Причина нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Деятельность правозащитных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности.

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 32.40 Кб (Скачать)

 

Введение

Деятельность правозащитных  органов всегда находилась под пристальным  вниманием общества, поскольку она  в той или иной мере затрагивает  интересы всех его членов и ее результаты самым непосредственным образом  сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, порожденных  спецификой целей, содержания, форм, методов  и средств их деятельности. Уже  одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения  и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как  в общественном, так и индивидуальном сознании. В этих условиях особое значение приобретает понимание руководителями и сотрудниками правозащитных органов  сущности явления профессиональной нравственной деформации личности, представление  ее опасности и последствий.

 

  1. Структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов

Термин “деформация” (от лат. deformatio) буквально означает изменение формы.

Профессиональная деформация —  явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип — «там все такие». А..Ф. Кони в связи с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках».

Структурно профессиональная деформация правоохранительных органов  происходит на основе:

  • деформации профессиональной деятельности;
  • деформации служебных и внеслужебных отношений;
  • деформации морального сознания.

При этом деформация происходит в  тех элементах, которые состав­ляют  структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание).

С этой точки зрения основными причинами  профессионально-нрав­ственной деформации, как правило, становятся низкая профессиональ­ная  культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов, т. е. как объективные, так  и субъективные факторы.

Признаки профессионально-нравственной деформации

При снижении в коллективе уровня нравственной культуры в нем создаются  благоприятные условия для его  последующей профессионально-нравственной деформации, которые характеризуются  следующими негативными показателями морально-психологического климата  в служебном коллективе:

  • скрытая критика условий труда;
  • скрытая критика указаний руководства;
  • неточное выполнение приказаний;
  • групповые сборища во время работы;
  • пустая трата рабочего времени;
  • опоздания и длительное отсутствие во время работы;
  • уход с работы ранее положенного времени;
  • отказ от работы в сверхурочное время;
  • распространение слухов;
  • небрежное обращение с оборудованием и техникой;
  • равнодушное отношение к эстетическому оформлению условий труда.

Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника правозащитных органов выражается в следующем:

  • правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;
  • подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;
  • поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
  • чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;
  • болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;
  • утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;
  • систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;
  • равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;
  • беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;
  • моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;
  • индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;
  • использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
  • нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.

Причины нравственной деформации правоохранительных органов.

Причины, порождаемые спецификой службы называют внутренними; порождаемые  определенными условиями общественной жизни - внешними.

Внутренние причины нравственной деформации:

  • негативный пример руководства;
  • перегруженность работой;
  • наличие "потолка" (предельного звания по должности);
  • низкая нравственная воспитанность коллектива;
  • низкая правовая культура коллектива, "правовой нигилизм";
  • низкий уровень воспитательной работы;
  • негативное "воспитательное" воздействие преступной среды;
  • негативное воздействие семьи (там, где это есть);
  • изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная "кастовость" органов;
  • неудовлетворенность материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда;
  • неудовлетворенность условиями труда;
  • несоответствие уровня квалификации занимаемой должности;
  • конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного контроля);
  • властные права сотрудника, открывающие возможность к злоупотреблениям.

Внешние причины нравственной деформации:

  • социальная нестабильность;
  • кризис социальных, идейных и нравственных идеалов;
  • коррумпированность чиновничества, сотрудников управленческих аппаратов;
  • правовой беспредел в обществе, война законов, расхождения в толковании законов, неисполнение законов;
  • преобладающая установка в обществе на прагматические приоритеты;
  • низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников правоохранительных органов;
  • негативное освещение деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации и в произведениях литературы и искусства;
  • низкий социальный престиж правоохранительных органов;
  • выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций.

 

Невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологическому климату служебного коллектива ведет  не только к снижению качества служебной  деятельности, но и к его деградации, к его полному развалу. Поэтому  важно в условиях реформы правоохранительной системы в современных условиях учитывать, что никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения законности без профессионального отношения к праву, к правовым принципам и нормам, с одной стороны, и совершенствования таких моральных качеств юристов, как совесть, дож, честь, ответственность, достоинство — с другой.

 

 

  1. Служебный и внеслужебный этикет сотрудников правоохранительных органов

1.1 Служебный этикет

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного  общения. В служебном этикете  главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также служебному и социальному  статусу контактора и конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особенную значимость, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение.

Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой  культуры поведения. Это та “одежка”, по которой встречают, по которой  составляют первое впечатление о  человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения  человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие  правила и нормы не в состоянии  охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в  себе чувство эмоционального сопереживания  с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет  человеку определить должную меру в  выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства.

Профессиональный такт –  это проявление по отношению к  другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к  личности собеседника, исключающее  возможность задеть какие-то его  “больные струны”. Это умение тактично, корректно обойти по возможности  вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать  или сделать кстати, без ненужных “перегибов”, назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности – безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что  соблюдение этикета и проявление такта – это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная  часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, – непременное условие позитивных результатов делового общения и  авторитета правоохранительных органов  в целом. Деловое общение сотрудников  правоохранительных органов как  между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами, может происходить  в условиях различных ситуаций и  принимать разнообразные формы. Укажем на основные.

1. Повседневное служебное  общение:

1) беседы, встречи, переговоры;

2) прием посетителей;

3) совещания, собрания, заседания,  конференции;

4) посещение организаций,  учреждений;

5) посещение граждан по  месту жительства;

6) дежурство, патрулирование, охрана;

2. Специфические формы  служебного общения:

1) общение в служебном  коллективе:

а) субординированные формы  общения;

б) общение между коллегами;

2) общение преподавателей  со слушателями в процессе  обучения;

3) деловые контакты с  иностранными гражданами.

3. Экстремальные формы  служебного общения:

1) в условиях конфликтной  ситуации;

2) с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;

3) с задержанными, во время  обыска;

4) со спецконтингентом.

4. Невербальные и неспецифические  формы общения:

1) публичные контакты  с журналистами, интервью;

2) выступления по радио,  телевидению, в печати;

3) телефон, телетайп, радиосвязь;

4) деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается  так называемым аксессуарам, которые  входят в качестве элементов в  этикетные правила общения. К  ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов  существует свод определенных правил, которых также следует тщательно  придерживаться.

Информация о работе Причина нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов