Патриотизм – категория нравственная; егоз начение в системе гражданских ценностей российского общества и формирование в таомженной ср

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Патриотизм в современном российском обществе ......…………….…..……5
2. Природа и понятие патриотизма …………………………..…...……..….10
3. Патриотизм в системе гражданских ценностей …………………….…..17
4. Формирование патриотизма в таможенной среде …………......….…….21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Патриотизм  – категория нравственная; егоз начение в  системе гражданских  ценностей российского  общества и формирование в таомженной среде 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Патриотизм в современном российском обществе ......…………….…..……5

    2. Природа и понятие патриотизма …………………………..…...……..….10

    3. Патриотизм в системе гражданских ценностей …………………….…..17

    4. Формирование патриотизма в таможенной среде …………......….…….21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованных источников…………………………………………...24 
 

Введение 

    Идея  патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших  сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

    С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, наркомании и многого другого в том же духе. С другой стороны, не отставали и некоторые отечественные «специалисты» идеологического фронта, ломая все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, пороча традиционную российскую высокую нравственность и духовность, патриотические чувства народа.

    Тем, кому дорога Россия, ее самобытность, вековые высоконравственные традиции, целостность и безопасность, не могли мириться с этим разрушительным разгулом в духовной жизни страны. Поэтому уже к середине 90-х годов прошлого столетия стал подниматься вопрос о реанимации духовно-нравственного потенциала наших граждан и об их патриотическом воспитании, что было не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест. Как свидетельствуют исторические факты, роль и значение патриотизма приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил его граждан, что особенно характерно в периоды войн, нашествий, социальных конфликтов, революционных потрясений, стихийных и иных бедствий. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своего гражданского долга, своей Родины.

    Патриотизм  в России всегда рассматривался как  символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое  условие единства величия и могущества Российского государства.

    Истинная  ценность патриотизма как фактора  единения личных, коллективных и общественных интересов особенно полно проявляется  в наиболее сложные и трудные  периоды жизни общества, когда  возникают реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях условий существования государства, способно мобилизовать личность, общество и государство на преодоление любых испытаний и трудностей. В мировой истории имеется множество характерных примеров обращения к ценностям патриотизма для достижения наиболее сложных целей, задач, которое предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации перед лицом самых разнообразных опасностей. Угроза иностранного порабощения, опасность гибели людей и разрушения материальных и духовных ценностей, созданных в процессе многолетнего созидательного труда и многовековой культуры, обращение к высшим для каждого человека чувствам патриотизма являлись испытанным средством мобилизации самых различных слоев общества на протяжении многовековой России. 

1. Патриотизм в современном российском обществе 

    Системный кризис, поразивший все стороны жизни  российского общества, ведет к  тому, что возникает реальная возможность  углубления социальных противоречий разных слоёв населения, находящимися на грани выживания и имеющими явную недостаточность тех или иных материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценной жизни.

    В постсоветской России формируется  общество, которое многое унаследовало от советской эпохи, но на иных, качественно отличных от советских, экономических и социальных основах, а также на противоположной идеологической основе - на западно-либеральных идеях.

    Вследствие  этого личность приобретает новые  качества, существенно меняется ее взаимосвязь с обществом и государством. Да и само российское общество, а также и государство имеют существенно иной, чем в советский период, характер.

    В переходный период общественное сознание происходящего становится шире и  контрастнее, поскольку человеку трудно понять, в каком направлении меняется общество. В таком состоянии кризисного общества для человека, теряющего свои прежние позиции и установки, привычные представления и ориентиры, оценка собственной жизни приобретает болезненный характер: человек реагирует не только на реальное положение других людей из своего окружения, но и на уровень их жизни, на возможный их выигрыш и на вероятный свой проигрыш.

    Тем самым особенностью кризисного общества является поиск практической выгоды от взаимодействия с другими людьми, доминирование сиюминутных интересов и целей.

    Пик кризиса личности советского человека пришелся на 1991-1993 гг. , когда рухнула  прежняя политическая система, был  развален Советский Союз, оказались  отброшенными прежние мировоззренческие и идеологические нормы и установки.

    Попытка прямого «переноса » на Россию ценностей и принципов Запада, предпринятая в начале 90-х годов, провалилась потому, что эта модель жизнеустройства совершенно не учитывала социально-культурную особенность России.

    Сознание  людей, населяющих постсоветское пространство, к тому времени во многом раздвоенное  и противоречивое под давлением  складывающихся обстоятельств и  массированного воздействия средств  массовой информации, оказалось заблокированным.

    Приватизация по неолиберальным западным принципам расколола российское общество. Судя по данным Госкомстата России, денежный доход населения в целом увеличивается, но крайне неравномерно: 30% самых крупных сумм достаются лишь 10% жителей страны. 68% выплат за проделанную деятельность распределяются среди 80% малоимущего населения, оставшимся 10%нищих достаются только 2% от общих доходов.

    На  основе данных изменений и под  воздействием всей совокупности политических, правовых и духовных факторов общественных отношений происходит активная перестройка духовных механизмов, связанных с новым представлением личности о своем месте и роли в обществе, патриотическим самосознанием, включая образы собственного «Я», самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение человека. Происходят заметная переориентация идеалов и ценностей личности, ее нравственных устоев, моральное обоснование личного благополучия, стремление максимально использовать данные обществом права и свободы в русле единства коллективных, общественных и государственных интересов.

