Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:06, реферат
Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.
Введение. 2
Происхождение морали. 4
Религиозный подход. 4
Натуралистический подход. 5
Основные биологистские теории морали. 7
Социальный подход. 10
Заключение. 12
Источники информации. 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГГОУ
ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА
Реферат по Этике бизнеса на тему
«Происхождение
морали»
Выполнила студентка
факультета Маркетинга,
4 курс, группа 1409
Тамулевич
Алина Юрьевна
2011 год
Содержание.
Введение.
Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.
Мораль относится к сфере должного, она показывает человеку, каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она лишь учит человека быть человеком. Мало кто живет в мире, не нарушая законов любви и совести, как этого требует мораль цивилизованного общества. Но это не значит, что подобные законы утопичны. Если бы их не было, если бы они не обращались к каждому человеку, общество быстро перестало бы быть человеческим, шла бы непрерывная война всех против всех, в которой выживали бы самые сильные, агрессивные и безжалостные.
В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе добр, а злым и агрессивным его делают неправильное воспитание или уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только он перестает осуществлять это усилие, он опускается до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия.
Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Таким образом, следует учитывать и глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике, к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи – в – себе». 1Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации 2Г. Спенсера в эволюционной психологии).
Наряду с моралью, как уже отмечалось, употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение.
Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию, и интуитивно-нравственные переживания.
Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью. Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься:
а) нравы как практикуемые формы поведения,
б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,
в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Нравственные
убеждения могут не только не совпадать
с общепринятой моралью, но даже противопоставляться
ей. В этом случае человек сам
контролирует свои поступки и мышление
(совесть), а нравственные нормы соблюдаются
добровольно, без принуждения извне. Нравственность
в полной мере, как правило, проявляется,
актуализируется в ситуации выбора свободного
личного поступка. Нравственный выбор
— это акт моральной деятельности и личной
ответственности за этот единственный
и уникальный поступок. Вне личности нравственность
существовать не может.
Происхождение морали.
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: 1)религиозный, возводящий мораль к божественному началу;
2) натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции;
3) социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. В большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.
Религиозный подход.
Согласно одному из самых древних представлений, мораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим богом или через посредников – героев и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммед в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос провозгласил новые законы жизни в проповедях, поучениях и притчах. Заратустра, основатель иранской религии зороастризма и Моисей, основатель иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского пантеона и Ягве – иудейский Бог передали людям свои законы. Божественные истины открылись Мухаммеду в медитациях, Будде - в состоянии нирваны, Заратустре и Моисею боги являлись персонально. Древнеиндийский мифический предок людей Ману, древнеегипетский бог Осирис и древнеиндейские божества Виракоча и Кецалькоатль не только принесли людям божественную мудрость в виде знаний, умений и правил жизни, но и жили среди них, прививая им навыки разумной и правильной жизни, а то и решительно принуждая их к этому. Таким же, жившим со своим народом, был полубог-получеловек, правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание и мировую славу.
Законы Ману, законы Моисея и законы Заратуштры дошли до нас почти в полном, хотя, конечно, и не в первоначальном виде. По многим косвенным источникам мы можем получить представление и о других древнейших нормативных кодексах.
Все они более менее близки если не по содержанию, то по общему духу и направлены на ограничение племенного и родового эгоизма, индивидуального произвола, на подавление спонтанной жестокости и установление обычаев, оберегающих мир в сообществе. С развитием духовной культуры изменения в предписаниях касались того круга людей, по отношению к которым требовалось проявлять миролюбие и терпимость.
Натуралистический подход.
Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).
Хотя философы
и утверждают, что моральные суждения
и решения опосредствованы
Что питает эти представления?
Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и по крайней мере во многом независимым от них.
Второе: в поведении животных, особенно домашних, диких, живущих в сообществах, наблюдается множество явлений и устойчивых зависимостей, которые легче всего «объясняются» с моральной точки зрения – как действия, как поведение, обусловленные совместной жизнью, направленные на поддержание этой совместности.
Эти впечатления являются общепризнанными: не случайно предположения о природной основе поведения человека и морали в целом высказывались на протяжении всей истории общественной мысли, за исключением тех периодов, когда доминирование теологических воззрений было исключительным.
Эволюционный подход в этике сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы своего фундаментального труда «Происхождение человека». В них положение о природных, биологических предпосылках морали действительно вытекает из эволюционной теории, базирующейся на обширнейшем эмпирическом материале.
Прямо говоря, Дарвин не открыл новых этических идей; в собственно этическом содержании своей концепции происхождения морали он нисколько не выходит за рамки, заданные такими английскими мыслителями, как Давид Юм, Адам Смит и другие философы того круга. Однако восприняв известные этические идеи, он дал им естественнонаучное обоснование.
Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали свести к следующим положениям:
- Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые и животное, и человек удовлетворяют в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.
- Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание общественной жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.
- У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения. Но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.
- Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.
На основе перечисленных идей Дарвин формирует постулаты биологистского подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:
а) природная основа,
б) высокое, по сравнению с животными, развитие
психики и интеллектуальных функций,
в) способность к членораздельной и развитой
речи,
г) подкрепительная роль социальных механизмов
(к которым следует отнести и способности
к обучению и воспроизведению).