Культура и этика предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить такие понятия как культура и этика предпринимательства, так как они играют важную роль в функционировании предприятия. Изучить порядок организации и развития собственного дела
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Получить представления об истории и содержании предпринимательской деятельности.
2. Подробно рассмотреть и изучить понятия культуры и этики предпринимательства.
3. Изучение форм и видов предпринимательской деятельности.
4. Составить план по созданию новой организации сферы обслуживания.

Содержание

Введение 3
1.Культура и этика предпринимательства 5
1.1 Сущность культуры предпринимательства 5
1.2 Культура предпринимательских организаций 11
1.3 Этика предпринимательства 16
1.4 Деловые отношения 22
2. Практическая часть 25
2.1 Генерация идеи 25
2.2 Форма организации 26
2.3 Персонал организации 26
2.4 План-график 30
2.5 Производственные факторы 31
2.6 Структура организации 34
2.7 Задачи персонала 35
2.8 Методы отбора персонала 36
2.9 План проведения интервью 37
2.10 Культура организации 38
2.11 Рекламная политика 40
2.12 Система налогообложения 40
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая Гулька.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культуру предприятия можно считать слабой в следующих случаях:

• отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;

• отсутствуют стратегические цели;

• отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);

• отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

• руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис 1):

 

Рис. 1 Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации.

Культура предпринимательской организации определяется рядом внешних и внутренних факторов, важнейшие среди которых следующие:

 внимание работников организации должно быть направлено на внешние задачи, в числе которых относительная открытость, чёткое и качественное обслуживание клиентов, хорошие взаимоотношения  с потребителями;

 работники организации должны быть преданы её интересам, полностью информированы о том, какова их роль в достижении промежуточных и конечной целей организации;

 принятие решений в организации должно быть децентрализовано, предпочтение должно отдаваться групповым формам принятия решений;

 деятельность организации должна быть подчинена заранее составленным планам, должно быть налажено тесное сотрудничество между отдельными работниками и группами работников;

 в организации должны использоваться инновационные процессы, а организация должна быть готова к риску, связанному с инновациями.

Культура организаций наряду с культурой самих предпринимателей, уровня деловой этики и культуры деловых отношений являются важнейшей частью общего понятия культуры предпринимательства.

Основные принципы культуры предпринимательской организации – это обобщённые представления, которые дают возможность верно формировать своё поведение, отношение к чему-либо, свои действия.

1.             В рамках служебного положения не допускать по отношению к своим подчинённым, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и прочим таких поступков, каких бы не желал по отношению к себе.

2.             Исправлять этические нарушения независимо от того, кем и когда они были допущены.

3.             Обеспечивать справедливость при наделении сотрудников необходимыми для служебной деятельности ресурсами (финансовыми, материальными и др.)

4.             При разработке и принятии решений в деловых отношениях за основу принимать индивидуальное и коллективное начало.

5.             Служебное поведение и действия сотрудника этичны, если они способствуют развитию организации или её подразделения с моральной точки зрения или хотя бы не нарушают этических норм.

6.             Не допускать давления по отношению к подчиненным.

7.                Не бояться иметь собственное мнение при решении деловых вопросов.

8.             При воздействии на потребителя, коллектив, сотрудника учитывать силу возможного противодействия.

9.             Внедрять этические стандарты в организации с помощью руководителя и всех сотрудников.

10.        Стремиться к бесконфликтности.

11.        Не ограничивать свободу других.

12.        Авансировать доверие, в том числе к компетентности сотрудника, его чувству ответственности и т.п.

13.        Поступать этично самому и способствовать такому же поведению коллег.

14.        Не критиковать конкурента (не только внешнего, но и внутреннего – соседний отдел, отдельные сотрудники).

Корпоративная культура – это качественная реализация позитивного корпоративизма на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых сообществом фирмы, которые определяют его поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента, с уче- том социально-этической ответственности. Она становится атрибутом со-  временной фирмы, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей ее и работника, качественное улучшение их совместной жизнедеятельности.

Корпоративная культура обеспечивает:

- формирование морально-этических ценностей и установок жизнедея- тельности фирмы, побуждающих потенциал интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов на эффективную реализацию ее миссии:

- упрочнение связей (социальное партнерство) работников с руководством фирмы, чувства общности (солидарности) всех уровней работников вокруг ценностей, норм, традиций и повышение их ответственности за качество деятельности:

- организацию работы и распоряжение человеческими ресурсами таким образом, чтобы деятельность фирмы обеспечивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто в ней работает: 

- создание фирменного стиля, направленного на развитие культуры ка- чества, процветание фирмы, стимулирования удовлетворенности трудом работников и повышение социального вклада в общество:

- завоевание благожелательного отношения со стороны общественности, находящейся вовне фирмы.

Отдельные исследователи считают, что можно определить, культурна ли фирма, собственником (или управляющим) которой ты являешься, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:

- готова ли фирма к риску и нововведениям;

- направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;

- акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);

- не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

- ориентировано ли стимулирование работников на конечные индивидуальные результаты;

- децентрализовано ли принятие решений в фирме;

- отдается ли предпочтение групповым формам принятия решений;

- подчинена ли деятельность заранее составленным планам;

- сопровождается ли работа инновационными процессами;

- имеется ли сотрудничество между группами и отдельными работникам;

- верны ли сотрудники интересам фирмы и преданны ли ей;

- информированы ли они целиком о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

- неформальны ли отношения в фирме;

- является ли фирма открытой для высшей системы.


                     1.3  Этика предпринимательства

Реализуя себя в качестве предпринимателя, человек имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, различными документами, производственными и снабженческими - сбытовыми процессами, но и с постоянным общением с людьми.

Руководя подчиненными, советуясь со специалистами, ведя переговоры с партнерами, предприниматель постоянно контактирует с самым сложным механизмом – с человеком. От имиджа, умения общаться во многом зависят репутация, авторитет и, соответственно, успех дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, врожденная склонность. Предпринимательство – это и культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель всегда должен быть культурным человеком, хотя бы потому, что  заинтересован в постоянном успехе.

Этика – это, прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым нормам и нравственным ценностям.

Под этикой мы понимаем и практическую реализацию этих норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому следует различать этику как идеал и этику как действие.

Предпринимателя интересует в первую очередь профессиональная этика. Следовательно, речь идёт о нормах этического поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этические нормы предпринимательства. Экономическая свобода предусматривает нравственные, этические нормы поведения предпринимателя. Поэтому в процессе любой деятельности требуется обоюдное соблюдение этических норм, как со стороны руководителя- предпринимателя, так и со стороны коллектива работников.

Возрастание нравственного, этического фактора в бизнесе и управлении – закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества.

Главное в соблюдении служебной и административной этики – придерживаться принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих в организации и управлении производством (предприятием), создать атмосферу отношения к служебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу.

Недопустимо наличие у предпринимателей и менеджеров качеств, как: несправедливость, взяточничество, необъективность в подборе кадров, злоупотребление властью и т.д.

Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения, она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе её внимания – цели и средства, используемые обеими сторонами. Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные.

К наиболее распространённым вариантам неэтичной деловой практики относятся взятки, подделки документов, недостоверные финансовые отчёты, искусственное завышение цен и т.п.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

      снижение общего уровня этических ценностей в обществе, что якобы оправдывает неэтичное поведение предпринимателей;

      отсутствие у рядовых работников компромисса между личными ценностями и интересами предприятия;

      отсутствие должного эффекта от вознаграждения подчинённых за этичное поведение;

      конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имеет поведение руководителей. В широком смысле то, что делает и как ведёт себя хозяин, - основной фактор влияния на поведение своих подчинённых.

Этические нормы включают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники. Этические нормативы разрабатываются с учётом целей организации, необходимости создания нормальной трудовой и морально-психологической атмосферы.

К действиям, нарушающим этические нормативы, относятся: взятки, вымогательство, дорогие подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах предприятия и т.д.

Многие предприятия специально практикуют обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работников знакомят с этикой предпринимательства и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Для того чтобы руководители высокого уровня служили моделями надлежащего этичного поведения, предприятия должны повысить свои этические стандарты.

Управленческая этика – это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно – хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем предпринимательства и менеджмента. Основополагающими её принципами являются гуманизм и демократизм, социальная справедливость, суверенность личности, бережное отношение к природе.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из таких являются профессиональные моральные кодексы. В них обоснована обязательность изучения нравственных качеств личности, сформулированы требования к управленческой деятельности, представлены правила делового общения.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Информация о работе Культура и этика предпринимательства