Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Для многих социально-гуманитарных наук, проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными. Многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности, можно объяснить анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания. Так межличностное общение, являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.

Работа содержит 1 файл

КР по Деловому общению.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

    Исследуя  доминанту как "фактор поведения", он далее говорит о ней как "определителе поведения Научному осмыслению поведения людей и  их межличностного общения способствует учение об установках грузинского психолога  Дмитрия Узнадзе (1886/87—1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической науки. Узнадзе характеризует установку как направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Для возникновения установки "достаточно двух элементарных условий — какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. При наличии обоих этих условий в субъекте возникает установка к определенной активности".

    Многое  для понимания психологии личности и межличностного общения дают труды  Сергея Рубинштейна (1889—1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. В его работах мышление общественного человека предстает как процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация). Во всем этом проявляется творческое осмысление человеком внешнего мира и своего отношения к нему. Труды С.Л. Рубинштейна способствуют научному пониманию влияния внешней природной и социальной среды на развитие сознания, сочетания в нем элементов отражения и творчества и его роли в практической деятельности людей.

    Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологических проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является психология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и зарубежной психологической мысли, в первую очередь касающихся психологии личности и межличностного общения. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.

  Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, Бехтерев поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. И благодаря этому, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии  и рефлексологии  индивида, внеся большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений. Отсюда  название  нового  направления – коллективная  рефлексология. Бехтерев считал, что ее предметом является поведение коллективов, личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание представлялось преодолением субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Коллективная рефлексология, рассматривая общественные явления в процессе их зарождения, развития и проявления со строго объективной 
стороны, а иначе она рассматривать их и не может, имеет предметом своего 
исследования возникновение, развитие и то или другое проявление общест- 
венной деятельности или общественного движения как своего рода общест- 
венный рефлекс. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом). Предмет коллективной рефлексологии определяется так: «...изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

    В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» он представил весьма подробную картину влияние социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни».

          Взаимное психическое  влияние одного лица на других и обратно называется взаимовнушением. По сути, оно, будучи явлением всеобщим, действует везде в нашей повседневной жизни. Не замечая того, мы приобретаем в известной мере чувства, суеверия, предубеждения, склонности, мысли и даже особенности характера от окружающих нас лиц, с которыми мы чаще всего обращаемся. Подобное прививание психических состояний происходит взаимно между совместно живущими лицами, иначе говоря, каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты.

    Коллективные рефлексы проявляются в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.  
 
 
 

    3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:

      а) общение есть психосоциальное  отношение между людьми, при котором  происходит непрерывный  «обмен  реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;

    б)  общение, а также все общественные явления и процессы  есть  только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.    

    Позиция отечественной психологии выражена под пунктом а):

    общение есть психосоциальное  отношение между  людьми, при котором  происходит непрерывный  «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».

    Большинство проблем психологии общения, а так же межличностных отношений невозможно научно решить без глубокого понимания образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние мотивации, выражающееся в побуждениях людей, придающих их действиям «направленность, избирательность и системность общения как психосоциального отношения между людьми», при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок». А так же личности, изучение которой происходит в процессе исследования научения и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных  различий людей. 
 

Заключение

        Межличностное   общение партнеров – это фактически и есть Деловое общение. Оно складывается и развивается под влиянием их определенных психических свойств — индивидуальных и тех, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам.

   Необходимость и важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли.

  Следует иметь в виду, что в отличие  от других способов организации общественной жизни социальная система, основанная на рыночной экономике, порождает в качестве одной из мощных своих тенденций индивидуалистический образ жизни и соответствующую психологию. При общем осознании растущих возможностей для творческой инициативы в хозяйственной и социально-политической сферах растут и настроения отчуждения, скептицизма, пессимизма, безысходности и безнадежности у значительной части населения.

 Отсюда  становится понятным, что отечественной  практике деловых отношений никак  не обойтись без овладения принципами и методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности.

  Наша  страна вступила на путь становления  рыночной экономики, демократических реформ. Движение к этим целям — процесс длительный и трудный: он составит целую историческую эпоху. Успех начатых реформ во многом будет зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к саморазвитию, каждодневной самореализации как творческой личности. 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  • . Психология и этика делового общения: Учебник для ву-П86 зов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003г.
  • Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко.- 5изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  • Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности. 1999г.
  • Психология. Учебник для экономических вузов /Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
  • Сайт www.wikipedia.org

Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых