Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:46, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Выделить особенности педагогической этики;
Рассмотреть характерные черты педагогической морали и нравственные качества учителя.

Содержание

Введение 3
1.Особенности педагогической этики 4
1.1. Предмет и задачи педагогической этики 4
1.2. Зарождение и развитие педагогической этики 5
1.3. Категории педагогической этики 7
2.Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 10
2.1. Сущности и функции педагогической морали 10
2.2. Нравственные качества учителя 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.пед этика.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

   Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

 

  1. Педагогическая  мораль и её проявления в деятельности педагога.
    1. Сущности  и функции педагогической морали

   Педагогическая  мораль представляет собой систему  общих и частных норм, правил и  обычаев, находящихся между собой  в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

   Педагогическая  мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.5

   Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.

   Педагогическая  мораль предусматривает выявление  таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

  • Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
  • Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.
  • Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.
  • Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
  • Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
  • Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

 

    1. Нравственные  качества учителя
 

   Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П. Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя.6 Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость такого качества ума, как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

   При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические     качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам, по А. К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А. К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность... способность по выразительным движениям читать человека словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание... это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия, и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.7

   Рассматривая  так же, как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт), Л, М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой: проективными и рефлексивко-перцептивными, В исследовании Л. М. Митикой были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств, по Л. М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя.8

 

Заключение

 

   Реализация нравственных принципов в деятельности педагога отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в педагогической деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности профессии педагога.

    Специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - с ребенком, подростком. Отсюда повышенная деликатность, повышенная тактичность, повышенная ответственность. Педагогическая деятельность, как и многие другие виды деятельности человеческой, включает в себя большой заряд творчества. Но в педагогическом творчестве неизбежный риск должен быть минимальным, ибо мы имеем дело с личностью, с ребенком, а не с подопытными кроликами. Просчет может иметь весьма трагические для воспитуемого последствия. Здесь также можно вспомнить о принципе «не навреди», известного для медицинской этики. 

 

Список литературы

 
  1. Зимняя  И.А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 480с.
  2. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая литература. – Мн.: «Нар. Асвета», 1977. – 256с.
  3. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. – Москва: Центр, 1998. – 160с.
  4. Словарь по этике / под ред. Игорь Семенович Кон . - 3-е издание. - М.:       Политиздат, 1975 . - 392 с.

Информация о работе Педагогическая этика