Моральные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Моральные ценности добра. 2
2. Моральные ценности зла. 4
3. Моральные ценности долга. 6
4. Моральные ценности совести. 9
5. моральные ценности чести и достоинства. 10
заключение 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17

Работа содержит 1 файл

Моральные ценности реферат.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Роль совести особенно важна, когда человек находится  перед моральным выбором, а внешний  контроль со стороны общественного  мнения или исключается, или затруднен.

 

  1. моральные ценности чести и достоинства.

 

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие  между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при  оценке этих качеств.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных  и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного  значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Категории чести и достоинства  определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в древней Греции и  древнем Риме понятия чести и  достоинства соизмерялись с уважением  к личности, соотносились с моралью  и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и  народов, характеризуя далеко не в малой  степени их общественные взгляды  и направления деятельности.5

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой  могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений  людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства  имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего  человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане  говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства  не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия  чести разграничивают чувство чести  от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия  чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим  от индивидуального человека, а принадлежащим  нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная  категория, направленная от общества к  личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается  в способности человека оценивать  свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых  в данном обществе расценивалось  бы как бесчестье, и в его способности  действовать в соответствии с  принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести  всегда неразрывна с социальной, подчиняется  и обуславливается последней  и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые  оценивают его поступки, от общественного  мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или  иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные  деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить  изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким  образом, приходится волей-неволей  примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках  по-своему. Он не может подчиниться  началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны  общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего  нравственного совершенствования. Разные последствия для того или  иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с  появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные  члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При  этом общественная оценка не зависит  от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о  чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется  объективный характер категории  чести. Но нельзя отрицать возможности  формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в  сознании других людей, общественная его  оценка, положительная репутация  человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория  достоинства. Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь  чести и достоинства вполне объяснима  и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает  его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного  человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с  точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также  обладает определенной ценностью и  безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и  честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что  как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями  и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще  и как сознание и чувство собственного достоинства.

Эти субъективные стороны  достоинства представляют собой  осмысление и переживание человеком  своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются  общественными отношениями и  зависят от них.

Признание обществом достоинства  личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она  обладает. Все, что аморально в  человеке, осуждается обществом. Чем  сильнее развито в человеке чувство  уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и  т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую  оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с  первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение  с тем коллективом в котором  он находится: сад или школа, ВУЗ  или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между  собой имеют неразрывную связь  в силу того, что в их основе лежит  единый критерий нравственности. Между  тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой  лица и его самооценкой, между  честью и достоинством существуют и  различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что  достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

В общем виде достоинство  представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может  рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно  полезными свойствами.

Категории честь и достоинство  вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и достоинство, в  частности, граждан не одинаковы, поскольку  не одинаковы их заслуги перед  обществом. Содержание чести и достоинства  любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно с честью и  достоинством стоит и такое понятие, как репутация.

При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве  личности исходит из принципа равенства  всех людей в моральном отношении  и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает  людей, что тем или иным образом  находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие  репутации в известном смысле совпадает с понятие чести  в ее внешнем, объективном значении.

 

заключение

 

Деловые отношения является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми. Вечным и одним  из главных регуляторов этих отношений  выступают этические нормы, в  которых выражены наши представления  о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и  неправильности поступков людей. И  общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником  или коллегами, каждый так или  иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как  человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает  в общении, он может как облегчить  себе деловые отношения, сделать  их более эффективными, помочь в  решении поставленных задач и  достижении целей, так и затруднить эти отношения или даже сделать  их невозможными.

Под деловыми отношениями  понимаются отношения, обеспечивающие успех какого-то общего дела, создающие  условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для  них цели. Деловое общение содействует  установлению и развитию отношений  сотрудничества и партнёрства между  коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками  и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих  целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и  достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идёт об интересах физических и юридических  лиц.

Знания личности позволяют  определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения  с конкретным человеком.

Но для обеспечения  высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических  знаниях.

Так, нужно обязательно  учитывать, что в процессе общения  между партнерами, коллегами может  возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование  словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных  обязанностей.

Этика деловых отношений  основывается на таких правилах и  нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл  этих правил и норм - укрепление взаимного  доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация  партнера. Практика деловых отношений  разработала немало кодексов чести  предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983. C. - 396
  2. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск, 1979. С.-258
  3. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. ов. энцикл., 2010. С.-1012
  4. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979.-С.-541
  5. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.С.278
  6. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. «Этика» М. 1998 г. С.369
  7. Золотухина–Аболина Е.В. «Курс лекций по этике» Р-н-Д. 1999 г. С-210
  8. Кондрашов В.А. «Этика» Р-н-Д. 1998 г. С.325

1 Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. «Этика» М. 1998 г.

2 Золотухина–Аболина Е.В. «Курс лекций по этике» Р-н-Д. 1999 г.

3 Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. ов. энцикл., 2010.

4 Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М. ов. энцикл., 2010.

5 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983.


Информация о работе Моральные ценности