Понятие и содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 5
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики
(долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.) 7
2.1 Добро и зло 7
2.2 Справедливость 9
2.3 Долг 11
2.4 Совесть 11
2.5 Ответственность 12
2.6 Достоинство и честь 13
2.7 Гуманизм как этический принцип 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная по этике.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

     Понятие достоинства личности опирается  на принцип равенства всех людей  в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его  достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

     Честь как категория этики означает моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

     Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

     Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений  о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

     Таковы  были представления об офицерской чести  в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

     В России, как и в других европейских  странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная  строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.

     Честь обязывает человека оправдывать  и поддерживать репутацию, которой  он обладает лично и которая принадлежит  социальной группе, коллективу, в котором  он состоит.

     Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

     Кодекс  чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью  в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей  чести, избегать всего, что могло  бы причинить ущерб репутации. 

     2.7 Гуманизм как этический принцип 

     Гуманизм (от латинского humanus – человечный) –  принцип мировоззрения, в том  числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

     Сторонники  гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

     Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась  как область должного, сформулировал  гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

     Категорический  императив провозглашает важнейшее  гуманное положение, означающее, что  всякий человек заслуживает отношения  к нему как к личности, достоин  быть в центре внимания других, что  никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

     Идею  категорического императива Канта  поддерживали многие мыслители, в том  числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

     Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй "Евгения Онегина":  

     "... все предрассудки истребя,

     Мы  почитаем всех нулями,

     А единицами себя;

     Мы  все глядим в Наполеоны;

     Двуногих  тварей миллионы

     Для нас орудие одно;

     Нам чувство дико и смешно". 

     Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное  нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно  формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".

     "Золотое  правило" содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

     Этические категории и принципы пронизывают  всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог данной контрольной работы, можно  отметить, что был рассмотрен широкий круг вопросов: соотношения добра и зла, понятие профессиональная этика и др. Все эти и многие другие темы изучает наука – этика, которая «охватывает» человеческую жизнь с различных сторон, в том числе со стороны самоанализа и самосовершенствования.

     Поэтому изучение понимания общих принципов различных этических категорий, - может предостеречь от опасного компромисса, наконец, просто помочь остаться порядочным человеком.

     В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей  профессией, тщательном и кропотливом  выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.

     Важнейшим элементом профессиональной этики  является безусловное выполнение служебных обязанностей. Возможно в известных условиях (при заключении контракта, разработки устава и т.п.) обсудить содержание работы, но в своей деятельности работник обязан действовать с предельной добросовестностью. Любое, самое хорошее, самое доброе дело и любых, самых хороших, самых добрых людей губит неорганизованность, несобранность, неумение выделить главное, подмена основного пустяками в данный момент и в перспективе.

     Каждый  сотрудник в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Выражение "знай свое место" имеет объективный и справедливый характер. Конечно, фирма, учреждение, другая любая организация, общество в целом должны поощрять активных и неординарных людей, но это не значит, что каждый может решать и за себя, и за других, подменять любого, кого посчитает нужным. К этой категории относится и проблема "обсуждать или не обсуждать" приказы и распоряжения руководства, принятые в данной организации. Решение этой проблемы лежит в правиле: "Сначала выполнить, а потом обсуждать или опротестовывать". Исключение может составить только преступный приказ или замысел.

     Соблюдение  трудовой и производственной дисциплины является безусловным и обязательным принципом для каждого работника, основанным на высокой внутренней самодисциплине. 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кибанов А.Я. Управление персоналом оргпнизации. М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с./ С.506.
  2. Опалев А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. –М., 1997. С. 44. //http://works.tarefer.ru/104/100062/index.html
  3. Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 94. //http://www.kursach.com/biblio/0050001/02.htm
 
  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650. //http://www.kursach.com/biblio/0050001/02.htm
 
  1. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88. //http://www.kursach.com/biblio/0050001/02.htm
 
  1. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321–323. //http://www.kursach.com/biblio/0050001/02.htm

Информация о работе Понятие и содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность)