Область морали объединяет огромное
множество разнообразных явлений
и представляет собой некое
единство противоположных определений
– она и естественна, и сверхъестественна,
и объективна, и субъективна, и
сфера необходимости, и область свободы,
и целесообразна, и бескорыстна, самодостаточна.
Моральное отношения, моральное сознание
и нравственное поведение личности всегда
выступает в единстве. Только условно
при анализе структуры морали их можно
рассматривать в отдельности, а в реальной
жизни они взаимопроникают и обуславливают
друг друга.
Выделение отдельных функций морали является
достаточно условным, поскольку в реальности
они всегда тесно слиты друг с другом.
Мораль одновременно регулирует, воспитывает,
ориентирует, и.т.д. Именно в целостности
функционирования проявляется своеобразие
ее воздействия на бытие человека.
Список
литературы
- Апресян Р.Г.
Понятие общественной морали. Последствие
к дискуссии // Вопросы философии.
-2010.- № 2.
- Гусейнов
А.А., Апресян Р.Г. Этика. – Гардарики, 2002.-472с.
- Зеленкова
И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учеб. пособие
для студентов вузов.: Минск, 2001.- 368с.
- Кондрашов
В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетка. – Ростов
н/ Д, 1998.-512с.
- Ожегов С.И.
Словарь русского языка.-Москва, 2007-1200с.
- Попов Л.А
Этика: Курс лекций.- Москва, 1998.-160с.
- Словарь по
этике / под. ред. И.С. Кона - Москва, 1983.-445с.
- Этика: Учеб.
пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С.
Яскевич. – Минск, 2002.-509с.
Глоссарий
- Гуманизм-
1) человеколюбие как моральный принцип;
2) этико-философское направление.
- Идеал нравственный-
понятие морального сознания в к-ром предъявляемые
к людям нравственные требования выражаются
в виде образа нравственно совершенной
личности, представление о человеке, воплотившем
в себе все наиболее высокие моральные
качества (добродетель)
- Мораль- 1)
господство разума над аффектами; 2) стремление
к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие
мотивов; 4) способность жить в человеческом
общежитии; 5) человечность или общественную
форму отношений между людьми; 6) автономию
воли; 7) взаимность отношений, выраженную
в золотом правиле нравственности.
- Моральная
оценка- одобрение или осуждение моральным
сознанием различных явлений социальной
деятельности, при котором оно устанавливает
соответствие и несоответствие поступка,
черт характера личности, общественного
образа жизни определенными моральными
требованиями.
- Норма- одна
и наиболее простых форм нравственного
требования выступает в двояком виде-
как элемент моральных отношений и как
форма морального сознания.
- Нравственность-
внутренние, духовные качества, к-рыми
руководствуется человек, этические нормы;
правила поведения, определяемые этими
качествами. Человек безупречной нравственности.
- Обычаи- вид
общественной дисциплины; исторически
сложившаяся и распространенная в обществе
или коллективе форма действий, повторяющихся
в определенных обстоятельствах.
- Отношение
моральное- особый вид общественных отношений,
совокупность зависимостей и связей, которые
возникают у людей в процессе их нравственной
деятельности.
- Поведение- Совокупность
поступков и действий по отношению к окружающим.2)
Умение вести себя в соответствии с установленными
правилами распорядка.3) Реакция организма
на то или иное воздействие, раздражение.
- Принципы
моральные – одна из форм нравственного
сознания, в которой моральные требования
выражаются наиболее обобщенно. Принципы
раскрывают содержание той или иной нравственности,
выражают выработанные в моральном сознании
общества требования, касающиеся нравственной
сущности человека, его назначения, смысла
его жизни и характера взаимоотношений
между людьми.
- Традиции- 1)
То, что сложилось исторически и передается
из поколения в поколение путем преданий,
устно или письменно (идеи, знания, взгляды,
образ действий и т.п.).2) Укоренившийся
порядок в чем-л.; обычай.
- Ценности
моральные- одно из форм проявления моральных
отношений общества. Под Ц. понимается:
1) нравственное знание, достоинство личности
(группы лиц, коллектива) и ее поступков
или нравственные характеристики общественных
институтов. 2) ценностные представления,
относящиеся к области морального сознания,
моральные нормы, принципы, идеалы, понятие
добра и зла, справедливости, счастья.
Первые
моральные требования существовали
в виде табу- запретов в первобытном
обществе. []
На основе табу с течением
времени сложились многовековые
обычаи и традиции. Часть из
них оценивается как нравственные:
уважение к старшим, почтение
к предкам, взаимопомощь в труде,
храбрость в сражении и.т.д. т.е нормами
тогдашней морали являлись первобытные
равенство и коллективизм []
В античную эпоху, с возникновением
неравенства и рабства видоизменяется
мораль. На смену единой для
всех морали первобытного общества
приходит мораль, разделяющая людей:
рабство было не только проявлением социального
неравенства, но и нравственной проблемой.
Моральные права и обязанности впервые
ставятся в зависимость от такой ценности,
как свобода. Неравенство начало рассматриваться
как естественная и справедливая форма
человечески отношений. Первобытный коллективизм
сменился индивидуализмом.
В эпоху Средневековья религиозная
христианская мораль, зародилась
как идеология угнетенных и
гонимых, стала господствующей. В
ее основу легло представление
о Боге как высшем благе и источнике
всего сущего. Характерной чертой духовной
жизни этого периода был приоритет религии
и церкви. В области морали это проявлялось
в том, что церковь выступала с проповедью
единства, примирения богатых и бедных.
Одним из интереснейших моментов в развитии
морали – проявление в эпоху Средневековья
светской морали, возникшей на основе
христианской, но существующей независимо
от нее, параллельно ей. В ее рамках, в свою
очередь, выделялись рыцарская мораль
и придворный этикет.
Новую, свежую струю в истории морали внесла
эпоха Возрождения. Главным принципом
она провозгласила не любовь к Богу, а
любовь к человеку – принцип гуманизма,
который проявился прежде всего в ориентации
на самоценность и свободу человеческой
личности. []
Новое время принесло все большие
изменения в моральное сознание,
поведение и нравы людей. Поэтому
способствовали и оформление
индивидуальной цивилизации, и
первые буржуазные революции,
появление новых классов и
социальных групп. Нравственный
идеал воплощается в образе энергичного
делового человека, собственными силами
добивающегося богатства и положения
в обществе.