Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:24, контрольная работа
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Введение
Глава I «Коммуникативные качества речи»
1.1 Правильность речи
1.2 Точность речи
1.3 Понятность речи
1.4 Богатство и разнообразие речи
1.5 Чистота речи
1.6 Выразительность речи
Глава II «Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический»
2.1 Нормативный аспект
2.2 Коммуникативный аспект
2.3 Этический аспект
Заключение
Список литературы
Широкие возможности разнообразить речь предоставляет синтаксис русского языка с его необычайно разветвленной синонимией и вариантностью, системой параллельных конструкций и почти свободным порядком слов. Синтаксические синонимы, параллельные обороты речи, имеющие общее грамматическое значение, но различающиеся семантическими или стилистическими оттенками, во многих случаях могут быть взаимозаменяемы, что позволяет выразить одну и ту же мысль разнообразными языковыми средствами.
Русский язык обогащается за счет появления новых слов и выражений, сочетаний и развития новых значений у слов и сочетаний, уже существующих в языке. Инновации в языке отражают изменения, которые произошли в реальной действительности, общественной действительности человека и его миропонимания или являются результатом внутриязыковых процессов. Художественная литература играет первостепенную роль в закреплении инноваций в литературном языке. Подлинно художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению мысли, своеобразному использованию средств языка. Они являются основным источником обогащения общества и отдельных людей.
Способствует обогащению речи и публицистический стиль, характеризующийся тенденцией к устранению речевых штампов, к оживлению повествования свежими словесными оборотами. Публицисты постоянно ищут языковые средства, рассчитанные на эмоциональное воздействие, широко и творчески используют при этом богатство языка. В газетной публицистике быстрее, чем где бы то ни было, находятся отражения изменения, происходящее в разговорной речи, что способствует их закреплению в общем употреблении. Многие слова и словосочетания в публицистике приобретают оценочный оттенок и расширяют свое знание. Вместе с тем некоторые газетные сообщения пестрят примелькавшимися, невыразительными словами и словосочетаниями.
Речевыми штампами, шаблонами, объединяющими речь, лишающими ее выразительности, самобытности. Речь газеты, так же как и деловых бумаг, является основным источником штампов. Отсюда они проникают в разговорную и художественную речь, порождая однообразие и бедность.
Официально-деловой стиль с его стандартизацией, широко распространенным словесными формулами, штампами, трафаретами, облегчающими общение в области правовых отношений, самый бедный, однообразный, по сравнению с другими. Однако и деловую речь в соответствии с ее функциональной внутренней дифференциацией можно и нужно разнообразить, включая в нее элементы других стилей. Стандартизация и в официально-деловом стиле должна иметь разумные пределы; здесь, как и в других стилях должно соблюдаться чувство соразмерности и сообразительности.
В научной речи выбор языковых средств полностью подчинен логике мысли. Это строго обдуманная речь, систематизированная, призванная точно, логически последовательно выражать сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними, что, однако, не препятствует ее богатству и разнообразию. Научный стиль в определенной степени (правда, в значительно меньшей по сравнению с художественным публицистическим и разговорным) способствует обогащению языка, прежде всего за счет лексики и словосочетаний терминологического характера.
1.5 Чистота речи
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов -«сорняков», слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим - значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др.
Слова -«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.
Чистота речи часто нарушается из-за использования так называемых речевых штампов (выражения с потускневшим лексическим значением) и канцеляризмов (слов и выражений, характерных для текстов официально-делового стиля, употребленных в живой речи или в художественной литературе).
Слова-сорняки, или слова-паразиты, засоряют речь. В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать), частицы (ну, вот, это, как его). Употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в словесный материал, объединяющий речь, снижающий его значимость. От употребления слов-паразитов нужно избавляться, строго контролируя свою речь и речь окружающих. В художественной речи подобные элементы могут использоваться для создания речевой характеристики персонажа.
1.6 Выразительность речи
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
Под выразительностью речи понимается такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Одним из основных условий
выразительности является
В значительной степени выразительность
речи зависит и от отношения автора к содержанию
высказывания. Внутренняя убежденность
говорящего в значимости высказывания,
интерес, неравнодушие к его содержанию
придает речи, особенно устной, эмоциональную
окраску.
Глава II «Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический»
Наиболее подробно материал по данному вопросу изложен в учебных пособиях Л.А. Введенской, О.Я. Гойхмана и К.С. Горбачевича, Е.Н. Зверевой.
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный (изучение и кодификация норм языка), коммуникативный (изучение и функциональная дифференциация выразительных средств языка) и этический (описание речевого этикета, эффективных приемов общения).
2.1 Нормативный аспект
Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Языковые нормы – явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обработанной и письменно закрепленной разновидности, - языка литературного. Национальный язык – общий язык всей нации, охватывает все сферы речевой деятельности людей. Его высшей формой является литературный – язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.
Языковая
норма имеет следующие
1) устойчивость
и стабильность, обеспечивающие
равновесие системы языка на
протяжении длительного
2) общераспространенность
и общеобязательность
3) литературная
традиция и авторитет
4) культурно-эстетическое
восприятие языка и его фактов;
в норме закреплено все лучшее,
что создано в речевом
5) динамический
характер, обусловленный развитием
всей системы языка,
6) возможность
языкового «плюрализма» как
Однако
культура речи не может быть сведена
к перечню запретов и определений
«правильно – неправильно». Понятие
«культура речи» связано с
закономерностями и особенностями
функционирования языка, а также
с речевой деятельностью во всем
ее многообразии. Оно включает в
себя и предоставляемую языковой
системой возможность находить для
выражения конкретного
2.2 Коммуникативный аспект
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практики в соответствии с коммуникативными задачами.
Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г.О. Винокур писал: «Для каждой цели – свои средства, таков должен быть лозунг лингвинистически культурного общества».
Коммуникативная
целесообразность считается одной
из главных категорий теории культуры
речи, поэтому важно знать основные
коммуникативные качества речи и
учитывать их в процессе речевого
взаимодействия. В соответствии с
требованиями коммуникативного аспекта
культуры речи носители языка должны
владеть функциональными
Высокая культура речи заключается «…в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое, и наиболее уместное, и, следовательно, стилистически оправданное», как заметил в свое время С.И. Ожегов.
Соблюдение речевых норм, правильность речи – основное требование речевого взаимодействия. Коммуникативный аспект культуры речи представляет собой высшую степень владения языком. Языковое мастерство, умение правильно выстроить речь в соответствии с замыслом, умение пользоваться богатством и разнообразием языковых средств, образность и
выразительность
речи – все это позволит успешно
применять речевые тактики и
стратегии в общении. Посредством
языка можно по-разному
от Вас зависит, каким Вы отдадите предпочтение.
Грамотное и рациональное
2.3 Этический аспект
Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Некоторые правила принимаются людьми просто как данность, как нечто неоспоримое и обязательное, другие носят
рекомендательный характер (они касаются оценки личностью себя
самого и своего места в общении)
Этикет касается и форм обращения, и поведения в общественных местах, и манер, и одежды и т.д. Соблюдение элементарных правил поведения позволяет нам чувствовать себя комфортно в любой ситуации.
Этический аспект помогает согласовать все стороны общения. Поэтому при анализе и нормативного, и коммуникативного аспектов культуры речи невозможно не затронуть и этического аспекта. Это не самостоятельная категория, которая существует вне связи с другими. Законы этики вытекают
из законов оптимального взаимодействия и, следовательно, должны учитываться коммуникантами на всех уровнях общения. Обязательность их соблюдения диктуется необходимостью нести ответственность за слова и поступки, а нарушение препятствует взаимопониманию, создает барьеры общения. «Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи».