Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:53, контрольная работа
Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Моральные ценности добра. 2
2. Моральные ценности зла. 4
3. Моральные ценности долга. 6
4. Моральные ценности совести. 9
5. моральные ценности чести и достоинства. 10
заключение 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Моральные ценности добра. 2
2. Моральные ценности зла. 4
3. Моральные ценности долга. 6
4. Моральные ценности совести. 9
5. моральные ценности чести и достоинства. 10
заключение 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 17
Моральные ценности — один
из основных способов нормативной регуляции
действий человека. Моральные ценности
охватывают нравственные взгляды и
чувства, жизненные ориентации и
принципы, цели и мотивы поступков
и отношений, проводя границу
между добром и злом, совестливостью
и бессовестностью, честью и бесчестием,
справедливостью и
Моральные ценности направлены на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.
В данной контрольной работе я раскрою лишь несколько видов моральных ценностей.
В повседневной жизни мы
нередко используем слово «добро»
и несмотря на лексическое единство
(«доброе вино» «одобрение» и.
Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
В безрелигиозном сознании
добро (благо) рассматривается только
как результат нашей оценки, т.е.
некоей субъективной позиции. В религии
же добро выступает
Понятие добра соотносится с двумя понятиями – доброты и добродетели. Добрым мы называем человека, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добродетелями мы называем нравственно – похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно отличаются.
Так, например, главными добродетелями греческого мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к тем же добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступает смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.
В рамках одной и той
же моральной системы разные добродетели
выражают разные формы добра. Так
добродетелями одновременно является
смирение и мужество, доброта и
строгость, щедрость и бережливость,
справедливость и великодушие. Каждое
общество и каждая культура вырабатывает
ряд приёмов, которые позволяют
сформировать в членах сообщества эти
высокоценимые моральные
Добро всегда должно быть бескорыстно. В противном случае это не добро, оно должно быть щедрым, и не требовать вознаграждения, а лишь на него надеяться. Настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедро отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо всё это иметь в изобилии в душе и не бояться, что, истощившись, сам останешься без него. Истинное добро творится без расчётов, из самой потребности изливать любовь, дарить её миру и людям.
Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Зло есть противоположность добра.
Зло существует в мире в трёх видах. Первое – физическое или природное, зло. Это все естественные стихийные силы, которые разрушают наше благополучие. Исторически природное зло не зависит от человеческой воли и сознания, биологические и геологические процессы происходят помимо человеческих желаний и действий. Впрочем, издревле существовали учения, утверждавшие, что именно негативные человеческие пороки создают особые вибрации на тонких уровнях мироздания, которые провоцируют и вызывают природные катаклизмы.
2Таким образом, духовный мир людей оказывался существенно связанным с якобы чисто природным злом. Подобный взгляд находил выражение и в религии, которая всегда говорила, что физические несчастья, нежданно свалившиеся на людей – это результат Божьего гнева, ибо люди натворили столько безобразий, что последовало наказание. В последствии оказалось, что многие явления природного зла прямо связанны с масштабной деятельностью человека.
Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах. Совершается оно с участием человеческого сознания, но всё таки во многом помимо его воли. Так социальное отчуждение, которое находит выражение в классовой ненависти, насилии, тяжёлых чувствах зависти, презрения, рождается из объективного процесса разделения труда, который неизбежно приводит к частной собственности и эксплуатации, после чего происходит объективное противостояние интересов – борьба за земли, источники сырья которые оборачиваются агрессией, войнами, в которые оказываются втянуты множество людей помимо их собственной воли. Социальные катаклизмы начинаются так же стихийно и неконтролируемо, как бури, и тяжелейшее колесо истории безжалостно проезжает по тысячам и миллионам человеческих судеб, ломая и калеча их. Результатирующая, возникающая из взаимодействия и столкновения многих воль, обнаруживает себя в исторических событиях как слепая и могучая сила, которую не укротить индивидуальным усилием, не отвести от себя. Можно быть образцово–нравственным, хорошим порядочным человеком, но волею судеб оказаться в эпицентре социального зла, каковым являются война, революция, рабство и т. д.
Третий вид зла –
зло субъективное по происхождению,
собственно нравственное зло. Нравственным
или моральным злом называется зло,
которое совершается при
К враждебности относится
стремление к разрушению, агрессия,
насилие, гнев, ненависть, желание гибели,
подавление других. Враждебность активна,
энергична, она стремиться уничтожить
чужое бытие и благополучие. Враждебно
настроенный человек
Однако общество часто одобряет и направляет враждебность, награждает и прославляет за неё.
Распущенность – другая разновидность морального зла – объединяет такие человеческие пороки: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. Вся история развития морали и моральной философии – это упорная и настойчивая борьба с распущенностью.
Даже знаменитый философ Фридрих Ницше говорит о том, что жестокость, агрессивность, безжалостность – нормальное проявление воли к власти, которая свойственна не только человеку, но и всей природе.
В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности.
Но моральное поведение
осуществляется не автоматически. Поэтому
долг необходимо включает в себя осознание
своей ответственности перед
другими людьми, перед обществом,
перед самим собой. Иначе говоря,
в долге осмысляется, переживается
отношение человеческой личности к
другим (ближним и дальним), к обществу,
Тиру через призму высших моральных
ценностей. Добродетель, писал В.Соловьев,
есть "должное отношение ко всему".
А должное отношение
Сознание долга играет
очень важную роль в общественной
жизни. При утрате или ослаблении
чувства долго деградируют
У индивида существуют не только нравственные потребности, нё только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными и другими потребностями нет серьезных противоречий. Но здесь возникает вопрос: В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется доброта человека?. Например, продавец внимательно обслужил клиента. О чем это говорит? О его высокой моральности? Или о том, что ему это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить "чистоту" морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку и любовь ребенка к матери "отягощена" склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду.
Подобный формализм не
учитывал того обстоятельства, что
добрые поступки, добро существуют
не в чистом виде, а реализуются
в самых различных видах
Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и облагораживают все другие влечения человека.
Чем же обусловлена обязательность
требований долга? Ответ на этот вопрос
зависит от мировоззренческих установок
личности. Для верующего эта
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Совесть - категория этики,
характеризующая способность
Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.4
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.