    Необходимо подчеркнуть, что личность, общество и государство взаимосвязаны и взаимодействуют не только основе удовлетворения потребностей и интересов личности как главной ценности и цели общественного развития. Не меньшую значимость и ценность имеют интересы общества и государства.

    Их  реализация укрепляет целостность  и состояние независимости государства, его богатство и авторитет  на международной арене, составляет процесс совершенствования материальной и духовной отечественной культуры, ее вхождение в мировую цивилизацию. Патриотическая направленность активности российских граждан создает необходимые условия для удовлетворения не только личных потребностей и интересов, но делает участие граждан более многообразными, лично и общественно полезными. 

    Апелляция к патриотизму как недостаточно активированному ресурсу социально-экономической  и политической стабилизации России находит своих сторонников в  среде самых различных категорий населения.

    Далеко не все понимают сущность патриотизма и смысл его воспитания. И у них есть свои доводы, которые возникли в связи с отсутствием национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов. Что и привело к идейным и ценностным деформациям в сознании и поведении людей, которые проявились в превалировании национализма у одних, космополитизма у других, различных идеологем (классовых, политических, религиозных)у третьих.

    Востребованность  патриотизма в современной ситуации одновременно порождает и различные виды лжепатриотизма, который драпируется в российские национальные одежды, - от РНЕ до либералов. Подобная политизация, космополитизация патриотизма, такие варианты, как «стыдливый », «истинный »и «скрытый » патриотизм, национал-патриотизм - не что иное, как искажение природы патриотизма, попытка спекулировать на нем для достижения частных целей. Реальный патриотизм противоположен этому. Он имеет характер всеобщности, так как нацелен на интересы всего населения Родины, Отечества. Он возвышается над социальными различиями, над имущими и неимущими, так как его проблема - быть или не быть стране, народу в критической ситуации, как правило, всегда крайне опасной и угрожающей. Характерно, что русские эмигранты, осевшие в Париже, —представители русского дворянства, культуры, науки, искусства — не питали никаких симпатий к советской власти. Но многие из них помогали во время Отечественной войны СССР, как России, как своему Отечеству, над которым нависла смертельная опасность.

    Патриотизм, в данном случае, является внутренним основанием свободного развертывания  способностей людей к самоизменению  посредством обращения к традиции, «живой памяти» предков, в процессе которого складываются новые ценности и устойчивые стереотипы поведения и отношений.

    Это важнейший момент современного развития российского общества. Принципиальное изменение механизма интеграции людей в обществе применительно  к России как государству (и даже к любой другой стране) вовсе не предполагает, что человек действует сам по себе, без опоры на культуру и ценности своего народа.

    Способность действовать в современной системе  общественных отношений, опираясь на традиции духовности, нравственные нормы и  эстетические чувства, складывается на основе развития традиции, «живой памяти» предков.

    Таким образом, патриотизм предполагает баланс внешних и внутренних условий  для развития индивида, коллектива, общества и, в конце концов, государства.

    В третье тысячелетие, возникает вопрос о значимости феномена патриотизма для российского государства, общества и различных его институтов, каждого человека в отдельности.

    Именно  единство и гармония этих интересов  и целей, а так же формирование соответствующей надстроечной структуры  открывают новые источники созидательной социальной энергии.

    Обеспечение такого единства и гармонии - главное условие формирования новой основы патриотизма народной жизни, предполагающего постепенное и естественное включение в осуществление реформ всего народа, мобилизация социального потенциала населения на основе единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов.

    Для выхода из кризиса российское общество должно сформировать на основе традиций, совмещённых с идеалами, новые  смыслы и ценности как системообразующее  начало обновления форм взаимодействий и общения людей, без чего невозможно преодоление кризиса. При этом важное значение имеет не столько предъявление людям новых ценностей (что в состоянии современного кризиса может оказаться невозможным), сколько обращение к духовно-нравственным и идейным основам российского патриотизма.

     
 
 
 
 
 
 

2. Природа и понятие патриотизма 

    В научно-исследовательской литературе проблеме патриотизма уделяется  явно недостаточное внимание. В изучении его природы, сущности, содержания, с учетом важнейших изменений, происшедших в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Поэтому в период реформирования российского общества рассмотрение ряда важнейших сторон данной проблемы является одной из актуальных задач отечественной науки.

    Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по ряду направлений.

    К первому из них можно отнести  получившие наибольшее распространение  в научно-исследовательской и  публицистической литературе точки зрения и суждения, определяющие патриотизм как возвышенное чувство любви к родине, отечеству, что в значительной степени предопределяется понятием самого термина "патриотизм". Это направление, характеризуется фиксацией определенного, безусловно позитивного, нередко ярко выражаемого отношения к отечеству, ограничивающегося главным образом уровнем эмоционального отражения, проявления в абстрактной форме любви к природе, родному краю, отчему дому, к картинам детства и т.д. Именно таким является понимание патриотизма многими людьми, в том числе представляющими творческую интеллектуальную, культурную элиту. Данное направление может быть названо возвышенно-эмоциональным, которое представляется как многообразное проявление возвышенного чувства любви к Родине (Отечеству), особенно в духовном и нравственном смысле. В нем безотносительно к характеристике субъекта подчеркивается, выделяется направленность, сила, возвышенность самого чувства к объекту, который имеет для субъекта (кем бы он ни был), исключительное значение.

Информация о работе Патриотизм – категория нравственная; егоз начение в системе гражданских ценностей российского общества и формирование в таомженной ср