Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:21, доклад

Описание работы

Цель данной работы — дать психологическую характеристику преступных групп.
Задачи работы:
–дать понятие криминальной субкультуры,
–охарактеризовать динамику развития криминальной субкультуры,
–выявить значение знаний о криминальной субкультуре в работе сотрудника ОВД.
Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, который должен охватывать тенденции:
а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность;
б) борьбы с преступностью;
в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.

Работа содержит 1 файл

Nenashev2007.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ 

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Тема 21. Мораль и нравы преступного мира 
 
 

 

    Введение

 

    Актуальность  знания и исследования этики и нравов преступных групп определяется необходимостью эффективного предупреждения преступности, которое может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Это невозможно без знаний и оценки состояния преступной субкультуры.

    Цель  данной работы — дать психологическую характеристику преступных групп.

    Задачи  работы:

    –дать понятие криминальной субкультуры,

    –охарактеризовать динамику развития криминальной субкультуры,

    –выявить  значение знаний о криминальной субкультуре в работе сотрудника ОВД.

    Необходим комплексный прогноз в сфере  борьбы с преступностью, который  должен охватывать тенденции:

    а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность;

    б) борьбы с преступностью;

    в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.

    В современной литературе сформирован  комплекс исходных оснований социально–криминологической оценки:

    • преступность рассматривается как  явление, вторичное по отношению  к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;

    • прогноз преступности — это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки (и в то же время ограничение) — допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;

    • между преступностью и ее факторами  нет линейной причинно-следственной связи возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов — накоплением потенциала для изменений.

    1. Преступность и преступник в истории нравственной культуры, правоведении и психологии

 

    Важнейшей характеристикой криминальной этики является субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура — это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

    Криминальная  субкультура и ее атрибуты проявляются  не только в субкультуре членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических училищах и даже в общеобразовательной школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке и в казино, где завсегдатаями или по крайней мере частыми гостями являются преступные элементы.

    Криминальная  субкультура сплачивает правонарушителей, выступает в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает добропорядочность населения, блокирует процесс социализации молодежи, формирует общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает положительный имидж некоторым категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным органам в их задержании. Другими словами, криминальная субкультура является основным механизмом криминализации общностей и, прежде всего, молодежной субкультуры1.

    Сегодняшняя преступность приобретает все более  организованный и профессиональный характер, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию. Представители преступного мира переходят от одних форм преступной деятельности к другим, более изощренным и опасным, причиняющим в том числе значительный материальный ущерб. Преступность ожесточается, омолаживается, сплачивается и проникает во многие сферы общественной жизни. Не случайно криминологи все чаще заявляют о таких новых видах преступности, как международная, политическая, элитно-властная преступность. Появляется информационная, финансовая преступность, «киберпреступления». В занятие преступной деятельностью вовлекаются все новые и новые слои населения, представители различных сфер деятельности, меняются личностные характеристики самих преступников2.

    Говоря  об истоках криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это все же культура меньшинства. Она вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют себя законопослушному обществу («мы» — «они»).

    Разработка  мер по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.

    «Личность преступника» - понятие не новое, тем  не менее в научных кругах все  еще ведется дискуссия о научной  состоятельности этого понятия, обсуждается вопрос о том, можно ли дать личности преступника некую общую характеристику, отличную от характеристики законопослушного гражданина. Признавая наличие специфических черт личности преступника, можно предположить, что некоторые из них определяются культурой личности правонарушителя.

    Для проверки этой гипотезы автором в 2002 году на территории Иркутской области  было проведено комплексное научно-практическое исследование. Во-первых, был проведен опрос тех осужденных, которым  назначено лишение свободы, и тех, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества. Опрос (анкетирование) проводился в уголовно-исполнительных инспекциях, а также в 7 исправительных учреждениях общего, строго и особого режимов на территории Иркутской области, в том числе в колонии - поселении Ангарской воспитательной колонии и в колониях, где отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов. Обследованию подвергнуто 620 преступников. Во-вторых, исследованию выборочно подвергнуты законопослушные граждане, представляющие население региона, из которых по случайной выборке была образована контрольная группа из 318 человек. В-третьих, проанкетированы 340 сотрудников правоохранительных органов. В-четвертых был проведен опрос библиотекарей и начальников отрядов 5 исправительных учреждений Иркутской области.

    Результаты  обследования показали, что шкала  культурных ценностей субкультурностатистического преступника «градуирована» следующим образом (культурные ценности личности понимаются как ее жизненные ориентиры, с которыми она соотносит свое поведение): семья (на что в первую очередь указали 70,6% опрошенного контингента), дружба - 45,6%, деньги - 35,9%, образование - 26,9% и секс - 25,8%. На последнем месте в большинстве случаев указывалась (либо не указывалась вовсе) «духовная любовь». Можно предположить, что преступники как правило не понимают, что это такое.

    Проведенное исследование также позволяет обнаружить существенное различие между уровнями культуры отдельных преступников. Почти каждый второй корыстный преступник в ряду первостепенных ценностей отмечает деньги, в то время как субкультуре всех культурных ценностей «насильственных» преступников превалирует физическая сила и секс, на что в первую очередь указали 46,3% обследованных преступников, совершивших одно или несколько преступлений насильственной направленности. 49,1% анкетируемых, совершивших должностные преступления (глава 30 УК), в качестве приоритетных жизненных ориентиров и ценностей отметили карьеру и почет, а в 52,1% случаев указали на власть и связи.

    Представляется, что указанные дефекты культурных ценностей в какой-то мере предопределяют как совершение преступлений, так и их общую направленность.

    Обращает  на себя внимание неустойчивость негативных ценностных установок у лиц, совершивших одно преступление, и, наоборот, наличие более серьезных деформаций культурных ценностей у лиц, совершивших 2 и более преступлений. Так, к примеру, у последних в 1,9 раза чаще, чем у лиц, совершивших одно преступление, в качестве культурной ценности называлась физическая сила и в 1,7 раза чаще - власть и связи. Тем не менее, несмотря на резкие отличия ценностей корыстных и насильственных преступников, лиц, совершивших преступление впервые, и рецидивистов, прежде всего в качестве первостепенных общечеловеческих ценностей ими признаются семья и дружба. В этом культурные ценности преступников совпадают с ценностями законопослушных граждан. Разница между ними заключается в том, что культурные ценности личного характера у правонарушителя оказываются явно выше общественных ценностей и зачастую противоречат им.

    В массовом сознании широко распространено ошибочное представление о том, что культурный и воспитанный человек должен вести законопослушный образ жизни. Однако далеко не всегда преступники характеризуются отсутствием культурной составляющей. Так называемые «беловоротничковые» преступники, к примеру специализирующиеся на незаконных сделках с валютными ценностями, мошеннических аферах либо ведущие незаконную предпринимательскую деятельность, нередко отличаются высоким уровнем культуры и образованностью.

    В понимании субкультурностатистического преступника культурный человек - это человек, отличающийся образованностью, вежливостью и порядочностью, интеллектуальной и духовной развитостью, которые проявляются в процессе общения. Опрос показал, что 40,3% правонарушителей относят себя к категории культурных людей, в то время как в контрольной группе однозначные ответы встречались лишь у 26,4% обследованных. Законопослушным гражданам свойственна более умеренная самооценка - признание себя лишь частично культурными. 21,6% опрошенных преступников откровенно признали себя некультурными (в контрольной группе - около 5%). 37,7% респондентов, зная, какими качествами должен обладать культурный человек, не смогли самоопределиться по данному вопросу.

    В то же время сам по себе низкий уровень  культуры у личности не означает, что  это неизбежно приведет ее рано или  поздно к совершению преступления, это лишь указывает на большую уязвимость личности и склонность ее к                      антисоциальным действиям.

    Известно, что очень важным показателем  культурного уровня личности является ее начитанность, степень приобщенности к литературе.

    По  мнению библиотекарей исправительных учреждений Иркутской области, чтение литературы у осужденных вызвано необходимостью в заполнении «тюремной» скуки, книга служит субкультурством организации досуга преступника, в то время как по оценке самих осужденных, чтение «повышает уровень образованности и эрудиции», на что указало 44,8% опрошенных, а также «доставляет душевное удовольствие и духовно облагораживает», что отметило 42,7% респондентов. Интересно, что мотив «модности» чтения книг указывался анкетируемыми преступниками в 2,6% случаев, нежелание отличаться от окружающих людей отметили 1,6% преступников, 16% опрошенных целью чтения назвали необходимость «убить время». Преступников, читающих в свободное время, - 80,9% от общего количества обследованных; 18,8% респондентов заявили о том, что «не любят читать».

    Читательская  активность исследуемых преступников выглядит следующим образом: 44% читают более 2 книг в месяц, 28,5% - 1-2 книги в месяц, 17,3% - 1-2 книги за год.

    Как у мужчин - преступников, так и  у женщин - преступниц с возрастом  наблюдается увеличение читательской активности. При этом, как показывают обобщенные статистические данные по проведенному исследованию, частота чтения книг и иной литературы женщинами почти в 1,5 раза превышает показатель чтения преступниками мужского пола: если 62% преступниц прочитывают за месяц 1-2 книги, то за это же время то же количество книг прочитывают 45% преступников мужского пола.

    Хорошо  заметен сравнительно низкий уровень  читательской активности у несовершеннолетних преступников. Так, при опросе осужденных Ангарской воспитательной колонии установлено: 15,6% респондентов вообще ничего не читают, так как не любят этим заниматься в свободное время, 30,8% анкетируемых указали, что читают очень редко, в лучшем случае 1-2 книги в год, 43,6% несовершеннолетних заявили, что в месяц прочитывают 1-2 книги и лишь 10% с уверенностью утверждали о своем активном чтении - намного больше, чем 2 книги в месяц.

    По  данным акта проверки, проведенной  Ангарской прокуратурой по надзору  за соблюдением законов в исправительных учреждениях, видно, что, несмотря на сравнительно неплохое укомплектование библиотеки в Ангарской воспитательной колонии, несовершеннолетние преступники чтению предпочитают занятия спортом и просмотр кинофильмов.

Информация о работе Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел