Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:50, реферат
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения.
Введение
1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации
2. Классификация конфликтов и модели поведения в конфликте
3. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации
4. Разрешения конфликтов. Посредничество в конфликте третьего лица
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Шахтинский институт (филиал)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный технический университет»
(Новочеркасский политехнический институт)
Факультет: ОЗДО
Кафедра: «Информационные технологии и управление»
Специальность: 080505 «Управление персоналом»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Культура поведения в конфликтной ситуации»
по дисциплине:
«Этика деловых отношений»
Работу выполнил студент группы УП 3-3 М.М. Андреева
Работу принял к.с.н., доцент С.С. Беликова
Допущена к защите Защита принята с оценкой_______
«____»_______2012г.
г. Шахты
2012 год
3. Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации
4. Разрешения конфликтов. Посредничество в конфликте третьего лица
Список использованной литературы
В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Обращение с организационными конфликтами – это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Умелое обращение с конфликтами включает в себя как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае их возникновения, управление ими. Последнее представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов.
Диалектика любого конфликта состоит в том, что он не просто сталкивает в противоборстве некие объекты. В ходе разрешения собственно конфликта его участники нередко находят пути улучшения какой-либо ситуации или проблемы, что в конечном итоге улучшает жизнь и делает вечно актуальной тему настоящей работы. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.
Проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш-выигрыш».
В психологии под конфликтом (англ. conflict; от лат. conflictus – столкновение), как правило, понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов [2].
В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта:
1) биполярность (носитель противоречия)
Подразумевается наличие в любом конфликте противостоящих тенденций. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностной или о межгрупповом – в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.
2) активность, направленная на преодоление противоречия;
Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д.
3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта)
Этот признак подчеркивает «социальность» конфликта, делая его «человеческим явлением», отличая, например, от борьбы в животном мире.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу или стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения или же несовпадение интересов, желаний.
Довольно часто мы бываем вовлечены в разного рода конфликты – служебные, бытовые, личные. Ни один конфликт не проходит для нас бесследно. Их итогом становятся стрессы различной интенсивности, ведущие к расстройствам нервной системы, общему снижению тонуса организма, к заболеваниям.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их и, коль скоро мы оказались в них втянуты, выходить из острых ситуаций. Для этого, прежде всего, необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам.
Итак, к конфликтам располагает следующее поведение:
–высказывание партнёру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;
–перебивание собеседника при высказывании им своего мнения; несдержанность;
–открытое проявление личной антипатии к человеку;
–постоянные или частые мелочные придирки;
–принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»;
–угроза;
–подчёркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
–заниженная оценка вклада партнёра в общее дело; преувеличение собственного вклада, своей роли;
–устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;
–постоянное навязывание своей точки зрения;
–неискренность;
–резкое ускорение темпа беседы, её неожиданное свёртывание;
–игнорирование вами попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.
2. Классификация конфликтов
Существует обыденное представление, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Таблица 1. Классификация конфликтов
Признак классификации | Виды конфликтов |
По действию на функционирование группы организации | Конструктивные (функциональные) Деструктивные (дисфункциональные) |
По содержанию | Реалистические (предметные) Нереалистические (беспредметные) |
По характеру участников | Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые |
Конфликты делятся по действию на функционирование группы организации на:
-Конструктивные (функциональные)
-Деструктивные (дисфункциональные)
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции – только как об отрицательной, а о своей позиции – как об исключительно положительной.
4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Конфликты делятся по содержанию на:
-Реалистические (предметные)
-Нереалистические (беспредметные)
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Конфликты делятся по характеру участников на:
Информация о работе Культура поведения в конфликтной ситуации