своего значения, где  он насущнее, чем какой-нибудь другой, изначальный или конечный, взятый сам по себе.

     Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто  из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей.

     Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование  не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни  скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

     1. Гедонистический  и аскетический  смысл жизни. Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение).  Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру.

     Гедонистическая концепция смысла жизни имеет  много недостатков или уязвимых точек:

     Во-первых, многие удовольствия ведут к отрицательным  последствиям, причиняют, в конечном счете, страдания. Удовольствие от систематического приема наркотиков, например, приводит к деградации личности, к расстройству физического и психического здоровья человека.

     Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция  внутренне противоречив. Скажем, наслаждение, испытываемое человеком от динамизма  и полноты своих физических сил, трудно совместить с удовольствием  от плотного ужина, крепких напитков и т.п.

     В-третьих, ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом  как самих этих удовольствий, так  и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они  зависят.

     2. Смиренно-стоический  смысл жизни. Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности. Стоицизм, нельзя отождествлять с фатализмом, для которого характерно пассивно-полное принятие неизбежности или предопределенности всего происходящего в мире, вплоть до отдельных событий и индивидуальных поступков.

     3. Категорически - императивный  смысл жизни. Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства".  Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

     Категорический  императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному  опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического  императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.

     Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют  ряд привлекательных черт. Они  обеспечивают в определенной мере глубинный  покой души, развивают и укрепляют  моральные силы человека, возвышают  его духовно, что особенно важно  в наш нравственно далеко не благополучный  век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и  людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.

     4. Религиозный и  действенно-гуманистический  смысл жизни. К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как известно, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

     Что же, однако, это такое - религиозный  смысл жизни? Если кратко, он заключается  в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей  и предписаний, прежде всего заповедей  любви и непротивления злу  насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни  иной, на том свете.

     Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь  человека в религиозной ее интерпретации  лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги  клочки страниц. Собственное, внутреннее содержание всего человеческого  не может не отдавать ничтожностью и пустотой.

     Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного  бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в  том, что если за пределами земного  бытия для человека нет ничего, жизнь его - суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Христос страдал и нам завещал. И от того, как человек выдерживает это испытание, испытание жизнью и ее страданиями, будет зависеть дальнейшая, загробная судьба его бессмертной души.

     Цель  жизни, можно сказать, - в спасении души. Смерть - "врата вечной жизни", единение верующего с Христом. Из земной "юдоли скорби и печали" в эту вечную жизнь переходит лишь душа. Все остальное исчезает вместе со смертью. Как сказано в Библии: "И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его".

     Религиозный смысл жизни привлекателен для  очень многих людей. Он достаточно прост  и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития. Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление  конкретности и убедительности. Религиозный  смысл жизни по-своему примиряет  человека с грозным роком - смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой  пятой всех других вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь  со смертью только и начинается. Лев Толстой, пожалуй, прав: "Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью". В религии человек обретает то, чего нет ни в каком человеческом знании, - надежду на бессмертие.

     Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает  вознаграждение за все это в будущей  жизни. Осуждая погоню за земными, материальными  благами и наслаждениями, религиозный  смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного  начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.

     Религиозный смысл жизни обнаруживает известное  уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей - как в отрицательном, так и  в положительном плане.

     Снятие  оппозиции разума и чувств, по-своему намеченное в религии, характерно и  для смысложизненной концепции, которую условно можно было бы назвать действенно-гуманистической.

 

      Заключение

     Было  бы преувеличением и упрощением полагать, будто все люди и всегда думают о том, почему они появились на свет, и для чего живут. На это  обстоятельство обратили внимание те философы, которые объективно оценивали  фактические социальные отношения. И.Гёте писал: "Никогда бы не познал я людской мелкости, никогда б я не понял, как мало интересуют людей подлинно великие цели, если б не подошёл к ним с моими естественно-историческими методами исследования". 

     Для неё имеется ряд типичных ситуаций, при которых возникает "проклятый" вопрос. Вкратце они таковы.

     1. Катастрофы в личной жизни: смертный приговор без надежды на помилование; тяжёлая неизлечимая болезнь; участие в боевых действиях; ранение, надолго приковывающее к постели; несчастливая любовь; развод в семье; смерть близкого человека; разочарование в кумире и т.д. Наиболее существенны из личных катастроф те, которые приводят к так называемым "пограничным ситуациям", когда жизнь человека висит на волоске.

     2. Катастрофические изменения в жизни общества: революции, гражданские войны, войны за независимость страны, экономические и политические кризисы и т.п. - всё то, что разрывает связь поколений, ломает сложившийся образ жизни, взрывает существующую систему ценностей.

     3. Серьёзное увлечение философией, религией, искусством, при котором происходит переоценка руководящих ценностей.

 

      Список литературы 

     1. Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 2000

     2. Балашов Л. Е. Этика. Учебное пособие — М., 2003.

     3. Золотухина-Аболина Е. В.Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.

     4. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты, комментарии, иллюстрации,- Минск, 2001

     5. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – М., 2000

     6. Краткая история этики. (Гусейнов А. А., Иррлитц Г.)- М- : Мысль, 1987 

Информация о работе Счастье как этическая категория