Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:21, реферат
В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистки, несмотря на сохранение лексического единства (“старое доброе вино”, “добрый конь”, добрая работа”, “доброе деяние”, “одобрение”), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова “добро”.
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это – узловые пункты человеческого познания.
В этическом отношении эти
Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.
Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.
Данное тестирование необходимо проводить
по всем этическим категориям, которые
весьма многочисленны. Эти категории
принято классифицировать. Одни ученые
делят их на структурные и
Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант – категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.
Приняв за основу вторую позицию, среди
категорий этики можно
На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы:
1. категории собственно морального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор)
2. категории нравственных
3. категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.
В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали – все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» — как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом — с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.
Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла.
Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
- умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!19
Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то, что надо окунуться в зло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Эта идея проходит через
всю историю философии и
Поэтому, во-вторых, без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай, хотя эту дорогу надо знать обязательно:, чтобы не оказаться на ней в своих благих намерениях, памятуя известную поговорку: “Благими намерениями выложена дорога в Ад”.
Тем более что, как правило, эта дорога начинается в собственной душе.
В-третьих, добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла. Иными словами, действительное добро - это деяние добра, как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований.
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводится к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнения в том, насколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным (и прельщающим) искушениям.
Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он, конечно же, заключается в выборе между добром и злом. Но и трудность первого, или исходного, морального выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой карьеры - служебный и профессиональный успех, альтернативой корысти - польза, альтернативой похоти - личное счастье. Иными словами, случается, что человеку приходится выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.
При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это - решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом.
Например, как относиться
к аборту? Не к абортам вообще:
вообще - ясно, что необходимо делать
все, чтобы не оказываться в ситуации,
когда встает вопрос об аборте, иными
словами, абортов следует избегать.
Тем не менее в силу разных причин
возникают ситуации, когда перед
женщиной или в, случае ситуации более
благоприятной, перед женщиной и
мужчиной встает вопрос об аборте. Аборт
- зло. Но “нежеланность” ребенка - тоже
зло. Или возможные, обусловленные
какими-то заболеваниями, отрицательные
медицинские последствия
На этом уровне морали выбор
особенно труден. Тем более в ситуациях,
когда приходится выбирать по принципу
“ наименьшего зла”. Подобного
рода ситуации всегда воспринимаются
моральным сознанием как
Другой практически важный аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло, будучи “сбалансированными” на уровне понятий, предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). “Попустительство злу” - морально предосудительно, “потворствование злу”, т.е. содействие злу, - недопустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла.
Однако “попустительствование добру” - фактически морально нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а “потвор- ствование добру” воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не предается особого значения.
Вообще получается, что
с моральной точки зрения вред
зла значительнее, нежели благо добра.
Недопущение несправедливости, с
моральной точки зрения, существеннее,
чем творение милосердия: зло несправедливости
- более разрушительно для
Зло нередко предстает не только как убийство, ложь, глубочайший эгоцентризм, выживание за счет всех остальных, война всех против всех по принципу: “умри ты, но я останусь жить”. Со злом связывается и нонконформизм', не дающий окостенеть порядку; а вместе с тем и нетривиальность, новаторство, творчество, пусть даже как поиск нового, нестандартного.
Взгляды о несостоятельности
того, что принято считать добром,
высказывали уже софисты. О политической
целесообразности несправедливости говорил
Н. Макиавелли. В социально-экономическом
плане, пожалуй, первым позитивную роль
того, что с обыденной точки
зрения воспринимается как зло, прямо
попытался объяснить и
носителей, зло же - энергично,
целеустремленно, аристократично. В
невдумчивой проповеди добра
действительно может скрываться
всего лишь поверхностная
Выше упоминалась пословица
“Благими намерениями вымощена дорога
в ад”. В ней содержатся глубокий
философский и культурно-