Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, контрольная работа
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 5
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики
(долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.) 7
2.1 Добро и зло 7
2.2 Справедливость 9
2.3 Долг 11
2.4 Совесть 11
2.5 Ответственность 12
2.6 Достоинство и честь 13
2.7 Гуманизм как этический принцип 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс
чести судьи Российской Федерации,
принятый в 1993 году, обязывает судью
в любой ситуации сохранять личное
достоинство, заботиться о своей
чести, избегать всего, что могло
бы причинить ущерб репутации.
2.7
Гуманизм как этический
принцип
Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники
гуманизма провозглашают
Философ
И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности,
в которой мораль рассматривалась
как область должного, сформулировал
гуманистическое в своей
Категорический
императив провозглашает
Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.
Картину
общества, живущего не в соответствии
с идеалами Канта, обрисовал Пушкин
в главе второй "Евгения Онегина":
"... все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам
чувство дико и смешно".
Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".
"Золотое
правило" содержит
Этические
категории и принципы пронизывают
всю жизнь людей, даже и тех, кто не
имеет представления о их научной трактовке.
Они определяют содержание права, присутствуют
в законодательных актах, в том числе регулирующих
конкретную деятельность юриста. Знакомство
с их сущностью необходимо юристу как
для изучения и понимания права, так и
для практической деятельности по его
применению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной контрольной работы, можно отметить, что был рассмотрен широкий круг вопросов: соотношения добра и зла, понятие профессиональная этика и др. Все эти и многие другие темы изучает наука – этика, которая «охватывает» человеческую жизнь с различных сторон, в том числе со стороны самоанализа и самосовершенствования.
Поэтому изучение понимания общих принципов различных этических категорий, - может предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто помочь остаться порядочным человеком.
В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.
Важнейшим элементом профессиональной этики является безусловное выполнение служебных обязанностей. Возможно в известных условиях (при заключении контракта, разработки устава и т.п.) обсудить содержание работы, но в своей деятельности работник обязан действовать с предельной добросовестностью. Любое, самое хорошее, самое доброе дело и любых, самых хороших, самых добрых людей губит неорганизованность, несобранность, неумение выделить главное, подмена основного пустяками в данный момент и в перспективе.
Каждый сотрудник в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Выражение "знай свое место" имеет объективный и справедливый характер. Конечно, фирма, учреждение, другая любая организация, общество в целом должны поощрять активных и неординарных людей, но это не значит, что каждый может решать и за себя, и за других, подменять любого, кого посчитает нужным. К этой категории относится и проблема "обсуждать или не обсуждать" приказы и распоряжения руководства, принятые в данной организации. Решение этой проблемы лежит в правиле: "Сначала выполнить, а потом обсуждать или опротестовывать". Исключение может составить только преступный приказ или замысел.
Соблюдение
трудовой и производственной дисциплины
является безусловным и обязательным
принципом для каждого
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