Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 22:11, контрольная работа
Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 70-х гг. XX века. В настоящее время «тимбилдинг» представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.
Отечественные исследователи выделили 4 типа организации совместной деятельности: совместно-индивидуальный, совместно-последовательный, совместно-взаимодействующий и совместно-творческий.
Тип задачи определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством, ролевой состав, перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды, сроки выполнения поставленной задачи и степень контроля рабочей группы со стороны руководства.
Особо важным параметром образования команды является уже внешняя организационная среда непосредственного взаимодействия. В контексте командного менеджмента в таком случае подразумевают специфический для команды «организационно-культурный» контекст, обладающий внешними (организационный климат; компетентность руководящих органов "материнской организации" в управлении командной деятельностью; сложность / структурированность внешнего мира) и внутренними свойствами (наличие/качество систем контроля; уровень ее неопределенности; частота и сила стрессовых воздействий).
Внутрикомандный культурный контекст характеризуется через принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; способы распределения власти; сплоченность членов команды; способы организации и протекания командного взаимодействия; ролевого распределения.
Внутрикомандный культурный контекст формирует т.н. тип лидера, т.е. управленца, способного оказать весомое влияние на командные процессы, а также на взаимодействие ее руководителя или лидера с другими членами команды.
Адекватным лидером является тот управленец, чья способность осуществить руководство подчиненными предполагает их полную мобилизацию на благо исполнения поставленных задач, т.е., де-факто, Сверхлидер.
Сочетание таких понятий как организационно-культурный контекст и тип лидера позволили Т.Ю.Базарову и П.В.Малиновскому выделить 4 основные формы культурного контекста управленческих групп:
На Западе, команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутреннего устройства: отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы. В России в настоящее время матричный тип только набирает обороты и – порой – носит абсурдный характер изменения структуры компании вместе с ее ядром и постоянными организационно-штатными мероприятиями, доведенными до абсурда.
Руководитель матричной группы должен быть гибким и уверенным не сколько в себе, подавляя эго, но и эго сотрудников, отдавая отчет о том, что он, как руководитель, администрирует группу, несет за нее ответственность и на равных переживает за ее результат. Поэтому, в команде принято поощрять стремления к совершенствованиям в любом аспекте командной деятельности.
Выделяются пять этапов развития команды:
1) Адаптация – этап взаимного информирования и анализа задач, т.е. поиск членами группы способа решения задачи. Этап отличается активной фазой проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Этап не отличается высокой результативностью ввиду отсутствия сплоченности членов;
2. Группирование вокруг лидера – объединение в подгруппы по интересам, подсознательное сопротивление устоявшемуся порядку исполнения обязательств;
3. Кооперация – возникновение сложившейся группы с признаком коллективизма;
4. Нормирование деятельности – поиск решения задач прекращен ввиду разработки стратегии, что позволяет на данном этапе претворять в жизнь принципы группового взаимодействия;
5. Функционирование – фаза
Существуют специфические черты, присущие только команде – это нацеленность всей команды на конечный результат.
Команду, в которой атмосфера несет неформальный характер, задача принимается к исполнению в поставленном виде, члены способны принимать мнение партнера и не зажаты в эмоциональные рамки, легко налажено взаимодействие при обсуждении, а конфликты и разногласия не несут личностный характер, успешно выполняет возложенную миссию и удовлетворяет потребности членов команды.
Формирование команд (team-building) берет начало у индивидуальное консультирования, т.е. поиск способов устранения сложившихся в Обществе нарушителей порядка. На смену ему приходит непосредственно формирование команды (team-building), характеризующееся активным командным включением в планирование организационных изменений (по сути, распределение ролей в команде, поиск и занимание позиций и выполнение определенных функций в команде). Обособленно стоит т.н. задача по построение межкомандных взаимоотношений (interteam-building) по фактическому сплачиванию нескольких отдельных и независимых групп, из которых необходимо сформировать команды.
Существуют четкие описанные практикой предпосылки, указывающие на необходимость увеличения активности по формированию команды, среди них можно выделить такие, как: обозначенное или сложившееся неограниченное господство лидера; возникновение межклановых подгрупп; неравное участие членов команды в процессе реализации решений, неэффективное использование групповых ресурсов; жесткие или нефункциональные групповые нормы и процедуры; наличие необоснованных жестких личностных защитных позиций; отсутствие творчества при решении проблем; затрудненная внутренняя коммуникация членов группы, довершенная избеганием разногласий и потенциальных конфликтов.
Различают 4 основных подхода к формированию команды:
Процесс достижения эффективного самоуправления длится в течение продолжительного количества времени и не является сиюминутным процессом, так как требует вычленения и работы со слабыми звеньями.
Нередки случаи, когда причиной неудач работы команды является сам руководитель, нередки случаи игнорирования этой проблемы в процессе формирования команды со стороны высшего руководства, что неминуемо приведет к абсурдности всех стараний на пути создания команды и приведут к фиаско.
В творческом поиске ответов на поставленные вопросы, типа: «Куда мы идем?» и «Как мы собираемся это делать?» группа может достичь нового равновесного состояния.
Группа должна всегда критично относится к своей эффективности. Только критичный подход позволит правильно проанализировать действия и результаты работы, выявить слабые места и разработать стратегию выхода из кризиса и предотвращения или упреждения кризисных явлений в будущем. В данном контексте есть все возможности учиться на своих коллективных ошибках без поиска крайних, в том случае, если все таки труд признан коллективным. Именно в такой постановке вопроса можно говорить об упрочнении костяка группы.
Ответы на вопрос: "как команда может изменить себя в сторону более эффективного функционирования команды?" будут способствовать изменению набора целей или приоритетов, т.е. стратегии.
Первоначальные усилия должны быть более ориентированы на задачу, потому что в момент занятости команды решением проблем, члены команды решают ее совместно.
Завершающая стадия формирования команды – оценка результатов: полученные в результате проведенного процесса данные указывают на ошибки и обнажают проблемы, требующие корректировки.
Вывод из исследования однозначный: формирование команды влияет на эффективность всей последующей деятельности команды, но это не является самоцелью. Результат всех действий направленных на формирование команды и четкое осознание миссии способны изменить командная субкультура и принести результаты в долгосрочной перспективе. Неправильно заданные векторы при формировании команды создают условия для более полноценного уяснения всех обстоятельств и способствуют исключению их в будущем, т.е. другими словами: ошибки, допущенные даже при правильном соблюдении всех правил исходя из допущенного «человеческого фактора» не являются обстоятельством для того, чтобы отказаться от идеи формирования команды, а скорее наоборот – способствуют ее укреплению на долгосрочную перспективу. В конце концов, правильно созданная команда в матричном формате позволит использовать ее в дальнейшем для решения вопросов Общества.
Использованная литература:
1.
Базаров Т.Ю. Игра как
2. Базаров Т.Ю. Культура организации, 1996.
3.
Базаров Т.Ю. Управление
4. Вудкорт М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: 1991.
5. Гроув Э. Высокоэффективный менеджмент. - М.: 1996.
6.
Зотов В.В., Ленский Е.В. Задачи
и организационные основы
7. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: 1997.
8. Олдхем Д. Культура организации. - М.:1991.
9. Пригожий А.И. Современная социология организаций. М.: 1995.
10.Уманский
Л.И. Методы
11. Вееr М. Organization Change and Development: А System View. Scott, Foresman&Co, Glenview, 1980.
12. Dyer W. Team building: Issues & Alternatives. Addison-Wesley, 1987.
13. Katzenbach J. и Smith D. The Wisdom of Teams. Harvard Business School Press, Boston, 1993.
14. Killman R. A Completely Integrated Programm for Creating & Maintaining Organizational Success, N.-Y. 1989.
15. Carter McNamara, Field Guide to Leadership and Supervision in Business
Authenticity Consulting, LLC.