Основы невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Невербальное общение — общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система общения включает в себя:
• жесты;
• мимику, позы;
• кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделени

Содержание

Основы невербального общения. 2- 5 стр.
Основы дипломатического протокола: Венская конвенция о дипломатических сношениях, символы суверенитета. 5-10 стр.
Список использованных источников и литературы. 11 стр.

Работа содержит 1 файл

Вариант 8.docx

— 36.02 Кб (Скачать)

     Примеры становления дипломатического протокола, или "посольского обычая", как  его называли в прошлом, содержит и история России. В XV—XVII веках в этом "обычае" было много своеобразия; в нем соединялись представления об идеале государства и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, церемониальные нормы удельных княжеств и элементы ритуала монгольских ханств и стран Западной Европы. Все составные элементы этого "обычая" были нацелены на укрепление престижа государства, имели смысловую нагрузку.

Прием иностранных  послов во дворце обставлялся особым церемониалом; царь восседал на троне  в "саженой", то есть усаженной  золотом и самоцветами шубе, с  золотыми цепями на груди; "большое" царское платье было неимоверно тяжелым.

     Особую  роль играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели: "У нас издавна того не ведетца, - заявил Иван IV английскому послу через бояр в 1584 году, — что нам, великим государем, самим с послы говорити". Тот же Иван IV в связи с назревавшей ливонской войной принял все же литовского посланника, предварительно облачившись в военные доспехи с целью наглядной демонстрации силы. Петр I среди многих великих дел заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.

Необходимость систематизации норм дипломатического протокола ощущалась уже в  далеком прошлом. Отсутствие соответствующих  общепринятых правил в период становления  и расцвета в раде стран Европы феодально-абсолютистских монархий создавало немало поводов для серьезных конфликтов. За внешними мелочами церемониала скрывались серьезные проблемы государств, их политики, престижа верховной власти. С целью упорядочения норм протокола в России в 1774 году был выработан "Церемониал для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе" - первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола. В 1827 году были изданы "Высочайшие утвержденные этикеты при императорском российском дворе", которыми определялся порядок встреч и проводов иностранных послов, аудиенций (Никифоров Д. С., Борун-ков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР: принципы, нормы, практика. М.: "Международныеотношения", 1988, с. 40—43).

     Менялись  времена, а с ними формы протокола, но всегда за условностями церемониала  стояли вопросы большой политики государств, престижа власти. Можно  с уверенностью сказать, что едва ли удастся найти какую-либо значимую внешнеполитическую акцию, которая  реализовалась бы без использования норм и правил дипломатического протокола. С его строгим соблюдением осуществляются государственные визиты, в том числе проходят встречи на высшем уровне; назначаются главы дипломатических представительств; происходит вручение верительных и отзывных грамот; проводятся разные виды дипломатических приемов; ведется дипломатическая переписка; происходят прием и проводы официальных делегаций; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются международные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события; соблюдается этикет гимна и государственного флага. В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т.д. Сферой применения дипломатического протокола является также ООН и другие международные организации. В протоколе этих организаций есть своя специфика, однако, в его основе лежат общепринятые нормы.

     Правила протокола в настоящее время  кажутся несколько старомодными, — отмечал известный французский  дипломат Ж.Камбон. — Но не соблюдать их "так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обуви при входе в мечеть... В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках" (Камбон Ж. Дипломат. М., 1946, с. 53).

     По  своему назначению протокол является международной категорией — его  основные положения должны соблюдаться  более или менее одинаково  всеми государствами. И хотя не существует каких-либо единых письменных или устных норм международного права, в полном объеме обязывающих государства  к этому, последние стремятся  следовать общим нормам, внося  их нередко в свои акты внутреннего  законодательства, руководствуясь также  принципом международной вежливости". Вместе с тем неоднократно предпринимались  попытки придать юридическую  силу хотя бы некоторым нор-мампротокола, инкорпорировать их в действующее международное право.

     Так по вопросу определения старшинства  между главами дипломатических  представительств состоялись специальные  постановления Венского конгресса  от 19 марта 1815 г., подводившего итоги  наполеоновским войнам, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 г. Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет. 18 апреля 1961 г. в Вене в результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.

В то же время  протокол достаточно гибок, и в рамках общепринятых норм допустимы вариации с учетом состояния отношений  между странами, социально-экономического строя и идеологии, национальных и религиозных особенностей и  исторических традиций. Возможны большая  или меньшая официальность, торжественность, повышение или снижение уровня представительства, количества участников официальных  церемоний и т.п. В Индии, например, существует красивый обычай надевать на прибывающего встрану почетного гостя венок из цветов. Во многих, прежде всего славянских странах преподносятся традиционные "хлеб-соль". На острове Бали (Индонезия) применяется колоритный религиозный ритуал, в ходе которого отгоняются "злые духи" от прибывших гостей. Необходимо, однако, всегда проявлять осторожность, исходя из того, что каждое отступление от общепринятых правил будет обязательно замечено и соответствующим образом оценено.

     Развитие  средств транспорта и связи, прогресс в электронике, повсеместная компьютеризация  и другие достижения научно-технического прогресса ускоряют темп дипломатической  жизни, неизбежно сказываются на общей тенденции к рационализации и демократизации протокола, изменению  некоторых церемониальных элементов, отказу от помпезности (во многих странах, например, отменен орудийный салют  при встречах и проводах глав государств, упрощена процедура вручения верительных  грамот и т.д.). Изменения могут вызываться необходимостью экономии времени государственного руководства, бережным отношением к расходованию денежных средств. Однако неизбежные с течением времени перемены в протоколе не должны затрагивать его основополагающих норм, связанных прежде всего с принципами суверенитета государств, их равноправия в процессе международного общения, невмешательства во внутренние дела друг друга.

