Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:16, контрольная работа
Для многих социально-гуманитарных наук, проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными. Многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности, можно объяснить анализируя межличностное общение и возможности достижения в нем взаимопонимания. Так межличностное общение, являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общения зависит от уровня достигнутого понимания.
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Экономики предприятий и
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Вариант
4
по
дисциплине: Деловое общение
На тему:
«Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых»
.
Группа: 221301
Номер зачетки:08ффб00031
МОСКВА
2011
Введение
Для
многих социально-гуманитарных наук, проблемы,
касающиеся межличностного общения и
взаимопонимания, уже несколько веков
не только не теряют своей актуальности,
но становятся все более важными. Многие
социальные проблемы развития общества,
семьи и отдельной личности, можно объяснить
анализируя межличностное общение и возможности
достижения в нем взаимопонимания. Так
межличностное общение, являясь неотъемлемым
атрибутом жизни человека, играет большую
роль во всех сферах жизнедеятельности.
При этом качество межличностного общения
зависит от уровня достигнутого понимания.
Примитивизация межличностного общения,
сведение его к простой передаче информации
ведет к обеднению духовного мира человека.
При нарушении взаимопонимания в процессе общения начинается его усложнение, а часто и разрушение взаимоотношений между людьми, или даже приводит к глубокому нравственному конфликту внутри самой личности, поскольку взаимопонимание и самопонимание являются тесно взаимосвязанными феноменами.
Выходом из такой ситуации является глубокий
анализ взаимосвязи межличностного общения
и понимания, а также построение на его
основе более целостной системы межличностного
взаимопонимания.
На данный момент проблема построения
системы межличностного взаимопонимания
затруднена разрушением традиционных
ценностных основ общества, утратой нравственности
и искажением ее роли в современном обществе.
Быстро увеличивающийся рост материальных
ценностей общества приводит к обесцениванию
духовных ценностей, падению их роли в
общественно-историческом процессе, и
как правило к примитивазации межличностного
общения, что нарушает внутреннюю духовную
взаимосвязь индивидов, препятствуя возникновению
глубокого взаимопонимания, что порождает
бесчисленные конфликты во всех сферах
общества.
1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.
Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых.
Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX — начала XX вв. Петра Лаврова и Николая Михайловского. Они рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.
Петр Лавров и Николай Михайловский рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Особое внимание они уделяли анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами.
По словам Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Все это определяет сходство поведения и деятельности людей. Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю.
Н.Михайловский решает проблемы, относящиеся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями – главные действующие лица в обществе – определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же – это масса людей, способная увлекаться примером – благородным, низким или безразличным.
Стихийность и даже абсурдность массового сознания, сознания «толпы», ориентированной на некоторые образцы эталонного, «героического» поведения и слепо поклоняющейся своим «героям», несут в себе, считал Михайловский, серьезную социальную угрозу личностному началу в истории.
Герой шаблонизирует поведение толпы. Толпа характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознание и подсознания.
Подражание масс своему герою - явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896—1934), который разработал культурно-историческую теорию развития психики.
Он считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы сознания личности и ее мышления позволяет глубже понять содержание и направленность духовной деятельности людей и характер их поведения.
Ни одну из этих проблем невозможно научно решить без глубокого понимания того, что, как пишет М.Г. Ярошевский, составляет предмет психологии. Речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние (указанный выше процесс интериорризации, начало изучению которого положил И.М. Сеченов); мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям "направленность, избирательность и стремительность"; общения как психосоциального отношения между людьми, при котором происходит непрерывный "обмен реакциями" и "каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок"; личности, изучение которой происходит, в частности, в процессе исследования научения (т.е. приобретения новых форм поведения) и психодиагностики, возникшей из потребности определения индивидуальных различий людей, для чего широко используется метод тестирования.
Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.
Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В своей «Психологической социологии» Де-Роберти указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия».
Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности.
Он считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощается в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.
На психологическую основу деятельности людей указывал и Н.Кареев. Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.
Исходя из того, что общественное поведение человека определяет его «психической природой», Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Он считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. «Коллективная психология, - писал Н.И. Кареев, - должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами.
Свой вклад в обоснование роли социально-психологических явлений в деятельности и поведении людей, их социальном общении внесли Г. В. Плеханов и В. И. Ленин.
В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856—1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего "структура общества" и социально-экономические отношения между людьми. Их психический склад проявляется в их привычках, нравах, чувствах, стремлениях, идеалах, выражающих их образ жизни и в конечном счете их положение в обществе. В свою очередь, как часто подчеркивал Г. В. Плеханов, "психика общественного человека" воздействует на образ его мыслей и волю и тем самым существенно влияет на его поведение и отношение к другим социальным субъектам.
Всесторонний анализ проблем
социальной психологии, в том
числе влияния психического
Важное
значение имеют труды Алексея Ухтомского
(1875-1942), прежде всего его учение о доминанте,
также базирующееся на данных физиологии.
"Доминанта, - пишет
Ухтомский - есть очаг
возбуждения, привлекающий
к себе волны возбуждения
из самых разных источников".Будучи
сформированной, доминанта "стойко
держится в центрах и подкрепляется разнообразными
раздражениями, обеспечивая проявление
тех или иных инстинктов". К тому же
"однажды вызванная, она может восстанавливаться".
Информация о работе Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых