Роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Всем известно, что любой сотрудник фирмы - лицо компании, и важно, чтобы это лицо было одновременно симпатичным и профессиональным, доброжелательным и непреклонным, услужливым и самостоятельным.
Современный деловой этикет - это глубокое знание приличий, умение держать себя в коллективе так, чтобы заслужить всеобщее уважение и не оскорбить при этом своим поведением другого. По культуре поведения сотрудника компании и по его умению общаться с клиентами, можно судить обо всем коллективе этой фирмы.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Указания (распоряжения) - рабочий инструмент руководителя……….5
Наказание……………………………………………………………….….6
Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным……………..7
Поощрение…………………………………………………………………8
Увольнение………………………………………………………………...9
Обращение………………………………………………………………...10
Общение с подчиненным...........................................................................11
Некоторые методы проведения собеседования с подчиненным………12
Совещание…………………………………………………………………13
Границы лояльности………………………………………………….......14
В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО.docx

— 52.78 Кб (Скачать)

Конечно, нельзя назвать  вежливыми мужчин, которые пожимают друг другу руки, а на вас не обращают внимания. Но перевоспитать их вы не можете, поэтому включайте чувство  юмора. И, конечно, протягивайте руку тому, с кем вы можете обмениваться рукопожатием в соответствии с иерархией.

Заключение.

Таким образом, во всех ситуациях, возникающих в процессе служебной  деятельности, стержень поведения руководителя должны составлять вежливость, доверие  к подчиненным и уважение их личного  достоинства, искренность и доброжелательность. Но и подчиненные должны усвоить  основные правила служебного общения: быть вежливыми, выдержанными, готовыми оказать услугу. Однако предупредительность, которая оборачивается услужливостью, свидетельствует не только о снижении чувства собственного достоинства  у подчиненного, но и об отсутствии должной культуры у того, кто принимает  такого рода услуги.

В основе делового общения  лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко  и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для  субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций, решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество, которому человек обязан учиться  и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Особенно важно это умение для руководителя.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

Список использованной литературы:  

 

1.                 Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учеб. пособие / ред. Г. В. Дубов, А. В. Опалев. – М., 1998. – 424 с.

2.                 Кобликов А. С. Юридическая этика : учебник / А. С. Кобликов. – М., 2003. – 165 с.

3.                 Маслеев А. Г. Этика и профессиональная этика : крат. слов. / А. Г. Маслеев. – Екатеринбург, 2001. – 148 с.

4.                 Петрунин Ю. Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М., 2001. – 280 с.

5.                 Гусейнов А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 2002. – 471 с.

6.            Этика : учебник / ред. А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко. – М., 2000. – 493 с.

7.            Этика : энцикл. слов. / ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов. – М., 2001. – 669 с.

8.            Мир этикета : энцикл. / сост. А. П. Мирзоян. – Челябинск, 2003. – 405 с.

9.            Психология и этика делового общения : учебник / ред. В. Н. Лавриненко – М., 2003. – 415 с. – С. 122 – 200, 264 – 285, 332 – 353. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловой этикет: руководитель и подчиненный, мужчина и женщина


   
   

Бельдова М.В.

 

Вы можете спросить, какое отношение к этикету имеет своевременное и качественное исполнение своих должностных обязанностей? Тот, кто плохо работает, не уважает своих коллег. Особенно, если речь идет о руководителе: его промахи подчас приходится исправлять целому коллективу, причем работники, опасаясь впасть в немилость шефа, обычно держат свои эмоции при себе.   

 

Какой смысл в  соблюдении дистанции между руководителем  и подчиненным? Субординация отражает реальное распределение полномочий и ответственности работников организации. Кроме того, ее соблюдение не позволяет отношениям принимать близкий, «семейный» характер, что не очень хорошо сказалось бы на результатах работы. Иерархические взаимоотношения в организации предполагают соблюдение ряда конкретных правил:

- прежде всего, ко всем  без исключения коллегам по  работе следует обращаться «на  вы»;

- при встрече словесное  приветствие произносит подчиненный,  а руку подает вышестоящее  должностное лицо – если сочтет  нужным;

- в кабинете руководителя  подчиненный не садится без  приглашения шефа. 

 

Следует ли стучать  в дверь кабинета руководителя, прежде чем войти? Принято считать, что стучать не нужно. И все же правильнее было бы стучать, и вот почему: каждый человек имеет как бы два лица – для себя и для окружающих. К примеру, вы едете в метро, задумались. Вдруг чувствуете на плече руку. Оглядываетесь – так и есть, старый приятель. И сразу же ваше лицо меняется, словно надевает маску – ту, которую можно видеть всем. «Все в порядке, все хорошо!» – написано на ней. Точно так же руководитель, находясь в кабинете один, может слегка расслабить мускулатуру лица и тела, и есть риск застать его в таком виде, не предназначенном для глаз окружающих.

Почему же в таком случае действует прямо противоположная  норма? Думается, что здесь основную роль сыграло то, что большинство  руководителей не любят стука  и считают, что в основе такого поведения лежит неуверенность  подчиненного в том, чем занят  руководитель в данный момент. Так  что, уважаемые читатели, не стучите  в дверь своего начальника, несмотря на все разумные аргументы, приведенные  выше.  

 

Нужно ли вставать, когда входит руководитель?

Вставать в присутствии  руководителя нужно в трех случаях: во-первых, если руководитель имеет  обыкновение раз в день заходить к подчиненным, чтобы пожелать доброго  утра; во-вторых, если он обходит подразделения  и представляется работникам в качестве их нового шефа; в-третьих, если он входит вместе с гостем или делегацией. При этом нужно иметь в виду следующее: сотрудник, работающий в  дальнем углу комнаты площадью в 50 м2, не должен выбегать и кланяться – это будет выглядеть смешно.

Если руководитель постоянно  заходит к вам в течение  рабочего дня, не следует каждый раз  вскакивать с места. Иное дело, когда  руководитель или ваш коллега  будет вынужден стоять перед вами, обсуждая какой-то вопрос, – тут  следует встать.

Нужно учитывать и психологический  аспект ситуации. Может быть, руководитель зашел запросто, «без чинов» (например, начальница зашла продемонстрировать новую кофточку).  

 

Какими правилами  делового этикета должен руководствоваться  подчиненный?

Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также  эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам  отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументированно заявить об этом.  

 

Каковы правила  этикета руководителя?

Руководитель не должен утомлять подчиненных мелочным контролем: он должен представлять, кто на что  способен.

Руководитель должен информировать  подчиненных о стратегии организации, перспективных планах руководства  – в допустимых пределах, конечно.

Руководитель должен поощрять тех, кто хорошо работает. Если нет  возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет  право знать, что его старания замечены. Работник вряд ли уйдет из организации, где это условие  соблюдается, даже если в другом месте  ему предложат больший оклад.     

Руководитель должен делать замечания. Это, можно сказать, его  обязанность: ведь тот, кто работает спустя рукава и не получает замечаний, в конце концов расслабляется.  

 

В чем заключается  специфика отношений мужчины  и женщины в деловой сфере?

В деловой сфере отношения  определяются иерархией, а не полом  или возрастом, то есть приоритетное положение имеет руководитель, а  не дама или пожилой человек. Так, руководитель первым протягивает руку, даже если подчиненный – женщина.

В соответствии с общими правилами этикета мужчина всегда стоит с той стороны, откуда можно  ожидать опасность. Поднимаясь и  спускаясь по лестнице, он идет ниже дамы, готовый в любой момент подхватить спутницу, если она упадет. В лифт, который является зоной повышенной опасности, мужчина входит первым, а  выходит из него последним, пропустив  вперед женщин. На улице мужчина  идет со стороны проезжей части. Входя  в незнакомое помещение, мужчина  первым входит в дверь и придерживает ее для дамы.

В деловом этикете действуют  другие нормы и принципы. Как уже  было сказано, главное здесь –  иерархия и субординация: руководитель первым подает руку даме; войдя в  кабинет руководителя, дама должна дождаться приглашения сесть. А  если он не предложит? Подождав немного  и видя, что разговор затягивается, посетительница может попросить  разрешения сесть.

Но надо сказать, что в  большинстве случаев мужчины-руководители все же отдают должное женственности: например, пропускают дам вперед, входя  в дверь. Некрасиво выглядит, когда  руководитель заставляет секретаря-женщину  таскать стулья для деловых партнеров  – молодых здоровых мужчин –  в их присутствии. Воспитанный мужчина  не заставит девушку-секретаря нести  за ним тяжелый чемодан.

Несколько слов о женском  рукопожатии. Женщины часто задают мне примерно такой вопрос: «Я занимаю  высокую должность и часто  провожу переговоры с мужчинами  одного со мною уровня. Мы договариваемся о чем-то, мужчины поворачиваются друг к другу, хлопают друг друга  по спине, жмут руки. При этом на меня никто не обращает внимания. Что  делать в такой ситуации?»

