Основы психотехники речи юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Слово «техника» употребляется в разных смыслах, в том числе как совокупность средств, используемых в каком-то труде. Его значение связано с древнегреч. techne — искусственный, искусство, мастерство. Производное от него слово «технология» понимается как «...предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи» [1]. Социальная технология — способ соединения научно обоснованных гуманитарных знаний с социальной практикой, с подходами, способами и средствами работы с людьми. Слово психотехника относится к сфере практической психологии и понимается как научно обоснованные психологические средства, приемы и операции при работе с людьми и решении прикладных задач.

Содержание

1 Психотехника речи……………………………………………………………………3
1.1 Понятие о психотехнике и психологических средствах……………………..3
2 Психотехника построения высказываний……………………………………………4
2.1Прием психологически обоснованной композиции речевого сообщения…..4
2.2 Правила речевой культуры…………………………………………………….6
2.3 Прием варьирования техникой речи в процессе высказывания……………..7
3 Психотехника воздейственности речи……………………………………………….7
3.1 Воздейственность речи и ее основные формы………………………………..7
4 Психотехника речевого доказывания………………………………………………...9
4.1 Прием доказывания ……………………………………………………………..9
5 Психотехника использования речевых средств……………………………………..10
5.1 Прием речевого богатства и культуры ………………………………………....10
Список использованных источников……………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 36.87 Кб (Скачать)


                          Федеральное агентство по образованию

                  Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

 

                 Институт заочного и дистанционного обучения

 

                                                      Кафедра публичного права

             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»

 

                  Основы психотехники речи юриста

 

                Студент

               гр. Д-БЮП 09-085______________________________________Е.А. Морщинина

                Преподаватель    ______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Тында 2010

 

 

 

 

 

 

                                            Содержание

 

 

    1 Психотехника речи……………………………………………………………………3

           1.1 Понятие  о психотехнике и психологических  средствах……………………..3

   2 Психотехника построения  высказываний……………………………………………4

           2.1Прием  психологически обоснованной композиции речевого сообщения…..4 

           2.2 Правила  речевой культуры…………………………………………………….6

           2.3 Прием  варьирования техникой речи в  процессе высказывания……………..7

    3 Психотехника воздейственности  речи……………………………………………….7

           3.1 Воздейственность  речи и ее основные формы………………………………..7

    4 Психотехника речевого  доказывания………………………………………………...9

          4.1 Прием  доказывания ……………………………………………………………..9

    5 Психотехника использования  речевых средств……………………………………..10

         5.1 Прием  речевого богатства и культуры  ………………………………………....10

   Список использованных источников……………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 Психотехника речи

   1.1 Понятие о психотехнике и психологических средствах

 Слово «техника» употребляется в разных смыслах, в том числе как совокупность средств, используемых в каком-то труде. Его значение связано с древнегреч. techne — искусственный, искусство, мастерство. Производное от него слово «технология» понимается как «...предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи» [1]. Социальная технология — способ соединения научно обоснованных гуманитарных знаний с социальной практикой, с подходами, способами и средствами работы с людьми. Слово психотехника относится к сфере практической психологии и понимается как научно обоснованные психологические средства, приемы и операции при работе с людьми и решении прикладных задач.

Техника включает много тонкостей, «мелочей», но подлинное мастерство — всегда тонкости. Мастер всегда подмечает  и учитывает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения. Этим и отличается мастер от ремесленника [2]. 30 процентов опрошенных потерпевших, свидетелей и подозреваемых, с которыми у работников органов прокуратуры, следствия, милиции контакт не получился, к числу причин отнесли: низкую культуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятность и неаккуратность во внешнем облике и одежде, грязь и беспорядок в кабинете,  Владение психотехникой предполагает наличие у профессионала-юриста определенных знаний по психотехнике речи, а также навыков, умений и привычек, которые формируются в процессе систематического использования знаний о них в практике.

К основным психологическим средствам речи относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция, к обстановочно-поведенческим — поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка (последнюю группу можно отнести также к невербальным средствам, но она не связана собственно с самими механизмами функционирования речи, в ней доминируют социально-психологические механизмы и психотехнология специфична). Психотехнология каждой  группы средств имеет свои тонкости, но успех приходит, когда они реализуются говорящим не раздельно, а взаимосвязанно, целостно, ибо таковы объективные закономерности влияния слова.

Прием профессионализации психотехники является основополагающим приёмом, определяющим все другие элементы психотехники речи. Речь разных людей по многим особенностям (региональным, национальным, культурным, образовательным и иным) различается. Одна из особенностей речи определяется профессией человека. Юридическая профессия, отличающаяся не только словарным составом, но и логическим строем, имеет свое особое предназначение. Она — средство решения профессионально-юридических задач, а поэтому эффективна, если обслуживает их решение. Поэтому речь прокурора, адвоката, следователя, сотрудника, несущего патрульно-постовую службу, инспектора по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, представителя правоохранительных органов, выступающего перед населением, обоснованно должна сильно различаться. Можно выделить ряд общих свойств профессионально-юридической речи. Основные из них:

1) Поведенческо-деятельностный характер. Речь, слово в юридической деятельности должны быть не простой передачей информации. Слово не может быть вырвано из системы правоотношений и морали. Его правильность или неправильность всегда несет в себе признаки справедливости—несправедливости, добра и зла, долга и ответственности. Оно воплощает их и без них быть не может. Поэтому к построению речи, к выбору слов прежде всего надо относиться с позиций этих критериев, соблюдая все правовые нормы и нормы морали. Надо чувствовать высокую ответственность за свои слова, ибо это слова представителя власти. Отсюда вытекают и другие требования: культуры, вежливости, уважительности к собеседнику, продуманности;

2) Профессиональная направленность. Т.е. выраженное речевое намерение, нацеленность на решение стоящих задач, а в конкретном случае — стоящей при конкретном разговоре профессиональной задачи: установить психологический контакт, оказать воздействие, убедить, переубедить, установить истину, разоблачить и пр. При этом все возможности речи, как инструмент работы, отбираются и видоизменяются для ее решения;

3) Профессиональная адаптированность — построение речи с полным учетом особенностей человека или группы людей, которым речь адресуется;

4) Правовой профессионализм — умение выражать мысли профессионально, используя профессиональные понятия и термины, строя предложения согласно требованиям кодексов и наставлений, используя профессиональные выражения и речевые обороты;

5) Этичность - доброжелательность, гуманность, соответствие речи моральным нормам и нормам этики и этикета.

 

   2 Психотехника построения высказываний

 

       Свои особенности имеет речевое  сообщение как целое, в котором  воплощается все содержание разговора,  а полное взаимопонимание и  согласие возникают лишь после  того, как будет рассмотрено все  до конца. Существует ряд закономерных  требований и условий психологического  плана, которые воплощаются в  ряде психологических приемов  и операций-правил.

    2.1 Прием психологически обоснованной композиции речевого сообщения

Данный  приём отражает необходимость строить  его продуманно, так, чтобы оно  отвечало специфике данной юридически значимой ситуации и принесло успех.

--- Правило приоритетности цели сообщения. Построить сообщение правильно — значит прежде всего отчетливо представлять его цель. Такой целью всегда выступает юридический, правоохранительный результат, связанный с решаемой работником органов правоохраны профессиональной задачей. Достижению цели подчиняется не только содержание речевого сообщения, но и отбор элементов речи, их комплексирование и особое использование.

--- Правило решаемой психологической задачи. В конечном счете все психологические задачи, приемы, действия, правила речевого сообщения и обмена в деятельности профессионала — не самоцель, в разговоре тем более. Они подчиняются достижению цели, обслуживают процесс получения нужного профессионального результата, обеспечивают его полноту и полное соответствие поставленной цели. Поэтому и вся психологическая технология определяется целью и психологической задачей. Такими психологическими задачами, решаемыми в деятельности профессионалов юридических органов с помощью речи, могут быть: достижение отношений взаимопонимания и стремления к установлению истины, снятие психологических барьеров, мешающих этому и могущих иметь место у партнера по разговору, правомерное психологическое воздействие, согласие с требованиями и решением профессионала органов правопорядка, достижение психологического контакта в интересах установления истины и др. Правильный отбор психологической задачи или задачи, отвечающей цели, и составляет суть выполнения данного правила. Каждая из задач реализуема при использовании соответствующих психотехник, речевых и неречевых средств в комплексе.

--- Правило содержательной и смысловой проработки задачи. Отбор содержания (о чем говорить?) строго подчиняется психологической задаче и цели. «Сорные мысли несравненно хуже сорных слов», — писал П. Сергеич [3]. Планируемое и реализуемое содержание разговора верно, если оно строго логично и структурированно, т.е. складывается из последовательной цепочки вопросов и подвопросов, находящихся в «сцеплении» между собой и обоснованно перетекающих один в другой. Выстраивая логику, профессионалу надо идти к решению задачи и достижению цели, «идя от» собеседника-гражданина: как он будет понимать и воспринимать то, что я собираюсь говорить или спрашивать; что и как надо изменить в их психике, чтобы решить задачу; какие психотехнические средства надо использовать для этого. У многоопытного юриста все логично, все к месту, ничего лишнего. Но молодому, овладевающему высотами профессионализма, не следует жалеть время на то, чтобы делать все это тщательно. Полезно, например, тщательнейшим образом разработать план допроса, наметить логический ряд вопросов и подвопросов, продумать их взаимосвязь, последовательность, достаточность и одновременно отсутствие лишнего, уводящего в сторону, сопровождать их одним или несколькими рисунками-схемами связей, знакомств, точек соприкосновения эпизодов, показаний разных лиц, проходящих по делу, по какому-то сложному, противоречивому и требующему установления истины вопросу и т.д. Рассматривая написанное и нарисованное, оценивать его целостность и логичность, вносить коррективы, переписывать заново, если надо.

--- Правило лексической проработки задачи. Хорошо сказать — не только ответ на вопрос «о чем сказать?», но обязательно и «как сказать, какими словами?». Это во многих случаях важно, но в юридической деятельности особенно. Слова следует подбирать так, чтобы точно выразить содержание и реализовать задумки, чтобы у партнера по общению не вызвать реакций, которые сорвут разговор.

--- Правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенностям собеседника. Общие требования к словам и выражениям — требования правовые и культурные, но чтобы сделать речь понятной для конкретного собеседника, разумно ее упрощать. В разговорной практике работников органов правоохраны нередко употребление слов служебного сленга и уголовного жаргона, даже разговор на «блатном языке». Вряд ли это правомерно при выполнении официальных действий, регулируемых Уголовно-процессуальным кодексом, но дает результаты при речевом контакте с закоренелыми представителями уголовного мира. У них возникает представление об определенной психологической «ниточке», связывающей с ними работника правоохранительного органа, о его хорошей осведомленности о их жизни, о том, что он может их понять. Иногда это помогает решить в разговоре определенную задачу.

 

    2.2 Правила речевой культуры

 Речь работника органов правоохраны при официальном разговоре с гражданами должна отвечать требованиям государственно-правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового общения.

Правило нормативной  вежливости обязывает всегда соблюдать требования соответствующих правовых документов.

 Правила речевого этикета — требование соблюдения культурных правил речевого поведения, принятых в обществе. Многие из них непосредственно связаны с обычными действиями профессионала и выражаются в:

--- правило приветствия («Здравствуйте...»),

--- правило представления (например, «Инспектор... дивизиона дорожно-патрульной службы капитан милиции Иванов»);

--- правило культурного обращения («Вы», а не «ты» и пр.);

--- правило приглашений, пожеланий, просьб («прошу Вас явиться...», «настоятельно советую Вам», «желаю Вам» и пр.);

--- правило выражения одобрений («я рад», «спасибо», «благодарю» и пр.),

--- правило тактичного выражения неодобрения («к сожалению», «мне неприятно, но мой долг обязывает»); 

--- правило извинения при допущении ошибок;

--- правило прощания.

Правило правовой языковой культуры предполагает свободное владение профессиональным юридическим языком, построением выражений, точным знанием многих законов и иных нормативных документов.

Правило общей языковой культуры обязывает максимально использовать богатства родного языка, его словарного запаса, речевых оборотов. Хорошо, когда речь юриста насыщена к месту живыми высказываниями, народными пословицами и поговорками, уместным цитированием мыслей и высказываний выдающихся людей, выдержками из стихотворений, поучительными фактами и пр. «Знание есть монета свободного обращения, и хорошая мысль, хотя бы сказанная и написанная давно, не умирает», — писал П. Сергеич [3]. Особым богатством должна отличаться речь адвоката, сотрудника кадрового аппарата, ответственного за работу с персоналом, тех работников, которым часто приходится выступать в средствах массовой информации и перед населением и др.

Правило смысловой  культуры заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения по принципу «словам должно быть тесно, а мыслям просторно».

   2.3 Прием варьирования  техникой речи в процессе высказывания 

Его основаниями  выступает необходимость заботы о том, чтобы все средства речи не только использовались, но и варьировались  в полном соответствии с ее содержанием.

Правило разнообразия заключается в рекомендации намеренно разнообразить психотехнику речевого высказывания, делая это, конечно, в согласии с его логикой и содержанием. Плохо говорить только языком статей и инструкций, только в тоне обвинений, только утверждений без доказательств, только ровным невыразительным тоном (в свое время А.С. Макаренко говорил, что если все и все время говорили бы с ним ровным и спокойным голосом, он бы, наверное, повесился), только перечислением цифр или зачитыванием извлечений из протоколов.

Информация о работе Основы психотехники речи юриста