Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:46, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Выделить особенности педагогической этики;
Рассмотреть характерные черты педагогической морали и нравственные качества учителя.
Введение 3
1.Особенности педагогической этики 4
1.1. Предмет и задачи педагогической этики 4
1.2. Зарождение и развитие педагогической этики 5
1.3. Категории педагогической этики 7
2.Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 10
2.1. Сущности и функции педагогической морали 10
2.2. Нравственные качества учителя 13
Заключение 15
Список литературы 16
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
педагогическая психология и этика
На тему:
Педагогическая этика
Содержание
Профессия учителя, педагога, так же как профессия врача, является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы и учителя.
Уже
в Древней Греции имелось довольно
ясное представление о
Актуальность контрольной работы состоит в том, что в настоящее время нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. В повседневной педагогической деятельности учителю приходится решать проблемы связанные с некорректным поведением учащихся, поэтому педагог должен иметь полное представление об этических нормах.
Цель контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.1
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.2
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.
Среди
задач курса педагогической этики
– поднять уровень морально-
Потребность
общества передавать свой опыт и знания
подрастающим поколениям вызвала к
жизни систему школьного
Философами
античного общества в своих работах
высказывались некоторые
В
эпоху средневековья общество не
интересовали вопросы педагогической
этики ввиду доминирования
Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж. Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)3
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Н.А. Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у В.А. Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как А.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Э.А. Гришин, Ю.В. Согомонов, В.Н. и Н.И. Чернокозовы и др.
Педагогическая
этика рассматривает сущность основных
категорий педагогической морали и
моральных ценностей. Моральными ценностями
можно назвать систему
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.