Патриотизм – категория нравственная; егоз начение в системе гражданских ценностей российского общества и формирование в таомженной ср

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Патриотизм в современном российском обществе ......…………….…..……5
2. Природа и понятие патриотизма …………………………..…...……..….10
3. Патриотизм в системе гражданских ценностей …………………….…..17
4. Формирование патриотизма в таможенной среде …………......….…….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    С этим направлением тесно связано  второе, которое также основывается на понимании патриотизма как  одного из высших, наиболее значимых чувств. Однако наряду с эмоциональной стороной рассматриваемое направление включает также и деятельностный момент. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает нас к активным действиям, поступкам на благо своей Родины.

    Такого  рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. От того, каков вклад той или иной личности, группы в дело Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует вопросам его развития и укрепления, зависит и патриотизм, уровень его сформированности и степень проявления у конкретного субъекта. Характерной особенностью данного направления является необходимость реализации патриотичности посредством конкретных действий, поступков в интересах Отечества, что позволяет назвать его активно-деятельностным. Это одно из высших, наиболее значимых чувств, воплощенное в действенную побудительную силу, реализующую это чувство в процессе целеустремленной социальной деятельности граждан в интересах общества, на благо Отечества.

    В третьем направлении патриотизм рассматривается как общественное явление. Различные точки зрения в отношении конкретной определенности такого явления образуют весьма широкий его спектр. Содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. В условиях более жесткого руководства и регламентированного функционирования советской общественной системы патриотизм представлял собой одну из ее важнейших идеологических основ, выступал в числе стержневых направлений воспитания подрастающего поколения.

    В более поздний период, в конце 60-х - начале 80-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как  явление общественного сознания. Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества10. В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей1 и т.д.

    В рамках этого направления патриотизм можно определить как одно из сложных, многоаспектных явлений, пронизывающим  все сферы общества, особенно его  сознание и духовную жизнь, обладающим огромным потенциалом возрождения России на переломных этапах ее развития.

    Четвертое направление характеризуется тем, что государство рассматривается  как объект патриотизма, поэтому  его с полным основанием можно назвать «государственным патриотизмом».

    Появление такой разновидности патриотизма было востребовано достаточно определенными историческими условиями, а именно: необходимостью консолидации усилий для создания, укрепления государства, различных форм государственной власти. Одним из первых, кто разработал теоретические предпосылки данного направления, был Гегель. Будучи убежденным сторонником прусской конституционной монархии, он завершает свою философскую систему ее идеализированным изображением. Как известно, в результате бурных событий, происшедших в Германии в первые десятилетия 19 века, в центре Европы появилось крупнейшее государство со всеми его атрибутами, активная политика которого отразилась впоследствии на судьбах многих народов мира.

    Гегелевское понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, которые являются безусловно приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же, как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и общества, в том числе и патриотических.

    Осмысление  главной идеи этого направления  предполагает понимание патриотизма  как проявления его субъектами чувства  национальной гордости за Державу, их активное участие в укреплении государства и государственности как первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности.

    Пятое направление в определенной мере является альтернативным по отношению  к предыдущему. Его представители, раскрывая сущность патриотизма, делают это в неразрывной связи именно с личностью, которая является для них высшей ценностью (в том числе и по отношению к обществу, не говоря уже о государстве). Поэтому данное направление может называться личностным патриотизмом. В отличие от предыдущего направления, рассматривающего государство как главный объект патриотизма, представители этого направления первостепенную роль отводят субъекту, то есть личности, которая занимает, безусловно, доминирующее положение.

    Идея  понимания патриотизма в личностном плане получила свое теоретическое  обоснование еще у Г.Флоровского. Он рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь, создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине2.

    Из  рассмотрения сущности этого направления  следует, что патриотизм можно определить как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными и другими качествами, до осознания ее нераздельности, единства с Отечеством, как высшей ценностью, необходимости служения ему, своему народу.

    Шестое, последнее направление во многом связано с предыдущим. Эта связь  выражается в том, что очень часто (хотя и не всегда) субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап развития личности, а именно - ее духовного развития, самовыражения. При этом уровень такого развития является очень высоким, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление ею целого ряда важнейших сторон, качеств, характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью их сформированности. Содержание же этих качеств личности, самого акта духовности его патриотизма является глубоко религиозным, что позволяет дать определение этому направлению как духовно - религиозное.

    Данное  направление имеет самую большую, богатую традицию, глубокие и мощные корни. Это объясняется не только огромным, более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов, чувств, но и величайшим вкладом в разработку данного направления со стороны многих и многих видных представителей власти, Русской Православной Церкви, литературы, искусства, философских и других наук.

    Патриотизм, разрабатывавшийся в рамках этого  направления, выступает как вершинное  духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей такого уровня развития, которое позволяет испытывать божественную по природе любовь к  Отечеству, с готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага.

    Глубокое  изучение и анализ этих и других направлений выдвигают задачу выведения  обобщающего, более универсального определения патриотизма, преодолевающего  в той или иной степени ограниченность и односторонность каждого из них. При этом следует исходить из необходимости осмысления главного содержания, всего комплекса идей, вытекающих из их теоретических установок. Рассмотрение основных подходов к пониманию сущности патриотизма способствуют более глубокому представлению о нем. Благодаря этому можно сформулировать новое определение, включающее в себя важнейшие признаки патриотизма, содержащиеся в вышерассмотренных шести направлениях.

    Патриотизм  понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

    Патриотизм  зарождается и формируется как  чувство, связанное с миросозерцанием  родного края, ближнего окружения  в раннем детском возрасте. В более  зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности.

    Истинный  патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса  положительных, реально проявляемых  качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный компоненты. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость деятельности, в интересах его возрождения и надежной защиты и испытывающей потребность дальнейшего развития посредством участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе, государстве.  
 
 

3. Патриотизм в системе гражданских ценностей 

     Патриотизм  является компонентом понятия гражданских ценностей, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Патриотическое воспитание составляет важнейшее направление государственной политики России, и направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

     В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации  была разработана Федеральная целевая  программа патриотического воспитания граждан России. В рамках которой патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов». Государственная политика направлена на  формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы.

     Патриотизм  – это специфический механизм трансляции гражданский ценностей российского общества.

     Необходимо  учитывать четыре  аспекта патриотизма:

     1) онтологический (чувства, переживания, идеи, мнения);

     2) гносеологический (отражение в сознании  человека социальной действительности  в рациональной и эмоциональной  форме);

    3) аксиологический  (духовно-ценностное отношение человека к миру); 4) праксеологический (преобразующая деятельность)

     Патриотическое  сознание - это отражение субъектом  значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.

     Формирование  гражданских идентичностей в  качестве необходимого условия требует дифференциации патриотизма и национализма. Патриотизм является проявлением гуманизма и общечеловеческой идентичности, так как он в отличие от национализма, предполагает толерантность к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как согражданства, смыслы патриотизма и национализма совпадают. Если  понятие «нация» интерпретируется как принадлежность к этнической группе, то национализм в этом понимании приближается к патриотизму (по механизмам формирования), или существенно отличается  по уровню и характеру обособления.

     Значимость  патриотизма определяется тем, что  он является основой объединения и гармонизации современного российского общества, сохранения его культурного своеобразия в условиях многообразия поликультурного общества и глобализации. Все более утверждает себя в современном обществе идеология гуманизма, выстраиваемая на основе диалога культур. В контексте глобального гуманизма любая идеология имеет национальное выражение. В российской культурной традиции таким выражением является патриотизм. Углубление процессов глобализации объективно требует от государства заботы о сохранении своей цивилизационной идентичности, что актуализирует функционирование патриотических ценностей и установок в культуре.

     При проектировании решения проблемы формирования патриотизма необходимо понимать, что существуют различные теоретические подходы к формированию патриотизма и трактовки самого понятия патриотизма. Можно выделить следующие виды патриотизма :

  1. духовно-религиозный, основанный на идее Православия как высшей духовной ценности и его защиты;
  2. личностный патриотизм – результат культурного творчества и национального напряжения собственных сил человека – «Родина – это Я»
  3. патриотизм как чувство - возвышенное чувство любви к Родине, отечеству как страстное, беспредельное желание блага Родине, одушевляющее, т.е. придающее смысл всей жизни и  направляющее  деятельность человека.
  4. деятельностный патриотизм как воплощение любви к Родине в поступках и действиях;
  5. патриотизм как гражданская ценность, отражающее уровень социо-культурного исторического развития общества. На определенном этапе исторического развития патриотизм приобретает статус социо-культурной ценности, задающей критерии и способы оценки значимости объектов и образований общественной жизни, выраженные в нравственных, политических, этических, эстетических нормах, идеалах, принципах и целях, вырабатываемых данным обществом. Для развитого гражданского сознания  Отечество - это наивысшая ценность.
  6. государственный патриотизм – объект патриотизма – государство; патриотизм как движение к общим целям и интересам государства, важнейшее условие укрепления государственности, утверждение величия и могущества Державы.;
  7. классовый, социальный патриотизм;
  8. народный патриотизм как служение «на благо народа», для «народной пользы»;
  9. рационально-критический патриотизм - любовь к истине выше любви к отечеству.

Информация о работе Патриотизм – категория нравственная; егоз начение в системе гражданских ценностей российского общества и формирование в таомженной ср