Культура «женского» стиля поведения и культура «мужского» стиля поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 09:36, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение культуры поведения и изучение различий между культурами «женского» и «мужского» стилей поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Характеристика культур «женского» и «мужского» стилей поведения……......................................................................................................2
Стили поведения в учебных заведениях России…………………………...5
Отличия стилей руководства…………………………………........................7
Результаты исследований в данной сфере………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………14

Работа содержит 1 файл

ЭПД.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Умение  вести себя в обществе - одно из условий  успеха в любом бизнесе.

     От  чего же зависит успех в предпринимательской  деятельности и вообще в любой  работе? Знания своего дела недостаточно для того, чтобы добиться успеха. Важнейшей стороной профессиональной морали делового человека, предпринимателя является деловой этикет. Предпринимателям, бизнесменам это кажется мелочью, и они не обращают на него должного внимания.

     Однако, знание культуры поведения и  делового этикета - необходимое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

     Целью данного реферата является рассмотрение культуры поведения и и изучение различий между культурами «женского» и «мужского» стилей поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  культур «женского» и «мужского» стилей поведения 

     В 70-х  годах прошлого века была обоснована концепция четырех измерений национальной культуры, которые вполне реально проявляются в жизни любой организации. «Коллективизм - индивидуализм», «Дистанция власти», «Избегание неопределенности», «Мужественность - женственность».

     В данном реферате рассматривается лишь последний параметр - «Мужественность-женственность».

     Подчеркну, что сами эти слова означают здесь  не половую принадлежность работников, а тот стиль поведения, которого люди неосознанно придерживаются в разнообразных производственных ситуациях.

     Различия  по параметру «мужественность-женственность» имеют важные последствия, как для  организационной структуры, так  и для взаимоотношений между  работниками. Например, в организациях с высоким показателем мужественности молодые люди обычно стремятся сделать карьеру на работе. И если это не удается, они считают себя неудачниками. В таких учреждениях интересы, потребности и цели организации считаются достаточным основанием для вмешательства в личную жизнь работников. В них обычно меньше женщин, занятых на квалифицированных и хорошо оплачиваемых работах, а представители слабого пола, которые занимают достойные (порой руководящие) должности обычно ведут себя совсем не по-женски, отличаются напористостью и агрессивностью. В таких организациях часто случаются стрессы, связанные с работой.

     Обсуждаемый параметр означает приверженность работников к мужскому или женскому стереотипу поведения и не зависит от соотношения в коллективе сотрудников того или иного пола.

     Представленная  ниже таблица 1 представляет попытку  сравнения «мужского» и «женского» типа культуры с точки зрения одинаковых параметров рассмотрения. 

     Таблица 1. Характеристики организационных  культур «мужского» и «женского» типа  

     Параметры культуры      «Мужская» культура организации      «Женская» культура организации
     Роль  мужчины и женщины      Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать  детей      Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием  детей
     Доминирование      Мужчина должен доминировать в любой ситуации      Различие  между полами не влияет на занятие  властных позиций
     Главная ценность      Успех - единственное, что значимо в  жизни      Главное - качество жизни
     Жизнь и работа      Жить  для работы      Работаю, чтобы жить
     Что является важным      Деньги  и хорошие материальные условия      Мужчины и окружение
     Стремление      Всегда  быть лучшим      Ориентация  на равенство, не пытаться казаться лучше  других
 
 
 
     Отношение к свободе
 
 
 
     Независимость
 
 
 
     Солидарность
     Чувство      Уважать тех, кто добился успеха      Сочувствие неудачникам
     Принятие  решений      Логика      Интуиция
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стили поведения в учебных заведениях России 

     Для примера можно рассмотреть стили поведения по критерию «мужественность-женственность» в учебных заведений современной России.

     Рассмотрим таблицу 2. В данной таблице представлены «крайние» варианты проявления в учебном процессе «мужественности» и «женственности». Скорее всего, у вас в школах России будет представлен некий смешанный вариант.  

     Таблица 2. Особенности учебного процесса в организациях с «женским» и «мужским» типом культуры

           Особенности учебного процесса в  организациях с «женским»  типом культуры      Особенности учебного процесса в  организациях с «мужским»  типом культуры
           Учителя избегают открыто хвалить учеников      Учителя открыто хвалят хороших учеников
           Учителя рассматривают средних учеников как норму       Учителя рассматривают лучших учеников как  норму
           Система нацелена на социальную адаптацию      Система нацелена на академические успехи
           Провал  ученика в школе рассматривается  как незначительное событие      Провал  ученика в школе - тяжелый удар по самооценке
           В учителях ученики ценят дружелюбие      В учителях ученики ценят блеск, исключительность, талантливость
           Ученики ориентированы на проявление солидарности      Ученики конкурируют друг с другом на уроке
           Ученики стараются вести себя скромно, выделяться неприлично      Ученики стараются выделиться, чтобы их заметили
 

     Анализируя  представленные данные, можно обратить внимание на то, что в организациях «женского» типа к ученику относятся  очень душевно, и неудачи не меняют отношения к нему. На уроках учащиеся стараются не выделяться, казаться «всезнайкой» здесь считается неприличным. В школах же с «мужскими» отношениями мы можем наблюдать противоположную картину: от ученика ожидают исключительности, ошибки тяжело переживаются как самим ребенком, так и учителем. Ученики не считают зазорным старание выделиться из общей массы.

     Здесь разумнее не сравнивать данные типы в препозиции «хуже» - «лучше», а попробовать отметить риски (опасности, проблемы) преобладания того или иного типа. В организациях «женского» типа культуры, это - трудность достижения результативности; сложность управленческой деятельности (руководить, сохраняя добрые отношения). Для организаций «мужского» типа характерны: опасность позиции «Работа - это все» (при возникновении больших проблем на работе кажется, что рушится вся жизнь); некомфортный климат организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Отличия стилей руководства

     Мужчины чаще ориентируются на задачу, тогда как женщины уделяют больше внимания межличностным отношениям. Мужчины также чаще принимают на себя продуманные риски и обладают высоким самоуважением, тогда как женщины проявляют больше мягкости и более эффективны, когда дело доходит до решения проблем.

     Большинство из нас комбинирует мужской и  женский стили поведения в зависимости от обстоятельств. Исследователи утверждают, что в основной массе люди более склонны к женской модели поведения, нежели мужской. В тоже время мы, осознавая отличия «мужской» и «женской» ролей, ожидаем от людей, что они будут вести себя определенным образом в зависимости от того, к какому полу они принадлежат. А когда наши ожидания не оправдываются, мы склонны занижать лидерские способности индивидуума, не взирая на то, насколько он в действительности был эффективен как лидер.

     Исследования  доказывают, что в лабораторных условиях, где отсутствуют факторы влияния  внешней среды, лидеры-мужчины оцениваются  как более эффективные, нежели лидеры-женщины. То есть, несмотря на то, что мужчины и женщины демонстрируют одинаковые результаты, представление об их эффективности отличается.

     Но, по словам ученых, подобных различий в оценке эффективности лидеров-мужчин и лидеров-женщин в реальном мире внутри компаний все же меньше. Восприятие отличается, если человек работает в компании, где уже зарекомендовал себя как эффективный сотрудник. В реальности существуют определенные системы взаимодействия, есть четкие представления о том, за какие заслуги сотрудник может получить повышение по службе. В лабораторных условиях эти факторы отсутствуют.

     В действительности степень, в которой женщинам-руководителям приходится руководствоваться «мужскими» или «женскими» моделями поведения, в значительной мере определяется тем, какова культура организации. Если в компании преобладает «мужская» культура, а стиль руководства менеджера-женщины ближе к «женскому», то велик риск того, что она будет оценена как неэффективный руководитель, поскольку не будет соответствовать ожиданиям своего окружения.

     Дело  вовсе не в том, какой стиль  руководства лучше – «женский»  или «мужской». Важно просто принимать во внимание данный аспект, поскольку он оказывает значительное влияние на эффективность взаимодействия внутри организации. Поэтому советуется женщинам-руководителям внимательно изучить свое окружение и понять, какова культура компании. Имея представление о том, какой стиль лидерства ближе для организации, можно и нужно корректировать свой собственный.

     Для того чтобы определить и собственный  стиль лидерства, и стили других людей в окружении, иностранные психологи рекомендует использовать систему оценки Bem Sex-Role Inventory . Используя 60 прилагательных, отождествляемых с мужским родом, женским родом и нейтральные, вы должны описать себя или другого человека.

     Обладая возможностью осознанно использовать одновременно и «мужскую», и «женскую»  модели поведения, каждый лидер способен взаимодействовать со своим окружением, не вступая в конфликт. Ведь именно гармоничные отношения приводят компании к настоящим результатам и настоящей эффективности.

     Проблемы, возникающие при межкультурном  общении представителей культур, находящихся  на разных полюсах шкалы «боязнь неопределенности», легко предугадать: во время переговоров представители культур с высокой боязнью неопределенности будут стремиться медленно и осторожно обсуждать ситуацию и принимать решения, им потребуется тщательное и подробное планирование, что будет вызывать негативную реакцию представителей культур с низкой боязнью неопределенности.

     Мужской, называют культуру, в которой ценится тщеславие, стремление к успеху, признание достижений и забота о высоком достатке, а женской – ту, в которой превалирует значимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих людях.

     В мужской культуре, в противовес женской, доминируют такие ценности, как настойчивость, жесткость в достижении цели, деньги, материальное благополучие. Культуры с мужским началом, характерные, например, для Ирландии, Филиппин, Греции, стран Южной Африки, Австрии, Японии, Италии, добиваются успеха в производстве, особенно там, где надо работать продуктивно, хорошо и быстро. Половые различия мужских и женских ролей в этом обществе четко обозначены: мальчиков учат быть решительными и настойчивыми, а девочек – покладистыми и заботливыми.

     Культуры  с женским началом, присущие Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Нидерландам, ценят заботу и внимание. Мужчины  не должны быть напористы, им надлежит принимать участие в воспитании детей. Человек и мир вокруг него являются ценностью. В обществе проповедуется социальное равенство полов, сочувствие неудачникам. В такого вида культурах наиболее успешна деятельность в сферах обслуживания, например, консультативные услуги или работа на транспорте, то есть там, где все направлено на удовлетворение потребностей заказчика.

Информация о работе Культура «женского» стиля поведения и культура «мужского» стиля поведения