Прежде всего – не обижаться. История мужского рукопожатия насчитывает  многие сотни, а может, и тысячи лет. И к нашему времени мужское  рукопожатие получило, можно сказать, статус безусловного рефлекса.

Женское рукопожатие стало  входить в обиход в середине девятнадцатого века, при этом довольно медленными темпами. Советским гражданкам в  этом смысле, можно сказать, повезло: у нас в 1917 году женщины стали  товарищами и начали активно занимать официальные должности – тут  и пошло в ход рукопожатие. Но рефлексом он до сих пор не стало.

Конечно, нельзя назвать  вежливыми мужчин, которые пожимают друг другу руки, а на вас не обращают внимания. Но перевоспитать их вы не можете, поэтому включайте чувство  юмора. И, конечно, протягивайте руку тому, с кем вы можете обмениваться рукопожатием в соответствии с иерархией.

("Секретарь-референт" №4 2003) #1495


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель и подчиненный  в межличностных отношениях на службе руководствуются общепринятыми  нормами и правилами этикета, которые предполагают взаимную вежливость, понимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении  к окружающим, стремление к сотрудничеству. Специфика службы, несимметричность служебных отношений и наличие  субординации потребовали выработки  специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли поведение  и взаимоотношения сотрудников  в различных конкретных служебных  ситуациях, с которыми ежедневно  сталкиваются и руководитель, и подчиненный. Указания (распоряжения) - рабочий инструмент руководителя. Отдавая распоряжение подчиненному, руководитель каждый раз  стоит перед выбором между  приказом, поручением и просьбой, опираясь на формальный, профессиональный и  личный авторитет. Стоит обратить внимание на то, что если подчиненные руководствуются  только правилами, установленными руководством, его приказами, то они могут работать примерно на 60-65% от своих возможностей, просто выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно. Но чтобы добиться полной реализации способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них  соответствующий отклик, осуществляя  лидерство и инициируя их активность. Приказная форма, жесткий стиль  требований уместны в экстремальных  ситуациях, они имеют целью беспрекословное  выполнение указания, однако, подавляют  инициативу исполнителя и освобождают  его от личной ответственности, исключая возможность доверительного сотрудничества. Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию, развитию активности, инновационности других людей. Чем жестче отдан приказ, тем больше он обезволивает подчиненного, лишает его возможности проявлять инициативу, однозначно навязывает конкретное действие, а не требуемый результат. Еще значительнее снижается уровень эффективности труда, если приказ сопровождается угрозой наказания. Поэтому служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение достаточно облечь в форму просьбы. Подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, расценивая ее как проявление стремления к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, веры в способность работника проявить необходимую инициативу и активность при исполнении поручения. Поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы. Наказание. Наказание и поощрение подчиненных, как оценка их труда, являются функцией руководителя. Порядок наложения взысканий определяется действующим законодательством, регулируется правовыми нормами и обеспечивается соответствующими санкциями. Однако, выполняя эту процедуру, руководитель не должен пренебрегать и некоторыми правилами этикета, которые помогут преодолеть естественную напряженность в отношениях и сохранить нормальные деловые отношения в коллективе. Приведем некоторые из них: 1. Критика или наказание подчиненного никогда не должны основываться на непроверенных данных или подозрениях; 2. При неудовлетворительном качестве выполненной работы, руководитель должен выяснить: кто ее поручил сотруднику; кто и как его при этом инструктировал; каков был контроль. 
 
