Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:46, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Выделить особенности педагогической этики;
Рассмотреть характерные черты педагогической морали и нравственные качества учителя.

Содержание

Введение 3
1.Особенности педагогической этики 4
1.1. Предмет и задачи педагогической этики 4
1.2. Зарождение и развитие педагогической этики 5
1.3. Категории педагогической этики 7
2.Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 10
2.1. Сущности и функции педагогической морали 10
2.2. Нравственные качества учителя 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.пед этика.doc

— 93.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: педагогическая психология и этика 

На тему: Педагогическая этика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

Введение

 

   Профессия учителя, педагога, так же как профессия врача, является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью школы и учителя.

    Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении  учителя, его нравственных качествах. От него требовалось прежде всего  знание своего предмета, любви к  детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Нетрудно представить, сколь усложнилась деятельность учителя в настоящее время и сколь трудно ныне реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных ситуациях, в отношениях с современными вундеркиндами и их родителями. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе.

   Актуальность  контрольной работы состоит в  том, что в настоящее время нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений.  В повседневной  педагогической деятельности учителю приходится решать проблемы связанные с некорректным поведением учащихся, поэтому педагог должен иметь полное представление об этических нормах.

   Цель  контрольной работы – изучение особенностей педагогической этики.

   Для  достижения цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Выделить особенности педагогической этики;
  2. Рассмотреть характерные черты педагогической морали и нравственные качества учителя.
  1. Особенности педагогической этики
    1. Предмет и задачи педагогической этики

   Профессиональной  этикой в общем называют кодексы  поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.1

   Педагогическая  этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.2

   Перед педагогической этикой стоит целый  ряд насущных задач (которые могут  быть разделены на теоретические  и прикладные), в числе которых  исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

   Практическая  деятельность учителя не всегда соответствует  нормам профессиональной этики, что  вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики  – в изучении состоянии нравственного  сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

   Среди задач курса педагогической этики  – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

    1. Зарождение  и развитие педагогической этики

   Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к  жизни систему школьного образования  и породила особый вид общественно  необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.  Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

   Философами  античного общества в своих работах  высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только М.Ф. Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

   В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии  в вопросах обучения. В эпоху Возрождения  эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеля (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А. Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж. Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

   Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж. Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)3

   Качественно новый этап в развитии этики и  вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические  идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Н.А. Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

   В советское время разработку проблем  профессиональной этики мы находим  у В.А. Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как А.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Э.А. Гришин, Ю.В. Согомонов, В.Н. и Н.И. Чернокозовы и др.

    1. Категории педагогической этики

   Педагогическая  этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и  моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений  о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.4

   Справедливость  вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и  их общественным признанием, правами  и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя  собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

   Профессиональный  педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

   Профессиональная  честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Информация о работе Педагогическая этика