Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:26, контрольная работа
Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием.
Так, профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни[2, c. 103].
Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев. В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно. Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности.
В настоящее время в государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом прямо указывается в некоторых актах. Например, Кодекс профессиональной этики адвоката предписывает, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку данные нормативные акты и именуются следующим образом: "Кодекс профессиональной этики", "Этический кодекс", "Кодекс чести", "Декларация этических норм", "Хартия профессиональных принципов" и т.п.
Причины принятия этических кодексов следующие. Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила[6, c. 19].
Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона. Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов. В-третьих, представители некоторых профессий (к примеру, врач, судья и др.) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Как указывается в Кодексе врачебной этики, "врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Учитывая, что далеко не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе категорического императива, сформулированного И. Кантом, профессиональное сообщество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль. Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. В этой связи этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. В частности, согласно ст. 4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещаются следующие действия, представляющие собой злоупотребления положением врача: использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью искажения истины; применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований; отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются; навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов; заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его труда в личных целях; вступление с пациентом в интимную связь; способствование самоубийству пациента; применение медицинских средств с целью наказания пациента. Характеризуя сущность любого кодекса профессиональной этики необходимо отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Это, разумеется, нисколько не принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи, когда нормы этических кодексов становились настолько актуальными, что заимствовались действующим законодательством. Таким образом, нравственный запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его нарушение[4, c. 56].
В целом ряде случаев лицо, осуществляющее определенную профессиональную деятельность, обязывается соблюдать требования сразу нескольких кодексов. В частности, на журналиста, ведущего криминальную хронику в телепередаче, распространяется действие Кодекса профессиональной этики журналиста, Этического кодекса тележурналиста и Декларации гильдии судебных репортеров.
По своей структуре этические кодексы достаточно разнородны. Некоторые из них представляют собой лишь краткий перечень моральных обязанностей. Однако в большинстве своем кодексы профессиональной этики являются хорошо структурированными актами. В них содержатся Преамбула, разделы, тематически объединяющие обязывающие и запрещающие нормы, а также предписания процедурного характера. Содержание норм этических кодексов предопределяется не только действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе и соответствующими профессиональными традициями, но и международно-правовыми актами.
3. Проведите письменный этико-правовой анализ Европейского кодекса полицейской этики 2003. Охарактеризуйте этические категории, принципы морали и права, закрепленные в указанном акте
Европейский кодекс полицейской этики. Разработчики учли педагогический опыт, содержащийся в произведениях классиков-гуманистов, и даже положения Священного писания.
Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел:
нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;
профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;
профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.
В тексте кодекса прописаны: этические правила, культура речи, внешний вид, общение на службе с коллегами (для руководителя и подчиненных, женщин и мужчин), с потерпевшими и правонарушителями (в зависимости от ситуации - допрос, задержание, обыск и т.д.), правила дарения и принятия подарков. Милиционерам разъяснили, как вести себя в разных ситуациях с сослуживцами при неформальном общении, как оформлять кабинет, что носить, с кем дружить, как воспитывать детей.
Цели кодекса:
установление нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;
формирование единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
регулирование профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
воспитание высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
Нормы и требования Кодекса
Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении; беспорядочных половых связей.
При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему; давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов.
В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям. В речи сотрудника неприемлемо употребление грубых шуток и злой иронии; неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения; вульгаризмов, примитивизмов, слов-"паразитов".
Сотруднику необходимо учитывать, что, находясь в нашей стране, иностранные граждане не владеют или слабо владеют русским языком, что затрудняет правильное понимание сотрудником обращений с их стороны. Сотруднику не рекомендуется обсуждать с иностранными гражданами вопросы политики, деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел.
Сотруднику следует носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, чистую и аккуратную, хорошо подогнанную и отглаженную; демонстрировать строевую выправку, держаться прямо, с развернутыми плечами, не сутулиться, ходить твердым, энергичным шагом. Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения. Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.
Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца. Сотруднику не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид. Сотруднику не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы; посуду, столовые приборы, чайные принадлежности[7, c. 106].
При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений сотрудника рекомендуется соблюдать скромность и чувство меры.
В случае предложения ненадлежащей выгоды сотруднику следует отказаться от нее, доложить непосредственному начальнику в письменной форме о фактах и обстоятельствах ее предложения, в дальнейшем избегать любых контактов, прямо или косвенно связанных с ненадлежащей выгодой. В случае, если материальные средства, приносящие ненадлежащую выгоду, нельзя ни отклонить, ни возвратить, сотрудник должен принять все меры для обращения ее в доход государству.
Значение Кодекса. Кодекс этики служит, прежде всего, основой формирования профессиональной морали и ориентирует сотрудника в конфликтных ситуациях и иных обстоятельствах нравственного выбора, а также выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и поведением человека, обличенного властью. Одной из первоочередных задач Кодекса является укрепление морально-психологического климата в служебных коллективах. Особая роль отводится патриотическому воспитанию сотрудников милиции.
Главная идея кодекса звучит так: высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод. Многие положения документа отчасти дублируют действующее законодательство, а другие содержат нормы поведения, которые должен соблюдать любой воспитанный человек[4, c. 37].
Нарушения кодекса будут рассматривать специальные комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике. Они уже созданы при каждом органе внутренних дел. Информация о ненадлежащем поведении сотрудника будет поступать в комиссию из любых источников, включая СМИ[3, c. 53].
За нарушение виновные понесут "моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью". Решение комиссии будет заноситься в личное дело сотрудника и впоследствии может воспрепятствовать его карьерному росту. Если же сотрудник совершает правонарушение, он понесет ответственность в установленном порядке - вплоть до увольнения.
Сегодня проблеме профессиональной этики сотрудников органов внутренних стали уделять первостепенное значение. Недостаточное внимание к профессиональной этике (и в науке, и еще больше на практике) наносит нашему обществу не только моральный, но и материальный, а в ряде случаев и политический урон, ведет к падению авторитета органов внутренних дел, ослаблению их связей с населением, снижению эффективности оперативно-служебной деятельности, подрывает престиж милицейских профессий.
Информация о работе Проблема сущности права в истории философско-правовой мысли