Профессиональная и универсальная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности. Существует, например, универсальная этическая заповедь “не убий”. Но не являются ли в таком случае служба в армии, защита Отечества с оружием в руках аморальными? Конечно, нет. Кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани?

Работа содержит 1 файл

контрольная этика.docx

— 33.26 Кб (Скачать)
  1. Профессиональная  и универсальная  этика.
 

Профессиональная  этика. 

Человеческая  деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные  нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого  поведения в конкретных, специфических  областях деятельности. Существует, например, универсальная этическая заповедь “не убий”. Но не являются ли в таком  случае служба в армии, защита Отечества  с оружием в руках аморальными? Конечно, нет. Кому из русских людей  неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил  на войну князя Дмитрия Донского, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани?

Вместе с тем  это не означает, что любые поступки, совершенные на войне, не могут быть осуждены. Как же вести себя офицеру  и солдату, чтобы их действия могли  быть признаны правильными с этической  точки зрения? Для аргументированного ответа на подобные вопросы и существует понятие “воинская этика”, в  которой универсальные этические  нормы согласуются со спецификой данного рода деятельности, учитываются  некоторые дополнительные моральные  требования, характерные для такой  деятельности.

Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному  набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие  решения в своих различных  профессиональных ролях. Такого рода ролевая  этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных  вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что  тот безнадежно болен?). Большинство  этических дилемм, ассоциируемых  с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская  этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. 

Универсальная этика. 

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными  для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или  социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта  между этикой ролевой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой  конфликт, он создает серьезную этическую  проблему для человека, принимающего решение. Так, например, журналисты обязаны  показывать детали случившегося настолько  объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие  журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего  уровня в развивающихся странах  с репрессивными режимами часто  увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится  фотоаппарат, потому что следователь  имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным  мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит  профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой — фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь.

Каким обязательствам — функционально-дифференцированному  или универсальному — должен последовать  принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного  рода зачехлением своих фотоаппаратов  и уходом с места допроса.

Для лучшего  понимания особенностей профессиональной этики рассмотрим подробнее одну из наиболее разработанных профессиональных этик — медицинскую этику, или, как  еще ее иногда называют, деонтологию.

Мы видим, таким  образом, что профессиональная деятельность приводит к множеству этических  по своему характеру вопросов, которые  не рассматриваются и не могут  быть решены средствами универсальной  этики. Профессиональная этика изучает  профессиональную мораль как конкретизацию  общих нравственных принципов и  норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Профессиональная  мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению  социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность  в регулировании отношений людей  внутри данных групп. Первоначально  это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации  труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все  новые профессии.

В зависимости  от конкретных исторических условий  на первый план выдвигается та или  иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.

Чем же обусловлена  нравственная оценка профессии? Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития. Во-вторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного  на него воздействия.

Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет  определенную социальную функцию. Представители  этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор  специфической среды общения, которая  накладывает свой отпечаток на людей  независимо от того, хотят они этого  или не хотят.

Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи  и отношения людей. В зависимости  от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает  неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые  требуют от человека определенного  типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные “искушения”, моральные “доблести” и “потери”, возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Национальные  особенности делового общения.
 

Международное деловое общение предусматривает  необходимость понимания и учета  особенностей характера и отличительных  черт поведения разных народов. Эта  задача упрощается в случае, если деловые  отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие  корни - языковые, этнические, религиозные  и др. Очевидно, что в этом контексте, отличия в этике делового общения  на востоке и западе Европы, будут  не столь существенными, как, скажем, между христианским Западом и  мусульманским Востоком, или Востоком, этически ориентированным на ценности конфуцианства, буддизма или индуизма. Можно выделить ряд факторов, определяющих общность подходов к этическим вопросам для Западной и Восточной Европы. Это - единая христианская культура, этническая близость и длительная история политических, экономических и культурных связей.

Известны определенные черты характера и поведения, влияющие на этику делового общения, общие для целых групп народов. Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно  разделил народы Европы на четыре подтипа - нордийцы, динарцы, средиземноморцы  и остийцы.

К нордийцам  он относит народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции. По темпераменту они холодны, сдержанны, упрямы, скупы  на слова, чужды всякому панибратству, обладают силой воли. Характерные  черты - уверенность в себе, критический  ум, правдолюбие, здравый смысл, лояльность к власти, любовь к порядку, понимание  возвышенного, аристократические наклонности, постоянство в привязанностях, любовь к свободе. Нордийцы обладают высоким  чувством долга и ответственности  перед собой и другими, имеют  творческий дух, отличаются волей к  власти и умением руководить другими. 

К динарцам немецкий психолог относит народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии. Это  люди, склонные к веселости и открытому  проявлению своих настроений. Их отличают чувство гордости, отвага, честь, воинственность, приверженность собственному образу жизни, обычаям и любовь к народному  искусству. Динарцы обидчивые и  одновременно добродушные люди, склонны  к грубым шуткам. Им не хватает дисциплины и четкости мысли, присущей нордийцам.

К средиземноморскому подтипу принадлежат жители Пиренейского полуострова (испанцы, португальцы), Корсики, Сардинии, Италии, юга Франции, юга  Балканского полуострова, а также  севера Африки и испаноязычные народы Латинской Америки. Это люди по темпераменту неспокойные, энергичные, переменчивые в настроении, любящие жизнь, склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые, быстро схватывающие идеи и талантливые. Суждения у средиземноморцев чувственные  или интуитивные, они часто попадают в курьезные ситуации из-за своей  неугомонности. Многие из них посвящают  себя искусству или поэзии. В общественно-политической жизни эти люди пророки, обновители морали, организаторы духовной жизни  нации.

