Проблема сущности права в истории философско-правовой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием.

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная работа № 69-01А.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


Контрольная работа по “Юридической этике”

Вариант 21

1.                  Проблема сущности права в истории философско-правовой мысли

 

Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.

Как форма общественного сознания философия с момента своего исторического зарождения ставит и решает мировоззренческие вопросы, вопросы эпохальные, вы­ступающие духовным выражением любого исторического этапа человеческого развития. Объектом осмысления философии, как говорил Аристотель, есть "максимально мыслимый предмет". Она ставит и пытается дать ответы на "предельные" вопросы, найти "предельные" основания и нормативы сознательного отношения человека к действительности: что такое природа, мир, действительность; что такое знание; как осуществляется познание[6, c. 37].

что есть человек, в чем смысл его жизни; каковы исторические цели того или иного класса; достижима ли свобода или человек — марионетка в руках слепых природных сил. Поскольку исторические эпохи отличаются друг от друга уровнем развития культуры, экономическим строем, политическим устройством общественной жизни, социальной структурой общества, уровнем развития познания, поскольку ответы на эти "предельные" вопросы в различные эпохи различны. Философия исторична как и весь человеческий мир. Совокупность мировоззренческих, смысложизненных вопросов изменчива, на первый план выступает то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг одного стержня — отношения человека и мира.

Мировоззренческое ядро философии остается "трансисторическим", сквозным для всех исторических эпох и формаций, несмотря на постоянную переформировку ряда основных проблем, отступление на задний план одних и выдвижение в центр внимания философской мысли других, несмотря даже на изменение понимания специфики и структуры самой философии и ее жизненного предназначения.

Проблема "человек-мир" по-разному раскрывается в исторических формах философствования, различные ее постановки и трактовки определяются внутренней про­тиворечивостью философского познания самого реаль­ного отношения "человек-мир" и имеют, следовательно, познавательный и социально-ценностный аспекты.

Внутренний импульс развития философской мысли — борьба различных концепций и школ — обусловлен многообразием и противоречивостью социальной действительности. Однако, будучи детерминирована общественной жизнью, философия сама оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых общественных идеалов, специальных норм и культурных ценностей. Она вырабатывает духовное измерение человеческой жизнедеятельности и тем самым выступает формой общественного самосознания челове­ка, т. е., такой методологический подход направлен на решение методической задачи уяснения социально-практической значимости и социально-практических функций философии.

Идеи и представления, традиционно относимые к компетенции философии, начали зарождаться уже в глубокой древности. Однако как форма общественного сознания философия начинает складываться в эпоху разложения родоплеменного строя, когда стали формироваться социально-экономические и политические структуры классового общества. Развитие производительных сил общества, общественное разделение труда, зарождение частной собственности, появление классов как экономических, а затем и политических социальных групп, связанное с классами разделение умственного и физи­ческого труда — все это выступило в качестве социально-экономических предпосылок зарождения философии. Непосредственными же предпосылками ее становления выступили накопленные к моменту разложения первобытнообщинного строя знания человека о себе и об окружающем мире[9, c. 52].

Зарождающаяся философия противопоставляет мифологической картине мира и положения человека в нем не только иное миропонимание, но и сам способ постижения мира. Традиционное мифологическое сознание исподволь подтачивалось многообразными процессами, происходившими в общественной жизни формирующегося социально дифференцированного общества. Разделение труда, развитие ремесел, экономический рост и развитие экономических связей, торговли, формирование полисов и развитие полисной демократии в условиях социальной дифференциации создавали предпосылки для появления сознательного теоретического, рационального отношения к миру, для противопоставления субъекта и объекта, для осознания субъектом самого себя как активного деятеля. Важнейшее значение имело накопление положительных знаний о природе (математика, астрономия, знания о физическом мире, составление календаря), появление, совершенствование и распространение письменности. Тем не менее, обуслов­ленность возникновения философии как формы общественного сознания следует искать не в какой-либо отдельной сфере жизни человека, не просто в характере общественно-экономической формации, а в целостном способе жизнедеятельности людей, в котором проявляется их активное деятельностное отношение к миру и к себе, их специфика как субъектов социальной деятельности.

Кроме того, формирование философии связано тесными узами с предшествующими этапами духовного становления человека. Поэтому ее становление представляет собой длительный исторический период и сложный противоречивый процесс ее отделения от мифологических воззрений.

Понимание сущности права постигается не только изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объединений, с особенностью всего комплекса социальных отношений, т.е. отношений между индивидами и социальными группами, классами и сословиями, обществом и государством, но и философией права.

