Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:46, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Выделить особенности педагогической этики;
Рассмотреть характерные черты педагогической морали и нравственные качества учителя.
Введение 3
1.Особенности педагогической этики 4
1.1. Предмет и задачи педагогической этики 4
1.2. Зарождение и развитие педагогической этики 5
1.3. Категории педагогической этики 7
2.Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 10
2.1. Сущности и функции педагогической морали 10
2.2. Нравственные качества учителя 13
Заключение 15
Список литературы 16
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.5
Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.
Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии еще в конце XIX в. П. Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя.6 Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость такого качества ума, как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При
рассмотрении качеств педагога как субъекта
деятельности исследователи как бы разграничивают
профессионально-
Рассматривая так же, как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт), Л, М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой: проективными и рефлексивко-перцептивными, В исследовании Л. М. Митикой были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств, по Л. М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя.8
Реализация нравственных принципов в деятельности педагога отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в педагогической деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности профессии педагога.
Специфика
педагогической нравственности и педагогической
этики обусловлена, прежде всего, тем,
что учитель, воспитатель имеет дело с
весьма хрупким, динамичным «объектом
воздействия»
- с ребенком, подростком. Отсюда повышенная
деликатность, повышенная тактичность,
повышенная ответственность. Педагогическая
деятельность, как и многие другие виды
деятельности человеческой, включает
в себя большой заряд творчества. Но в
педагогическом творчестве неизбежный
риск должен быть минимальным, ибо мы имеем
дело с личностью, с ребенком, а не с подопытными
кроликами. Просчет может иметь весьма
трагические для воспитуемого последствия.
Здесь также можно вспомнить о принципе
«не навреди», известного для медицинской
этики.