Точно также этикет не рекомендует государственному служащему выступать в печати, по радио или телевидению с заявлениями, противоречащими политике государства или государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо. Если государственный служащий не разделяет и не поддерживает эту политику, он должен покинуть службу. В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере? В деловой сфере отношения определяются иерархией, а не полом или возрастом, то есть приоритетное положение имеет руководитель, а не дама или пожилой человек. Так, руководитель первым протягивает руку, даже если подчиненный – женщина. В соответствии с общими правилами этикета мужчина всегда стоит с той стороны, откуда можно ожидать опасность. Поднимаясь и спускаясь по лестнице, он идет ниже дамы, готовый в любой момент подхватить спутницу, если она упадет. В лифт, который является зоной повышенной опасности, мужчина входит первым, а выходит из него последним, пропустив вперед женщин. На улице мужчина идет со стороны проезжей части. Входя в незнакомое помещение, мужчина первым входит в дверь и придерживает ее для дамы. В деловом этикете действуют другие нормы и принципы. Как уже было сказано, главное здесь – иерархия и субординация: руководитель первым подает руку даме; войдя в кабинет руководителя, дама должна дождаться приглашения сесть. А если он не предложит? Подождав немного и видя, что разговор затягивается, посетительница может попросить разрешения сесть. Но надо сказать, что в большинстве случаев мужчины-руководители все же отдают должное женственности: например, пропускают дам вперед, входя в дверь. Некрасиво выглядит, когда руководитель заставляет секретаря-женщину таскать стулья для деловых партнеров – молодых здоровых мужчин – в их присутствии. Воспитанный мужчина не заставит девушку-секретаря нести за ним тяжелый чемодан. Несколько слов о женском рукопожатии. Женщины часто задают примерно такой вопрос: «Я занимаю высокую должность и часто провожу переговоры с мужчинами одного со мною уровня. Мы договариваемся о чем-то, мужчины поворачиваются друг к другу, хлопают друг друга по спине, жмут руки. При этом на меня никто не обращает внимания. Что делать в такой ситуации?» Прежде всего – не обижаться. История мужского рукопожатия насчитывает многие сотни, а может, и тысячи лет. И к нашему времени мужское рукопожатие получило, можно сказать, статус безусловного рефлекса. Женское рукопожатие стало входить в обиход в середине девятнадцатого века, при этом довольно медленными темпами. Советским гражданкам в этом смысле, можно сказать, повезло: у нас в 1917 году женщины стали товарищами и начали активно занимать официальные должности – тут и пошло в ход рукопожатие. Но рефлексом он до сих пор не стало. Конечно, нельзя назвать вежливыми мужчин, которые пожимают друг другу руки, а на вас не обращают внимания. Но перевоспитать их вы не можете, поэтому включайте чувство юмора. И, конечно, протягивайте руку тому, с кем вы можете обмениваться рукопожатием в соответствии с иерархией. Заключение. Таким образом, во всех ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности, стержень поведения руководителя должны составлять вежливость, доверие к подчиненным и уважение их личного достоинства, искренность и доброжелательность. 
 
Однако, такое обращение подчиненного к руководителю в глазах сослуживцев может быть воспринято как фамильярность, а руководителя к одному из подчиненных - как проявление неодинакового ко всем отношения, выделения “своих”, “любимчиков”, выражение особого расположения к “избранным”, “приближенным”. Поэтому одинаковое обращение ко всем сотрудникам на службе “вы” является не только выражением воспитанности и тактичности руководителя, но и важным инструментом сохранения служебной дистанции и поддержания дисциплины в коллективе. Общение с подчиненным. Соблюдение правил служебного этикета в общении руководителя с подчиненными не только облегчает отношения между ними, но и служит верным средством создания благоприятных условий для эффективного труда служащего. Наиболее удачные личные встречи всегда носят неофициальный характер. Это собеседование, проведение которого требует соответствующих навыков. Поэтому, руководителям желательно относиться к ним как к совещаниям или дискуссиям, поскольку проводятся они регулярно и являются неотъемлемой частью стиля жизни в организации. Следующие пункты помогут руководителю планировать личную встречу с подчиненными: 1. Помните, что это не простой диалог, а совещание. Заранее определите, что вы хотите сообщить. Будьте готовы внести исправления в свои предложения в зависимости от хода обсуждения и информации, полученной от работника. 2. Встреча должна проходить в месте, где вас не будут отвлекать, что позволит сотруднику расслабиться. 3. В разговоре обсуждайте и рассматривайте всю работу, выполняемую сотрудником, а не только какую-то ее часть или отдельно взятый аспект. 4. Обсуждение включает прошлое, настоящее, а также планы на будущее (до трех месяцев - прошедших или предстоящих). 5. В результате обсуждения стороны предлагают конкретные шаги к действию с указанием точных сроков их выполнения. В конце обсуждения назначается и записывается время следующей личной встречи. 6. Оцените текущие задачи: обсудите то, что было выполнено хорошо, и то, что не было сделано должным образом и по какой причине. 7. Стремитесь к достижению согласия, потому что, согласившись, человек чувствует себя обязанным выполнить поставленную перед ним задачу. 8. Во время пауз резюмируйте сказанное: таким образом, вы оба будете знать, что уже обсуждено, а что нет. 9. Во время встречи делайте записи, а затем представьте копию заметок подчиненному. Некоторые методы проведения собеседования с подчиненным. Во время проведения индивидуальных встреч с подчиненными вам следует говорить приблизительно 20 % времени, а остальные 80 % - слушать. Никогда не переходите на личность. Всегда описывайте манеру поведения сотрудника, как свидетельство проявления или, наоборот, не проявления того или иного качества. При обсуждении проблемы совершенствования работы сотрудника лучше всего начать с открытых вопросов и пригласить его высказать свои соображения по этому вопросу: - Что вы думаете о том, как идет ваша работа со времени нашей последней встречи? - Как вы думаете, что у вас получается лучше всего, а что хуже? - Каковы ваши сильные стороны, а в каких областях вам еще стоит поработать? С какими проблемами вы сталкиваетесь? Что вы думаете по поводу их решения? - Каким образом можно улучшить выполняемую вами работу? Имеются ли у вас соображения на этот счет? Могу ли я чем-то помочь? (Во многих случаях вам не придется говорить подчиненным об их сильных и слабых сторонах, требующих совершенствования, - они скажут вам об этом сами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому из нас хочется  иметь ровные, уважительные отношения  с начальством, ведь от этого так  много зависит, и, в первую очередь, отношение к работе. А ведь мы проводим на работе большую часть  своей жизни. Что нужно сделать, как себя вести, чтобы сформировать правильные отношения с руководителями?

Для начала вспомним о субординации. В переводе с латыни слово «субординация» означает подчинение. Когда-то, очень  давно, под этим понятием подразумевалось  исключительно послушание воинов старшим  по званию. Во времена, когда основным занятием мужчин было участие в военных  действиях, а сила считалась главным  аргументом, был разработан своеобразный кодекс, суть которого сводилась к  следующему: нижестоящий должен подчиняться  вышестоящему только потому, что тот  — вышестоящий. Иначе из-за внутренних противоречий не останется ни времени, ни сил на внешнего врага.

Закон субординации не так  уж сильно изменился за прошедшие  тысячелетия, и он действителен сегодня  в любом коллективе: все сотрудники обязаны соблюдать тот самый  кодекс, о котором мы уже говорили, — нижестоящий должен подчиняться  вышестоящему, и точка. Невозможно представить  себе такую картину: каждое утро генеральный  директор доказывает подчиненным свое право отдавать распоряжения.

Старый римский принцип  «что позволено Юпитеру, не позволено  быку» работает до сих пор. Например, если шеф называет вас по имени  и на «ты», вы не можете ответить ему  тем же, даже если он вам очень  симпатичен. Если же вы с ним —  друзья, и в свободное от работы время играете вместе в теннис и ходите друг к другу в гости, на службе вы должны обращаться к нему так лее, как и другие сотрудники.

Если вы — руководитель

Какие правила нужно соблюдать  руководителю, если он хочет не только хорошо организовать работу в коллективе, но и пользоваться уважением подчиненных?

- Правильно выбирайте  тон в общении с подчиненными: фамильярное отношение недопустимо,  так же как и злоупотребление  властью.

- Дружелюбно приветствуйте  своих подчиненных и не забывайте  об элементарной форме вежливости: слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте  добры» и другие не должны  потерять для вас своей ценности, когда вы станете руководителем.

- Если вы хотите сделать  какое-то замечание своему подчиненному, вызовите его в свой кабинет,  но ни в коем случае не  отчитывайте его при остальных  сотрудниках.

- Если вы хотите уволить  подчиненного, сделайте это лично,  а не через третье лицо, и,  естественно, наедине.

- Уволив одного из сотрудников,  подумайте о тех, кто остался:  им эта ситуация может показаться  крайне неприятной и пугающей. Объясните своим подчиненным,  чем вызвано ваше решение.

Если руководитель хочет, чтобы подчиненные его уважали, он должен относиться к ним с таким  же уважением, поэтому контролируйте  свои слова и действия, чтобы не вызвать негативного отношения  со стороны подчиненных, поскольку  это, в свою очередь, может отрицательно повлиять на эффективность работы. Да и вообще гораздо приятнее, когда на работе складывается дружественная атмосфера.

Если вы — подчиненный

Характер ваших отношений  с руководителем устанавливает  руководитель. Именно он определяет границы, за которые вы не должны заходить.

Даже если руководитель предлагает вам не слишком официальные отношения, например, разрешает обращаться на «ты» и по имени, помните, что он все  равно остается вашим начальником.

Помните и о том, что  коллега, равный вам по положению  сегодня, может стать вашим начальником  завтра.

 

женский интернет журнал - Записки  Дикой Хозяйки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль речевого этикета во взаимоотношениях руководителя и подчиненного