     Венская конвенция о дипломатических  сношениях — один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Согласно ст. 51 Конвенции, она вступала в силу на тридцатый день после сдачи  на хранение двадцать второй ратификационной  грамоты или акта о присоединении  Генеральному секретарю Организации  Объединённых Наций. Это произошло 24 апреля 1964 года.

Конвенция состоит  из 53 статей и включает также два  факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических  представительств и членами семей  этих сотрудников, живущими вместе с  ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или  применения Конвенции Международным  Судом.

На 2010 год в  ней участвуют 186 государств, в факультативном протоколе о приобретении гражданства  участвуют 51 государство, об обязательном разрешении споров — 66 государств.

Российская  Федерация, являясь правопреемником  СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует  в данной Конвенции. При этом со стороны  СССР при ратификации была сделана  оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала  дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме  того, Советский Союз сделал заявление  по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер. Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООН стать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, были отстранены ряд социалистических стран — ГДР, МНР, КНДР и ДРВ.

     Государственный герб

Герб — один из основных символов государственного суверенитета. Он украшает здания на официальных  государственных резиденциях, помещается на официальных государственных  бланках и документах. Уважение к гербу оказывается наравне с государственными флагом и гимном. Любые формы проявления неуважения к государственному гербу являются оскорбительными и во многих странах преследуются по закону.

В России в качестве государственного герба принято  изображение двухглавого орла с тремя историческими коронами Петра Великого. Положение о Государственном гербе Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации № 2050 от 30 ноября 1993 года.

Как правило, в  большинстве стран существуют определенные ограничения и правила применения изображения государственного герба  на бланках или в иных случаях. Это является прерогативой органов  официальной государственной власти.

Свои гербы  существуют не только у государств, но и у отдельных городов, государственных  органов, государственных образований. Есть свои гербы и у отдельных  фирм и у физических лиц. Что касается физических лиц, то наличие у них  фамильного герба в практике многих стран свидетельствует о древности  их рода, часто о принадлежности к дворянству. С древних времен действует правило обязательного  уважения к гербу. Неуважение к гербу  рассматривается как одно из самых  тяжких оскорблений.

     Государственный флаг

Государственный флаг является символом государства. Существует международный протокол флага, которого следует строго придерживаться (особенно если вы пригласили иностранных гостей). Всякое неуважение, проявленное в  отношении государственного флага  иностранного государства, рассматривается  как сознательное оскорбительное действие, направленное в адрес этого государства. Есть даже государства, согласно протоколу которых перевернутый флаг символизирует состояние войны.

При одновременном  вывешивании флагов нескольких государств размеры полотнищ должны быть одинаковыми. Флаги вывешиваются в ряд и  на одном уровне. Нельзя вывешивать два флага на одном флагштоке  — один над другим. Почетным считается  первое место в ряду или в центре ряда. По общему правилу государственный  флаг страны–гостя имеет право занимать наиболее почетное место, т. е. он должен быть первым, если вывешиваются два  флага, и в середине, если флагов несколько. Чаще всего флаги иностранных  государств при одновременном вывешивании размещают по алфавиту в соответствии с названием государств (по латинскому алфавиту или по алфавиту языка страны, где вывешиваются флаги).

Государственный флаг поднимают с восходом солнца и опускают с заходом. Если флаг должен висеть несколько дней, то его обязательно  опускают каждый вечер и каждое утро поднимают вновь. Флаг поднимают  быстро, а опускают медленно. В дни  траура флаг приспускают, то есть поднимают  на середину флагштока. Флаг не должен касаться земли, пола, воды. Вывешиваемый флаг должен быть всегда в хорошем  состоянии.

Не следует  использовать небольшой по размеру  флаг на высоком флагштоке и наоборот. Оптимальным считается соотношение  ширины флага и высоты флагштока 1:6. На стене официального учреждения флаг вывешивается в развернутом виде полотнищем вправо от спины сидящего за столом, а если устанавливается на специальном флагштоке, то — по правую руку.

В некоторых  странах сложилась хорошая традиция с малых лет воспитывать у  граждан уважение к государственному флагу. В США, например, каждый день перед занятиями в школах происходит торжественный подъем флага. Законодательством  многих стран предусмотрено наказание  за надругательство над флагом и  даже за неуважительное к нему отношение.

Государственный флаг — наша история, символ единения народа, символ родины. И относиться к нему с почтением, глубоким уважением  — обязанность каждого гражданина своей страны.

     Государственный гимн

Государственный гимн наряду с гербом и флагом является одним из важных символов государственного суверенитета государства. Как правило, это торжественная песня, исполняемая  во время официальных государственных  мероприятий, праздничных торжеств, при встрече и проводах государственных  делегаций, гостей.

При исполнении государственного гимна все присутствующие встают. Военнослужащие отдают честь, гражданские лица стоят без головных уборов, прямо, опустив руки, или  же прикладывая правую руку к сердцу.

В Российской Федерации  вопросы, связанные с исполнением  Государственного гимна России, регулируются принятым Президентом Российской Федерации 11 декабря 1993 года Указом № 2127, утвердившем  Положение о Государственном  гимне Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 
 

«Венская конференция по вопросу о дипломатических сношениях и иммунитете» /А. П. Мовчан, Н. А. Ушаков.//Советское государство и право. -1962. - № 2. - С. 114 – 121 

Информация о работе Основы невербального общения