Мещанство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы изучить мещанство. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- раскрыть понятие и признаки мещанства;

- рассмотреть мещанство и русская революция: судьба одного культурного стереотипа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЩАНСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 4
2. МЕЩАНСТВО И РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: СУДЬБА ОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СТЕРЕОТИПА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

мещанство1.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     "Сэкономленные"  таким образом средства, о которых  центр ничего не знал и знать  не мог, распределялись между  заинтересованными лицами от  самых высоких чиновников до  рядовых "производителей" работ.  Брали за предоставление подряда, брали за подписание договора, за отпуск товара, брали за выдачу авансов и т.д. Давали взятки не только частные лица, но и учреждения – друг другу, точнее "ответственным лицам" для усиления заинтересованности в деле. Вывод участника "схемы", сделанный в январе 1921 г. (!), таков: эта стихийно развиваемая "производственная инициатива" играет колоссальную роль в социалистической экономике, только благодаря этому в стране что-то делается, и хозяйственная жизнь еще не остановилась совсем! [8.С.65]

     Как правило, выходцы из мещан обживали тыл, но среди них были и те, кто  оказался в Красной армии и  ЧК. Один екатеринославский юрист, оказавшись в городском ЧК, встретил там следователя  тов. Ральфа, старого знакомого. До революции  тот был театральным парикмахером, уволенным из театра по подозрению в краже. Теперь, прежде "запуганный и всегда полуголодный", он "превратился в изящно одетого комиссара, с золотой браслеткой на руке, с маникюром", имел золотой портсигар, наполненный папиросами, и маленький почти дамский браунинг для расстрелов прямо в кабинете. Чекист помог адвокату, благодаря которому сам избежал когда-то тюрьмы, выбраться на свободу. В 1920 г. в Киеве некто Агеев, комиссар по артиллерии XII армии, а до революции карточный шулер, обвинялся во взяточничестве, содержании игорных домов, разглашении за деньги приказов советской власти экономического характера. На суде подсудимый напирал на свои заслуги перед революцией, однако был приговорен к смертной казни.

     Так что ошибался В.В. Маяковский, когда писал: "Утихомирились бури революционных лон. / Подернулась тиной советская мешанина. / И вылезло из-за спины РСФСР / мурло мещанина". Это случилось гораздо раньше.

     Мещанство дало революции и новой власти не только перерожденцев. Среди профессиональных революционеров, идейных большевиков были выходцы из городских низов, не связанных с промышленным производством, например, Н.В. Фрунзе, С.М. Киров, А.С. Бубнов, Л.М. Карахан, В.М. Молотов, Н.И. Муралов, Ф.Ф. Раскольников, Я.М. Свердлов. Особенно много мещанок среди женщин-революционерок – некоторое образование и близость к очагам политической культуры делали из них "активных борцов за светлое будущее". Так, В.Н. Яковлева, в эмиграции она близко знала В.И. Ленина и Н.К. Крупскую, после революции с одинаковым успехом выполняла "различную советскую и партийную работу в Москве, Ленинграде и Сибири" во многих сферах – как в промышленности, так и в народном просвещении.

     После окончания Гражданской войны  писатели, "революцией призванные", взяли на себя миссию продолжения "не штыком, а пером" борьбы с контрреволюцией, к которой было отнесено и мещанство, как мелкобуржуазная культура, страшная своей серостью и массовостью, угроза "революционным завоеваниям". Продолжая традиции русской классической литературы и соединяя их с большевистской идеологией, М.А. Светлов, В.В. Маяковский, М.М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров высмеивали новых советских мещан. Они, дескать, и "желудки в панаме", и "механические граждане", одетые "не по-советски: добротно и солидно" [9.С.112].

     Но, преодолев все анкетные рогатки, именно горожане составили численное  большинство служащих новых советских  управленческих структур. Кто-то вступал  в РКП (б) в расчете на дивиденды, кто-то по идейным соображениям, но все они в одинаковой степени  стремились вырваться из нищенского существования, улучшить свои "бытовые условия". Благодаря их культурному влиянию советский бюрократический аппарат приобрел многие черты, позже обруганные как чуждые, но сыгравшие известную роль в преодолении сложных ситуаций 1930-40-х гг. Внутренняя сплоченность группы "сработавшихся" чиновников, невыдача "своих", взаимовыручка вплоть до "рука руку моет", высокая работоспособность и личная преданность начальнику-покровителю, как ни оценивай, но это черты советской командно-административной системы. С годами многое изменилось в СССР, но барды-шестидесятники все равно продолжали прославлять бессеребряничество, а советские поэты-песенники – "беспокойные сердца". С борьбы против "мещанства и равнодушия" начинались многие реформы и общественные движения.

     "Мещанство  – реальная угроза для любого  государства". Это уже совсем  свежее суждение одного из  борцов за восстановление морально-нравственных  традиций. "Осквернение духовных  высот русской культуры, открытое  глумление над дорогими истинно русскому человеку святынями, разрушение национальных традиций, складывавшихся веками" – вот что сейчас считается мещанством, толкающим народ к вырождению, а Россию – к пропасти. "Нас неуклонно теснят сплошные торговые ряды – чужие, самодовольные лица, с трудом выговаривающие русские слова, нагло цокающие языком и щелкающие пальцами", продолжает полемист, и мы понимаем, что это уже совсем другая тема. Цепь символов: погоня за наживой и достатком – рынок – торгующие на рынке лица нерусской национальности, таков логический прорыв из старого образа к задачам и лозунгам сегодняшнего дня. Социальный мираж живет и все дальше мигрирует от жизни. Итак, вглядевшись не в мифы, а в реальное бытие, придем к суждению: существование слоя индивидуалистического, довольствующегося весьма малым, уберегало (когда могло) страну от сильных встрясок. То, что называют мещанством, выполняло в обществе роль балласта – тормозило, но не давало перевернуться, когда слои с широким социальным зрением стремились, не считаясь с реальностью, к лучшему будущему.

 

Заключение

     В толковом словаре Даля дано следующее  определение: "мещанин - горожанин  низшего разряда, состоящий в  подушном окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат  также ремесленники, не записанные в купечество"; по словарю Ефремовой мещане - "городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих и т.п. в Российском государстве до 1917г. " По "Жалованной грамоте городам" (1785г) наименование "мещане" имело три значения:

     1) городовые обыватели,

     2) среднего рода люди ("среднего  рода людей или мещан название  есть следствие трудолюбия или  добронравия, чем и приобрели  отличное состояние"),

     3) мелкие торговцы и ремесленники.

     Слово "мещанин" за годы Советской власти приобрело стойкий негативный смысл, стало нарицательным. Например, братья Стругацкие характеризуют мещанина, как индивидуалиста, эгоиста, довольного собой и всегда уверенного в себе, недоступного для идей глупца; он ленив интеллектуально, уверен, что смысл жизни заключается в удовольствиях и развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и славы. А.М. Горький замечает: "одно из свойств мещанской души - раболепие, рабье преклонение перед авторитетами". Большая Советская энциклопедия: "мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность".

     Вглядевшись не в мифы, а в реальное бытие, придем к суждению: существование  слоя индивидуалистического, довольствующегося  весьма малым, уберегало (когда могло) страну от сильных встрясок. То, что называют мещанством, выполняло в обществе роль балласта – тормозило, но не давало перевернуться, когда слои с широким социальным зрением стремились, не считаясь с реальностью, к лучшему будущему.

 

Список литературы

 
  1. Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. [Текст]: учебное пособие / П. Вайль, А.  Генис. - М.: АСТ, 2006. – 290 с.
  2. Герцен, А.И. Былое и думы. [Текст]: Соч.: В9 т. Т. 5. // А.И. Герцен. - М.: Просвещение, 1956. – 387 с.
  3. Герцен. А.И. Концы и начала. [Текст]: Соч.: Т.7. // А.И. Герцен. - М.: Просвещение, 1958. – 412 с.
  4. Горький. М. Заметки о мещанстве. [Текст]: Собр. соч. Т. 23. // М. Горький. М.: Культура, 1953. – 430 с.
  5. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. [Текст]: словарь / В.  Даль. - М.: Культура, 2006. – 373 с.
  6. Мережковский. Д.С. Больная Россия. [Текст]: учебное пособие / Д.С. Мережковский. - Л.: Питер, 2001. – 355 с.
  7. Морозова, О. Мещанство и русская революция: судьба одного культурного стереотипа. [Текст]: О. Морозова // Ростовская электронная газета. - 2008. - №16. – С. 179.
  8. Полоцкая, Э.А. Пути человеческих героев. [Текст]: Кн.для учащихся / Э.А.  Полоцкая. - М.: Проспект, 2003. – 329 с.
  9. Рыбаков, К. Плохо ли быть мещанином? [Текст]: К. Рыбаков // Школа жизни. - 2007.- № 12. – С. 231.
  10. Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей. [Текст]: учебное пособие / А.П. Скафтымов. - М.: Культура, 2002. – 327 с.
  11. Уваров, В. Мещанство. [Текст]: В.  Уваров // Грани эпохи. - 2006. - № 28. – С. 219.

Информация о работе Мещанство