Общение как нравственная ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Работа содержит 1 файл

проф.этика готово.doc

— 133.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общение как нравственная ценность 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оглавление 

 

        Введение

    Нравственная  культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

    Личность  аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

    Задача  формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 1. Нравственная культура личности. Теория

    Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется  прежде всего  в нравственной культуре личности. Она представляет собой  совокупность и меру  развитости  нравственного  сознания  и  мировоззрения,  нравственных качеств, полноту и  последовательность  их  проявления  в  саморегуляции,  в поведении, общении и деятельности личности.

    Структуру нравственной культуры личности составляют:

    а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре;  чести  и т.д.;  нравственные  чувства  и  эмоции,  нравственная  воля,   нравственные ценности);

    б) развитость нравственного  мировоззрения  (нравственные  идеалы,  нормы  и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

    в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное  отношение к людям, сострадание, сочувствие,  справедливость,  совестливость,  доброта, честность, достоинство, чувство и понимание  долга, ответственность и др.);

    г) последовательное  проявление  нравственных  качеств,  соблюдение  норм  и  принципов морали.

    По  содержанию  нравственная  культура  личности  во  многом   совпадает   с нравственной  культурой  общества  или  группы.  Но  она  может  существенно отличаться от них субъективностью  осмысления  и  выражения,  доминированием тех  или  иных  нравственных  ценностей,  направленностью.   Так,   «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к  другим  людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть  выражено  и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает  данный  императив.

    Один  трансформирует  его  только  к  семейным  отношениям,   другой   -   к неофициальным  межличностным отношениям, третий - к   профессионально-служебным. Таких  вариантов  может  быть  достаточно  много.  Тем  не  менее ценность и смысл данного правила-нормы  сохраняются,  остаются  понятными  и востребованными.

    Отличие нравственной культуры личности от культуры  общества  состоит и в том, что антикультурные,  безнравственные позиции,  поведение и проступки имеют место прежде  всего у отдельного  человека.  Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь  влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия. 

1.1 Мораль

    Слово " нравственность " означает в  современном языке примерно то же самое,  что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

    Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

    Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                 

    Можно сказать,  что  мораль  держится  на  трех важнейших основаниях.

    Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые  сложились в данном  обществе, в среде данного класса, социальной  группы.  Человек  усваивает  эти  нравы, традиционные  нормы  поведения,  которые  входят  в   привычку,   становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении,  мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так  принято"  или  "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я",  "так  исстари  велось", "наши отцы и деды так поступали и мы  будем так же".  Важность  подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не  принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

    Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с  помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение  личности, приучает  ее  соблюдать  моральные  нормы.  Орудиями  общественного   мнения являются  с  одной  стороны,  честь,  доброе  имя,  общественное  признание, которые становятся следствием  добросовестного  выполнения  человеком  своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного  общества;  с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

    В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной  личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных  интересов.

    Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил  поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека,  становления  и утверждения человеческой личности.

    Трудности  изучения  морали  обусловлены  тем,  что  они  связаны  с  очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения  сформированы на  социальном  уровне,  там,  где  психические   переживания   связаны   с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений  в  ясно  выраженной форме нет и быть не  может,  ибо  моральные  отношения  -  это  психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

    Сложности  возникают  и  тогда,  когда  мы  стремимся  локализовать  мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это  не  удается.  Дело  в том, что мораль обладает все проникающей способностью, а не  локализована  в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д.  Одно  и то же действие может оказаться моральным,  аморальным,  внеморальным  -  все зависит от  того,  выражает  ли  оно  отношение  человека  к действующей в обществе  системе  ценностей.  Вообще  надо  сказать,   что   нравственность,   моральность   или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от  поступков  и  действий человека. Любой человек может на словах  наделять  себя  любыми  качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о чем он  говорит.  Однако  лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может  подтвердить  или опровергнуть его утверждение.

    Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый  человек, но и каждый класс, социальный  слой  и  социальная  группа  общества  всегда пытаются использовать мораль  в  идеологических  целях,  приспособить  ее  к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.  

1.2  Философия добра и зла

    Что есть нравственность? Примем, что это  примерно то же, что "нравственная жизнь", а нравственная жизнь- это просто человеческая жизнь, личная и общественная, если смотреть на  нее  в  свете нравственных правил. Нравственная жизнь становится предметом науки, научного исследования. Если мы исследуем  факты  нравственной жизни индуктивным методом, исходя из опыта, получится  так  называемая наука о морали. Она берет существующие нравственные  нормы и устанавливает, что в данном обществе или в данной  исторической эпохе считают или считали добром или злом. Наука о морали не  определяет, что добро, а что - зло. Этим занимается этика,  которая подходит к нравственной жизни не с описательной, а с нормативной точки зрения1.

    В этическом отношении добро и  зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

    Объективность содержания означает, что в нем  сконцентрировано то, что есть в  реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

    В широком смысле слова добро и  зло обозначают положительные и  отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой2.

    В историческом развитии ценностного  сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае — это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом — есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.

    Добро в этом втором абсолютном значении — моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности — к идеалу. Зло есть противоположность добра.

    Итак, содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него. Зная, что в истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства, легко представить концептуальное разнообразие в трактовках добра и зла. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемого в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствующее обстоятельствам и противоречащее им и т.д.

Информация о работе Общение как нравственная ценность