В соответствии с принципами философа И.Канта необходимо отметить, что для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства разных стран и народов. Сущность права не только не может быть постигнута методами практической юриспруденции, но и вообще не относится к кругу ее интересов, поскольку для юриста первостепенное значение имеют поиск юридических фактов и доказательств, относящихся к данному делу, правовая оценка обстоятельств казуса, определение, кто на что имеет право и к чему обязан, в каких пределах и размерах и т.п. Сущность права не может быть постигнута ни практическим правоведением, ни даже общей теорией права, если последняя не выйдет за пределы юридических категорий. Определение понятий, выражающих существенные свойства права (законы его бытия) согласно И.Канту, входит в предмет и задачу не столь общей теории права, сколько философии права. Сущность права может быть постигнута только философским разумом.

Таким образом, можно сказать, сто в настоящее время имеют место множество концепций понимания сущности права, что обусловлено сложностью объекта исследования[4, c. 211].

В процессе становления и развития гражданского общества сложились три основных подхода понимания права – позитивно-нормативный, естественно-правовой и социологический. Есть и другая классификация подходов. Например, позитивно-нормативный подход может рассматриваться во многих научных источниках как отдельный позитивистский подход и отдельно нормативный подход. Позитивистский подход может для более глубокого понимания подразделятся на юридико-позитивистское понимание права и этатический позитивизм.

Право – не нормы закона и не их осознание еще и по той причине, что ряд норм и текстов закона практически неосуществим из-за их абстрактности без установления конкретизирующих их норм и правил, правосознание же, неопределенно относясь к этим текстам (не то уже право, не то еще не право), не может конкретизировать их настолько определенно и единообразно, чтобы восполнить отсутствие текстов, конкретизирующих эти абстрактные положения.

Правоведение вообще неспособно определить, какова должна быть степень конкретизации нормы в тексте закона, чтобы закон (даже с точки зрения сторонников позитивного понимания права стал «законом прямого действия», т. е. правом[7, c. 29].

Превращению закона в право путем его конкретизации неспособно помочь и правосознание, ибо представление о направлениях и результатах такой конкретизации столь же разнообразны, сколь разнообразны представления о праве даже и в профессиональном правосознании. Социологический подход к понятию права снимает все эти затруднения.

Кроме того, норма закона по существу такое же идеологическое построение, что и суждение, содержащееся в правосознании. Достаточно известно, что норма закона говорит не о настоящем, а о будущем, не о том, что есть, а о том, что должно быть. Далеко не всегда, однако, удается предопределить это будущее. Непредсказуемые последствия осуществления норм могут резко противоречить замыслам законодателя. Не случайно еще древние говорили, что чрезмерно строгое осуществление права порождает наивысшую несправедливость. При социологическом подходе к праву оно обретает реальность, конкретность и определенность, исключающие такую непредсказуемость.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.


2.                  Понятие и юридическое значение кодексов (правил) профессиональной этики

 

Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

                    системы профессиональных моральных норм (напр. «профессиональная этика юриста»)

                    направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо[5, c. 13].

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Моральная ответственность работников возрастает, если их работа связана с людьми и от их труда во многом зависит самочувствие, настроение и здоровье общающихся с ними людей. Труд этих работников не может быть строго формализован. От работников в данном случае требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед людьми. Здесь долг превращается в нравственную потребность Другими словами, в профессиях типа человек — человек помимо общих требовании морали действуют специфические требования и нормы нравственности. К таким профессиям относят, например, профессии врача, журналиста, юриста, работника контактной зоны бытового обслуживания.

Профессиональная этика работников бытового обслуживания выражает практически сложившуюся мораль обслуживающей деятельности. В чем сущность профессиональной этики? Профессиональная этика работников бытового обслуживания — это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию заказчиков. Она основывается на психологии бытового обслуживания населения. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения как с заказчиками, так и со своими коллегами и т. п. Она призывает работников ориентироваться в своей деятельности на образцы (эталоны) нравственности. Так, радушие, доброжелательность, сдержанность называются образцовыми качествами для приемщика (закройщика, мастера). Каждый работник должен стремиться при обслуживании заказчиков к образцу. Чтобы выработать у себя привычку соблюдать требования профессиональной этики, работник, особенно начинающий, должен на первых порах контролировать каждый свой шаг. Затем это не потребуется, потому что он уже не сможет поступать иначе.

Информация о работе Проблема сущности права в истории философско-правовой мысли