Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа
В процессе формирования, распространения и смены различных философских течений, борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии - об отношении мышления к бытию, возникали и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Таким образом, происходило поступательное движение философского познания мира от низшего к высшему, от незнания к знанию.
В
процессе формирования, распространения
и смены различных философских
течений, борьбы материализма и идеализма,
диалектики и метафизики решался основной
вопрос философии - об отношении мышления
к бытию, возникали и получали решение
другие философские проблемы, шло приращение
и развитие знаний об общих законах бытия
и познания, преодолевались ошибки, заблуждения
и искажения истины. Таким образом, происходило
поступательное движение философского
познания мира от низшего к высшему, от
незнания к знанию. В основе этого исторического
процесса развития философской мысли
лежала активная практическая деятельность
человека, в конечном счете, развитие материального
производства и в классово антагонистических
обществах борьба классов; одной из важнейших
движущих сил этого процесса был прогресс
науки, особенно естествознания. Борьба
материализма с идеализмом, выражавшая
в конечном счете противоречия интересов
различных классов и социальных групп,
всегда была в классовых обществах и остается
ныне в центре развития философской мысли;
с ней была связана и во многом от нее зависела
борьба между диалектическим и метафизическим
методами мышления.
Развитие философии в процессе борьбы
материализма с идеализмом, диалектики
с метафизикой послужило теоретической
предпосылкой для возникновения в 40-х
годах XIX в. подлинно научной философии
современности - диалектического материализма.
Уже в многообразных формах древнегреческой
философии имелись в зародыше все позднейшие
типы мировоззрения. В дальнейшем историческом
процессе развития философской мысли
первоначальные, во многом еще наивные
материалистические представления древних
восточных и греческих мыслителей о мире
как едином и связном целом, состоящем
из «первоматерии», сменились научными
понятиями о материальности мира и различных
формах его бытия и движения, основанными
на достижениях естествознания. На их
почве выросла высшая форма научно-материалистической
философии - диалектический материализм,
раскрывший общие законы развития объективного
мира и познания, давший научную диалектическую
картину многообразного, противоречивого
и сложного процесса развития материального
мира и человеческого мышления.
В ходе истории философии на смену первоначальным
наивно-материалистическим представлениям
о том, что идеи и понятия непосредственно
порождаются материальными явлениями,
пришли научные понятия материалистов
нового времени о первичности материи
как объективной реальности, воздействующей
на наши чувства, и о вторичности сознания;
в середине XIX в. возникло и было развито
в дальнейшем диалектико-материалистическое
учение о единстве объекта и субъекта,
общественного бытия и общественного
сознания в процессе практики и на ее основе.
Процесс
развития философской мысли шел
таким образом, что возникшие
у древних философов донаучные
представления о способности
человека познать мир переросли
в результате развития общественной
практики и прогресса науки в
материалистическую теорию познания,
доказавшую, что понятия людей, верно
отражающие действительность, представляют
собой объективные истины. Высшей
ступенью развития материалистических
взглядов на мир и его познание
стал диалектический материализм, выступающий
как научная теория познания марксизма
и рассматривающий познание мира
как обусловленный развитием
общественной практики диалектический
процесс, в котором из относительных
истин складываются абсолютные истины,
а истинность познания проверяется
Если у древних мыслителей существовало во многом еще стихийное диалектическое представление о том, что мир есть единое целое, все части которого находятся во взаимной связи и взаимодействии, в движении и развитии, то последующий прогресс философской мысли привел к тому, что в большинстве философских учений, особенно в XVI—XVIII вв., укоренился неизбежный для того времени метафизический метод мышления, сводившийся главным образом к анализу и систематизации различных явлений действительности. Элементы диалектики, содержавшиеся в философских учениях XVII-XVIII вв. и развитый в классической немецкой философии на идеалистической основе диалектический метод при всей плодотворности применения диалектики к сфере человеческой мысли не могли еще стать подлинно научным методом познания действительности. Только на новой ступени развития философской мысли (с середины XIX в.) в философии марксизма - диалектика, ставшая материалистической, была применена к познанию всех явлений природы, общества и мышления, превратилась во всеобщий метод научного познания и революционного преобразования мира.
Философская
мысль на всем протяжении своей истории,
как правило, занималась социологическими
проблемами, вопросами о законах
развития общества, о месте человека
в обществе, о смысле его жизни
и т. п. От первоначальных, донаучных
представлений об общественном устройстве,
характерных для мыслителей древности
(Платон, Аристотель и др.), и утопических
теорий эпохи Возрождения (Кампанелла,
Т. Мор) философская и социологическая
мысль пришла к революционным
идеалам общественного
Диалектический
и исторический материализм послужил
также теоретической основой
научной этики и эстетики, а
также научного атеизма.
Поступательное развитие философии происходило
в различных странах мира, совершалось
мыслителями многих стран в процессе постоянного
идейного общения и растущих связей между
народами, их культурами, их научной и
общественной мыслью. С возникновением
марксизма человечество получило подлинно
всемирную научную философию, ставшую
знаменем международного пролетариата
и трудящихся масс всего мира. Если все
предшествующие марксизму философские
учения, в том числе и прогрессивные, связанные
с освободительными движениями своей
эпохи, так или иначе объясняли мир, но
не могли научить, как его изменить, то
диалектический и исторический материализм
стал первой в истории философией революционного
действия народных масс. «Социализм, превратившийся
в XIX веке из мечты в науку, в XX столетии
с победой Великой Октябрьской социалистической
революции стал социально-политической
практикой миллионных масс трудящихся».
Изложенный выше краткий очерк истории
философии опровергает неправильные взгляды
современных буржуазных идеологов на
философскую мысль человечества. Многие
современные реакционные философы принижают
и третируют историю философии как «плоский
оптимизм прогресса»; другие же изображают
давно изжившие себя философские учения
прошлого «золотым веком» человечества,
утверждают, что все философские учения
прошлого «нетленны» и сохраняются по
сей день. Факты истории философии свидетельствуют
о несостоятельности утверждений современных
реакционных философов, отрицающих самостоятельность
философской науки и ее исторические традиции,
превращающих философию либо в придаток
теологии, либо в средство истолкования «языка науки».
Яркий
и содержательный процесс истории
философского познания мира свидетельствует
о том, что возникавшие философские
проблемы и их решения оказали плодотворное
влияние на науку, разбивает точку зрения
буржуазных философов (неопозитивистов,
прагматистов и др.), которые утверждают,
что у философии не было и нет своих собственных
проблем, а все ее назначение сводится
к тому или иному истолкованию положений
частных наук. Действительная история
философской мысли опровергает нигилистический
взгляд идеологов современной, реакции
на историю философии как «бесплодную
борьбу противоречивых мнений», далекую
от истины и не имеющую якобы положительного
значения для современной науки. Реакционные
буржуазные философы, объявляя единственно
правильной только ту философию прошлого,
которой они следуют (платонизм, томизм,
позитивизм и др.), вопреки исторической
правде твердят, что история философской
мысли, особенно от Бэкона и Декарта до
наших дней, свидетельствует о ее регрессе
и упадке. История философии показывает,
что при всех отступлениях от научной
истины в сторону идеализма и метафизики,
при всей односторонности и заблуждениях,
в которые нередко впадала философская
мысль, все же она в целом шла вперед по
пути прогрессивного развития, расширяя
и совершенствуя философское познание
мира и обогащая культуру человечества,
способствуя решению задач, стоявших перед
обществом и наукой.
При всем многообразии и богатстве материалистических
философских учений от древности до наших
дней они на различных этапах общественного
развития характеризовались общими существенными
признаками, позволяющими отнести эти
учения к тому или иному историческому
виду материализма.
Главными
отличительными чертами философских
учений, определяющими принадлежность
их к тому или иному виду материализма
в истории философии, являются: а)
характер понимания мира, решения
основного вопроса философии; б)
общий способ подхода к познанию
явлений мира (стихийно-диалектический,
метафизический, диалектический) и
соответственно этому определенный
метод мышления; в) форма связи
с естествознанием, характер и уровень
развития которого оказывают большое
влияние на содержание философии и в известной
мере определяют его; г) отношение данного
философского учения к общественному
строю соответствующей исторической эпохи,
выражающее мировоззрение определенного
класса или общественной группы.
К домарксистскому материализму относятся
следующие исторически сложившиеся виды
его: 1) первоначальный материализм древних
мыслителей, который включал в себя стихийно-диалектический
подход к явлениям мира. Этот материализм
был составной частью первоначально нерасчлененного
знания; он, как правило, выражал мировоззрение
передовых сил античного общества; 2) метафизический
материализм мыслителей XVI-XVIII вв. и первой
половины XIX в., включавший в себя метафизический
метод мышления. Этот материализм опирался
в основном на механическое естествознание;
он выражал мировоззрение поднимавшейся
буржуазии и других сил общества, выступавших
за капиталистический путь развития; 3)
материализм идеологов революционной
демократии XIX в. в России и других странах,
переходивших от феодализма к капитализму;
он в большинстве случаев был связан с
диалектическим способом подхода к явлениям
мира, который его последователи рассматривали
как теоретическое обоснование революционных
изменений, но еще не разработали в цельный
диалектический метод. Этот вид материализма
опирался на стихийнодиалектическое по
своему характеру естествознание и в ряде
случаев - на великие естественнонаучные
открытия XIX в. Как правило, этот вид материализма
выражал мировоззрение крестьянства и
других революционных сил, выступавших
против феодального строя и его остатков.
Кроме этих основных исторически сложившихся
видов материализма были в истории философии
и некоторые другие разновидности материализма,
например пантеистический материализм
Д. Бруно в XVI в., материализм китайских
просветителей XV-XVIII вв., естественноисторический
материализм, антропологический материализм
и др. Высшим историческим видом материализма
и вместе с тем принципиально новой его
формой, качественно отличающейся от всех
предшествовавших видов материализма,
является диалектический
В
истории диалектического
Диалектика,
возникшая первоначально в
Стихийная
диалектика древних мыслителей, которая
в ряде философских направлений
того времени была материалистической,
исходила из того, что мир не создан
«никем из богов и никем из людей»
(Гераклит), все части его находятся
в развитии и взаимной связи. Однако
эти части мира были еще не познаны
наукой, не исследованы в деталях.
Диалектика классической немецкой философии
конца XVIII - начала XIX в. (особенно Гегеля)
- в основе своей идеалистическая - была
систематически разработанным методом,
рассматривающим мир понятий как взаимосвязанный
и развивающийся процесс, источником которого
является борьба внутренних противоречий;
в диалектике понятий представители классической
немецкой философии, особенно Гегель,
угадали диалектику вещей, материального
мира. Важную роль в истории философии
сыграла такая переходная от идеалистической
к материалистической диалектике форма
диалектики, как диалектика революционных
демократов-материалистов XIX в., прежде
всего русских материалистов Герцена,
Белинского, Чернышевского, Добролюбова,
которые понимали ее как «алгебру революции»,
т. е. как теоретическое обоснование революционных
преобразований; в этой форме диалектики
содержался «жизнеспособный элемент материалистической
диалектики» (Плеханов).
Кроме указанных форм диалектики в истории
философии были и другие виды диалектического
мышления, которые представляли собой
либо зародышевые, неразвившиеся формы
диалектики, либо промежуточные ступени
перехода диалектики от одной ее формы
к другой. Сильные диалектические тенденции
содержались в учениях некоторых восточных
мыслителей (в Индии, Китае, арабских и
других странах) как в древности, так и
в эпоху феодализма. В материалистических
учениях XVII-XVIII вв., которые по методу своего
мышления были преимущественно метафизическими,
особенно в системах Бэкона, Спинозы, Толанда,
Дидро, Ломоносова, Радищева и других выдающихся
философов, содержались ценные элементы диалектики.
Высшая
историческая форма диалектики —
материалистическая диалектика, представляющая
«живую душу» марксизма,— наука
о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления. Марксова
диалектика развивается, обогащается,
конкретизируя свои законы и категории
путем обобщения новых
Информация о работе Прошлое и настоящее человечества в трудах известных ученых