Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа
Очень много для изучения Китая делали, до 1914 года, немцы; теперь этот интерес к Китаю в Германии снова возрождается и так как активной, «колониальной» политики немцы, после Версаля, пока не ведут, то их интерес носит более альтруистический, более спокойно-научный характер, чем прежде, в эпоху овладения полуостровом Киао-Чао, устройства морской базы и крепости Циндао и реализации пекинских «побед» ген. Вальдерзее.
Введение
I Глава Китай – Общий обзор
II Глава Особенности китайского менталитета
III Глава Традиции и Обычаи
Заключение
Список литературы
Богат и разнообразен растительный и животный мир Китая. По разнообразию древесных пород Китай занимает первое место в мире. Среди них – гевея, туповое, камфорное, лаковое, тиковое и сальное дерево, древовидный бамбук. Около 50 видов деревьев и кустарников встречаются только в Китае. В лесах Южного Китая сохранились растения, росшие на земле миллионы лет назад, - древовидные папоротники, тис. Когда-то леса покрывали не только горные склоны, но и обширные равнины востока страны. Они беспорядочно вырубались и теперь сохранились лишь в немногих районах, главным образом в северо-восточных и юго-западных.
В
лесах северо-востока
Недра Китая богаты полезными ископаемыми. Разведаны большие запасы угля, железной руды, нефти, горючих сланцев, крупные залежи драгоценных металлов.
Китай – один из древнейших центров мировой цивилизации. Во втором тысячелетии до н. э. на территории Китая, в бассейне реки Хуанхэ, появилось первое государство – Шан (Инь), население которого занималось земледелием, охотой и рыболовством, знало ремесла. Уже в тот период жители Китая плавили металл, выращивали рис и выделывали шелк. Появилась в это время и своеобразная письменность – прообраз современной иероглифической письменности Китая, - дошедшая до нас в надписях на панцирях черепах, на бараньих лопатках и бронзовых сосудах.
В
большинстве стран Юго-
Китайцы
широко известны как малоприхотливые
люди. Испокон веков они
Образ мышления китайцев можно назвать практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым интеллектуальным построениям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью, показателем чего являются, например, пословицы и поговорки. «Не забывай прошлого – оно учитель будущего», «Пришло счастье – будь бдителен, пришло горе – будь стоек» - гласит китайская мудрость. Но это совсем не означает, что мышление этого народа примитивно, - оно своеобразно. Нужно видеть за его естественной простотой сложное содержание.
Сложнее
климатические и природные
Китайцы
– энергичные, предприимчивые люди,
стремящиеся в любых условиях
достичь поставленной цели. Вот как
говорит об этом японский профессор
Хаясэ: «они питались по началу одной
рыбой, откладывая каждую иену, которую
приносит профессия парикмахера, повара
или портного, - описывает он адаптацию
китайцев к условиям жизни в Японии.
– Когда средств хватало на
старенький велосипед, они приобретали
его, и кто-нибудь из семьи превращался
в бродячего торговца. Второй ступенькой
становился подержанный мотоцикл. На
этой стадии китаец становится более
уверенным в себе и даже становится
агрессивным. Он уже старается не
просто что-нибудь продавать, но и ссужать
деньги, товары в долг под проценты.
Он обрастал постоянными потребителями
и заводил на них бухгалтерскую
книгу. Если у него находился родственник
или близкий приятель, которые
уже миновали эту стадию развития,
ему удавалось получить у них
взаймы какую-нибудь сумму для приобретения
лавочки. Потом он превращался в
оптового торговца, с которым безденежные
люди предпочитали рассчитываться
эквивалентами своего труда или
сельскохозяйственной продукцией расширяя
свою предпринимательскую
Весьма
своеобразно общение китайцев. Если
один человек встречает другого,
оба должны показать друг другу свое
глубокое уважение. Каждый обязан дать
знать, что считает другого развитым
и образованным человеком, даже в
том случае, если они прекрасно
понимают, что это не соответствует
действительности. Во время разговора
один на один с малоизвестными людьми
китайцы ведут себя специфически.
Они сохраняют неподвижным
II Глава Особенности китайского менталитета
В
современном Китае, безусловно, существует
мощное влияние западного
Думать по-китайски – это значит думать метафорами, типовыми ситуациями, которые находятся в сознании в форме пословиц, поговорок, устойчивых словообразований и в большинстве своем восходят к историческому опыту. Менталитет обычного китайца проявляется в том, что он нетороплив в суждениях, выводах, старается контролировать свое мышление и не искать прямых путей. Он уделяет больше внимания разуму, а не чувствам. Особенность же менталитет, например, в том, что китайцы, в отличие от русских, обычно реально понимают, в чем разница между общественным и частным.
В
целом общественная сознательность
людей в Китае достаточно высокая.
Отчасти по причине того, что любая
организация, любое сообщество автоматически
устраивается как семья, по семейному
типу. По принципу семейности устроено
все китайское общество. По этой
же причине у китайцев явно выражено
высокое уважение к социальному
статусу как таковому, поскольку
издревле культ почитания старших
культивируется не только в семье, но
и в социальных отношениях.
Имеется и безболезненно воспринимается
существование верхов и низов, а отсюда
большое уважение не только к власти как
таковой, но и к ее носителям, даже на самых
низовых уровнях. В современной России
не так много людей, которые уважают, предположим,
милиционеров или налоговых служащих.
В Китае такое уважение – это всеобщая
норма. При этом люди, имеющие какие-либо
официальные должности, вполне осознают
себя облеченными властью, отдают себе
реальный отчет. Они воспринимают власть
как некую высшую субстанцию, которую
человек, наделенный ею, проводит через
себя. Если некто в коллективе получил
власть, то у него повышается мера ответственности
за людей, над которыми он эту власть осуществляет.
В последние годы в Китае проходило немало громких дел, связанных с коррупцией. Приговоры были очень суровыми вплоть до расстрелов и пожизненных заключений. И все же для национального менталитета коррупция, особенно на низовом и среднем уровне чиновников, скорее явление не свойственное, наносное. Оно родилось с появление частного бизнеса и находится в основном в этих кругах. Об этом свидетельствует такой факт, что в Китае не принято давать взятки полицейским, дорожным инспекторам, таможенникам и т.д. Коррупция развита прежде всего в верхнем эшелоне власти.
Вообще понятие взятки в Китае особое, не такое как на Западе. Зачастую люди своих «благодетелей» стараются отблагодарить вовсе не деньгами, а как-то иначе. И если чиновнику прямо предложить деньги за решение какого-либо вопроса, то он может даже обидеться. И это тоже особенность китайского менталитета. Характерный пример, подчеркивающий его проявление, - это то, что в китайских ресторанах не приняты чаевые. Хотя, конечно, деньги могут взять, но с недоумением будут смотреть на того, кто их дал.
В Китае очень позитивное отношение к государственной службе и к служению вообще. Общий принцип здесь: «Государь управляет, а чиновник, слуга служит». В Китае, например, большим престижем пользуется служба в армии. И не только в качестве офицерского состава, но даже обычным рядовым. Особенно это стало ощутимо, после того как армия начала переходить на контрактную систему службы. К тому же отслужившим в армии государство предоставляет обширные социальные льготы. В результате сегодня попасть на службу в китайскую армию стало достаточно сложно.
Но чувство собственного достоинства есть не только у тех служб, что пользуются популярностью и авторитетом. Оно имеется практически у любого работника: у уборщика туалета, стюарда, официанта. С вами, например, легко может заговорить носильщик в гостинице (если, конечно, Вы говорите на китайском языке или он на английском). Без подобострастия, но и без вальяжности, а просто с интересом. То есть сегодня китайцы в достаточной мере дистанцируют себя от своей работы, от профессии. Могут осознавать себя как личность. У каждого своя работа, но завтра она может смениться. Если сегодня человека работает продавцом, то это вовсе не означает, что в этом его сущность. Завтра он может стать пекарем или менеджером, оставаясь при этом тем же человеком, который работал продавцом. При этом китайцы в основном очень уважительно относятся к тому, что они делают. Они, как правило, гордятся своей профессией и стараются ее не менять. Хотя, справедливости ради следует отметить, что еще недавно, по меркам исторического времени, в годы «культурной революции» иностранный наблюдатель за китайской жизнью мог бы увидеть совсем иную картину.
Для китайцев важна культивация скромности. Если человек сильный (в любом из проявлений силы), то это не означает, что он непременно будет силу демонстрировать. Считается, что человек, который себя выставляет, гордится, кичится, в конечном счете всегда потерпит поражение. Продемонстрируем это на примере. Как бы мог поступать человек, который играл в бильярд, а проходящий мимо мужчина зацепил его кий и сорвал ответственный удар? Можно предположить все что угодно, кроме, пожалуй, одного – что игрок, у которого сорвали удар, извинится. Но в реальной жизненной ситуации, свидетелем которой был один из авторов, китайский игрок в бильярд повернулся с виноватой улыбкой к тому, кто ему помешал и попросил прощения!
В
Китае у людей значительно
развито чувство долга. Это, по-видимому,
связано с устройством системы
воспитания в целом. Они остро
ощущают взаимосвязь всех процессов:
между людьми своего рода, своей
страны, между живыми и мертвыми,
между всеми живущими на этой планете.
И это все очень логично
и здраво объяснено еще в древних
трактатах. Это часть их культуры.
Любой китаец знает, что такое
ритуал, зачем он нужен и почему
следует поступать нравственно.
Изначально это понимание закладывается
через атмосферу, царящую в семье,
а затем имеет свое логическое
продолжение в системе
Информация о работе Особенности менталитета, обычаи и традиции китайцев