Мораль ее сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого "ни стыда, ни совести", не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то, сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь "нередок феномен "неосознанного сознания" - сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании". Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках "терпимого" для окружающих. Выход за пределы "терпимого" ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3

Глава 1. «Понятие мораль и ее происхождение». ……………….. 5

1.1. Происхождение морали. Историческое развитие морали…... 5
1.2. Специфика морали…………………………………………….. 9

Глава 2.«Структурно - функциональный анализ морали»…….. 11

2.1.Свойства морали………………………………………………... 11
2.2.Структура морали………………………………………………. 12
2.3.Функции морали. ………………………………………………. 14

Заключение …………………………………………………………. 18

Список литературы…………………………………………………. 19

Глоссарий…………………………………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

реферат мораль - копия.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

       Область морали объединяет огромное  множество разнообразных явлений  и представляет собой некое  единство противоположных определений  – она и естественна, и сверхъестественна,  и объективна, и субъективна, и сфера необходимости, и область свободы, и целесообразна, и бескорыстна, самодостаточна.

         Моральное отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступает в единстве. Только условно при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности, а в реальной жизни они взаимопроникают и обуславливают друг друга. 

      Выделение отдельных функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует, и.т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. 
 

Список  литературы 
 

  1. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали. Последствие  к дискуссии // Вопросы философии. -2010.- №  2.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – Гардарики, 2002.-472с.
  3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В.   Этика. Учеб. пособие для студентов вузов.: Минск, 2001.- 368с.
  4. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетка. – Ростов н/ Д, 1998.-512с.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-Москва, 2007-1200с.
  6. Попов Л.А  Этика: Курс лекций.- Москва, 1998.-160с.
  7. Словарь по этике / под. ред. И.С. Кона - Москва, 1983.-445с.
  8. Этика: Учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Минск, 2002.-509с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий 

  1. Гуманизм- 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление.
  2. Идеал нравственный- понятие морального сознания в к-ром предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представление о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетель)
  3. Мораль- 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
  4. Моральная оценка- одобрение или осуждение моральным сознанием  различных явлений социальной деятельности, при котором оно устанавливает соответствие и несоответствие поступка, черт характера личности, общественного образа жизни определенными моральными требованиями.
  5. Норма- одна и наиболее простых форм нравственного требования выступает в двояком виде- как элемент моральных отношений и как форма морального сознания.
  6. Нравственность- внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
  7. Обычаи- вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных  обстоятельствах.
  8. Отношение моральное- особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.
  9. Поведение- Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.2) Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.3) Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
  10. Принципы моральные – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования  выражаются наиболее обобщенно. Принципы раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
  11. Традиции- 1) То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.).2) Укоренившийся порядок в чем-л.; обычай.
  12. Ценности моральные- одно из форм проявления моральных отношений общества. Под Ц. понимается: 1) нравственное знание, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики  общественных институтов. 2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, моральные нормы, принципы, идеалы, понятие добра и зла, справедливости, счастья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первые  моральные требования существовали в виде табу- запретов в первобытном обществе. []

         На основе табу с течением  времени сложились многовековые  обычаи и традиции. Часть из  них оценивается как нравственные: уважение к старшим, почтение  к предкам, взаимопомощь в труде,  храбрость в сражении и.т.д. т.е нормами тогдашней морали являлись первобытные равенство и коллективизм []

         В античную эпоху, с возникновением  неравенства и рабства видоизменяется  мораль. На смену единой для  всех морали первобытного общества  приходит мораль, разделяющая людей: рабство было не только проявлением социального неравенства, но и нравственной проблемой. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, как свобода. Неравенство начало рассматриваться как естественная и справедливая форма человечески отношений. Первобытный коллективизм сменился индивидуализмом.

          В эпоху Средневековья религиозная  христианская мораль, зародилась  как идеология угнетенных и  гонимых, стала господствующей. В  ее основу легло представление  о Боге как высшем благе и источнике всего сущего. Характерной чертой духовной жизни этого периода был приоритет религии и церкви. В области морали  это проявлялось в том, что церковь выступала с проповедью единства, примирения богатых и бедных. Одним из интереснейших моментов в развитии морали – проявление в эпоху Средневековья светской морали, возникшей на основе христианской, но существующей независимо от нее, параллельно ей. В ее рамках, в свою очередь, выделялись рыцарская мораль и придворный этикет.

           Новую, свежую струю в истории морали внесла эпоха Возрождения. Главным принципом она провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку – принцип гуманизма, который проявился прежде всего в ориентации  на самоценность и свободу человеческой личности. []

            Новое время принесло все большие  изменения в моральное сознание, поведение и нравы людей. Поэтому  способствовали и оформление  индивидуальной цивилизации, и  первые буржуазные революции,  появление новых классов и  социальных групп. Нравственный  идеал воплощается в образе энергичного делового человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе. 
     
     
     
     

Информация о работе Мораль ее сущность и специфика