Подтип остийца  распространяется на народы Восточной  Европы. По мнению Х.Гюнтера, с которым  трудно согласиться, но привести, однако, нужно, так как оно отражает довольно распространенный на Западе стереотип, остийцев характеризует отсутствие четко выраженных привязанностей, твердо сформировавшихся чувств, неумение владеть  собой, склонность поддаваться соблазнам, любовь к однообразию и твердо установленному заработку. Нередко  имеет место отсутствие острой мысли, ненадежность в делах и предприятиях, любовь к чиновничьим должностям, бюрократизм. В жизни они реалисты, по взглядам - демократы, но, как правило, вступают в партию большинства. В  искусстве любят расплывчатые формы, теплоту и мягкость линий. Труд остийцев имеет невысокое качество. (См. подробнее: Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996. - С. 49 - 51.).

Советские участники  переговоров, особенно те, кто постоянно  и часто их вел, оценивались многими  зарубежными партнерами как высокопрофессиональные специалисты. Прежде всего это относилось к хорошему знанию предмета переговоров. Большое значение придавалось выполнению принятых обязательств. В то же время существовала и такая практика ведения переговоров. В начале переговоров часто советская сторона завышала свои требования к партнерам, после длительных дискуссий происходило сближение позиций. Но советская сторона очень неохотно шла на уступки. В ряде случаев использовались приемы, направленные на получение односторонних преимуществ.

Исторически сложилось  так, что Россия издревле находится  на перекрестке многих торговых путей, а также в состав России всегда входило много различных национальностей. Поэтому наша страна имеет многовековой опыт общения с партнерами из очень  разных стран, который основан на уважении и терпимости к другим культурам.

Очень важной характеристикой  стиля бывшего советского, а ныне российского делового общения является то, что российские участники переговоров  обращают внимание только на главные  цели и задачи, мало обращая внимания на детали. Это затрудняет ведение  переговоров, например, с американскими  партнерами, для которых большое  значение имеют детали. Часто это  приводит к срыву переговоров.

В настоящее  время многим российским бизнесменам, ведущим переговоры с иностранными партнерами, не хватает опыта и  профессиональных знаний в области  ведения переговоров. Основная масса  зарубежных бизнесменов на переговорах  рассуждает так: "Мы объединились, чтобы  пирог стал больше. Значит, каждый получит  больше, чем имел". Российские же участники переговоров чаще всего  считают, что размер пирога известен, и задача заключается в том, чтобы  захватить кусок побольше. Это говорит не о чертах русского характера, а об отсутствии "переговорной культуры". Это является и отголоском советского стиля ведения переговоров. Кроме того, российские бизнесмены не умеют торговаться. Они покупают все, иногда даже не спрашивая цены. Это вызывает негативную реакцию в иностранных деловых кругах и ведет к отторжению многих российских фирм. Иностранным бизнесменам претит поведение "новых русских", которые тратят колоссальные деньги, покупая недвижимость за рубежом, играя в казино, посещая дорогие рестораны. За рубежом не принято выставлять напоказ свое богатство. Иностранные предприниматели стараются вложить деньги в бизнес, расширять его, повышать уровень жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Этика ведения телефонных переговоров.
 

Современную деловую  жизнь невозможно представить без  телефона. Благодаря нему многократно  повышается оперативность решения  множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения обстоятельств какого-либо дела. По телефону можно сделать очень многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Очень часто первым шагом на пути к заключению делового договора является деловой телефонный разговор.

Человечество  пользуется телефоном уже более  века. Казалось бы, времени вполне достаточно для того, чтобы научиться разумно пользоваться этим техническим средством... Но умение говорить по телефону по наследству не

передается. Искусством общения при помощи этого аппарата овладевает каждый.

Хорошо, если есть толковые наставники или удачные  объекты для подражания, у которых  можно научиться правильно, разговаривать по телефону. Соответствующие курсы, различные методические пособия по этой теме широко распространены в различных странах мира.

У телефонного  разговора по сравнению с письмом  есть одно важное

преимущество: он обеспечивает непрерывный двусторонний обмен информацией независимо от расстояния. Но к деловому телефонному разговору надо тоже тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, ёмко и грамотно излагать свои мысли приводит к значительным потерям рабочего времени (до 20—30%). Так утверждает американский менеджер А.Маккензи. Среди 15 главных причин потерь времени бизнесменом, менеджером он поставил на первое место телефонные разговоры. Психологи отмечают, что продолжительность телефонных разговоров зависит от их эмоциональной окраски. Излишняя эмоциональность создает предпосылки для речевой нечеткости, неделовитости фраз, что увеличивает время телефонного разговора.

Известно также, что при телефонном разговоре  наблюдается такое явление,

как пресыщение общением. Оно может явиться источником напряженности между сторонами. Поэтому во время разговора надо соблюдать меру. Иначе может потеряться смысл общения и возникнуть конфликт. Признаки пресыщения общением: возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, обидчивость и т.п. Следует вовремя выйти из контакта с партнером, чтобы сохранить деловые отношения. Кроме того, ведя длительные деловые телефонные разговоры, вы можете получить репутацию зануды или пустомели.

Информация о работе Профессиональная и универсальная этика